Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру
Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.
Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.
Содержание:
- История промысла
- Цвета росписи
- Элементы и узоры
- Техника выполнения
Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.
Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.
С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.
Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.
Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения.
Основными цветами являются:
- белый, используемый для костяного фарфора;
- цветная майолика;
- оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
- глухой кобальт.
Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.
Основные цвета
Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.
Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:
- Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
- Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
- Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись.
Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.
Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.
Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:
- сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
- орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
- растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
- животные (чаще всего это птицы).
Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.
Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.
Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.
Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.
техника росписи, поэтапное рисование элементов и орнаментов для начинающих
Истории о том, что очевидная неудача может обернуться неожиданной стороной и оказаться ключиком к успеху, время от времени повторяются. И примером тому могут стать знаменитые на весь мир гжельские узоры. В местах с неплодородной почвой, с которой никак не могли совладать старательные пахари, была найдена белая высококачественная глина. И ее стали использовать алхимики, а уже потом гончары. Гончарное искусство, родившееся в районе Гжели, насчитывает не менее 400 лет.
История возникновения гжельских узоров и орнаментов
Слово «Гжель» — это географическое название нескольких деревень в 60 км от Москвы, которые ассоциируются с легко узнаваемым белым фарфором с голубой росписью. Гжель связана и с возникновением в России самого фарфора, уникальную рецептуру которого Д. Виноградов создавал конкретно на белой гжельской глине. И не менее интересна история самих узоров и орнаментов гжели, таких легких и лаконичных, не похожих на иные элементы народных промыслов.
Долгое время гжельские мастера искали новые колористические решения, и привычный бело-синий формат появился сравнительно недавно – в середине позапрошлого века. А до того высокий спрос отличал майоликовую посуду с цветной яркой росписью. Бело-синие решения – мода, которая пришла еще с петровских времен, и это связано с привезенным из Голландии расписным фаянсом. Зарубежная идея легла в основу русского промысла. Надо сказать, что когда-то сами голландцы позаимствовали сине-белые узоры у китайцев.
Делфтский фаянс (Голландия)
Гжель называли «русским Стаффорширом», вот только отличало узоры гжели особое послание, которое передавалось и в технике, и в выборе элементов гжели, и в их сочетании. Синее небо, белые церквушки, золотые купола – это элементы гжельской росписи, ставшие отражением русской ментальности. И ставшие одним из самых узнаваемых брендов русской народной культуры.
Цветовая гамма гжельской росписи
Традиционно сложилось так, что рисунок выполняется только оттенками синего. На фоновом белом цвете фарфора мастер одним колером способен передать всю палитру мироздания. Но ведь и синий может быть разным: от блекло-голубого до выразительного глубокого синего, переходящего в оттенки ночи. Используется и темный кобальтовый цвет. И довершает лаконичный гжельский рисунок платиновый или золотой декор.
А до того популярной была лубочная гжель, когда посуду мастера расписывали синими, желтыми, коричневыми и фиолетовыми красками все по тому же белому фону. Но самыми красивыми изделиями промысла считаются надглазурные образцы: цветные краски умелец наносил прямо по глазури. После этого посуда или другие изделия должны быть пройти три, а то и четыре обжига.
Мотивы и элементы
Изображение сельской жизни в гжели
Тематика росписи – это отображение мировосприятия мастером, традиционное и культурное осмысление жизни, ее течения и основных событий. Художники могут обращаться к иконописным элементам, они запечатлевают сценки быта, наблюдения за естеством природы.
Тематика рисунка дифференцируется на 4 вида:
- сюжетный рисунок – предполагает отображение времен года, пейзажей;
- орнаментальный – это привычные сетки-гребенки, жемчужинки, а также усики, капельки, отводки и шашечки;
- растительные мотивы – ягоды, бутоны, трава, ветки и злаки;
- животные – обычно это птицы.
Природные мотивы и архитектуру сегодня часто можно обнаружить на чайных сервизах и другой посуде гжели. До сих пор на изделиях мастера изображают крестьянские строения, широкие городские улочки, церквушки. Популярен и цветочный орнамент: взять ту же гжельскую розу, перекочевавшую с фарфора на принт на одежде и т.д.
Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров
Сегодня элементы росписи гжель для детей и взрослых вновь востребованы в различных образовательных продуктах. Ребенок в подготовительном периоде учится рисовать по трафаретам, затем поэтапно прорисовывает простые элементы росписи, узнавая стиль и «набивая руку». Но то же может научиться делать и взрослый, даже далекий от изобразительного искусства человек.
Ситчик
Для работы понадобится длинноворсовая тонкая кисть. У этой кисти задействуется для прорисовки элементов только кончик.
Рисуем ситчик пошагово:
- Возьмите тонкую кисть, наберите краски кончиком, используя один цвет.
- Попробуйте по образцу нарисовать мелкие детали орнамента – например, капельки.
- Для мелких деталей в гжели характерен чистый цвет, цветовые переходы фактически не используются.
- Из мелких капелек одного цвета составьте простой цветок и т.д.
Удобно начинать учиться гжельской росписи по специальным прописям. Когда вы нарисуете несколько рядов базовых движений ситчик, навык станет автоматизированным.
Китайский мазок
Этот прием, пожалуй, самый интересный, но и наиболее сложный для исполнения.
Пошаговый алгоритм китайского мазка:
- На тонкую кисть нужно набрать сразу два цвета. Можно использовать и один, но все равно при прорисовке нужно стягивать кисточку по ворсу.
- Элемент выполняется неотрывно, насыщенность цвета по мере выполнения мазка будет угасать. Этим способом и создается тонкий переход цвета, который выглядит максимально естественно.
- Далее мастер снова набирает краску, и опять следит за тем, как по мере выведения элемента краски тускнеют, становятся мягче.
В мазковой росписи получаются красивые, узнаваемые в технике гжель цветы. Потренироваться писать их можно и на бумаге с предварительной пролиновкой. Сначала отдельно рисуются лепестки, потом центральные элементы цветка, и наконец, цельный цветок.
Мазок с тенью
Некоторые источники уверяют, что это разновидность «китайки». У этого базового движения элементов гжели широкий тональный диапазон. Берутся самые глубокие и темные тона, но постепенно в дело «вмешаются» максимально светлые и легкие. На поверхность краску придется наносить круговым разворотом.
Пошагово это выглядит так:
- Наберите краску на кисть – с краю кисточки ее должно быть больше, а в серединке – меньше. Кисти для этого берутся толстые No 8 или No 10, с тупыми «лопаточными» концами.
- Аккуратно приложите кисть к бумаге, уверенным движением руки наносите линию, прямую или волнистую, согласно задуманному элементу.
- Самый излюбленный и хороший для тренировки узор – гжельская простая роза. Для ее выполнения используются кисти No 6 и No 8. Роспись цветка начинается с середины, после этого наносятся два мазка слева, а потом два мазка справа. Во время обучения удобно сначала наносить мазок в одну сторону, потом в другую.
В данном видео наглядно показано, как правильно выполнять теневые мазки.
И еще один важный момент. Нередко элементы и базовые движения не получаются хорошо, потому что ученик неправильно держит кисть. Кисточку в руке нужно удерживать тремя пальцами: большим, указательным и средним. Направление движения кисти должен задавать средний палец.
Техника нанесения теневых мазков
Другое название приема – техника двойного мазка. Такие элементы будут выгодно смотреться не только в бело-голубом решении, но и в других оттенках. И даже выведение фигур в отличной от гжели росписи тоже нередко опирается на эту технику.
Для работы понадобится акриловая краска синяя и белая (для тренировки это лучший вариант), вода, палитра, лист плотной акварельной бумаги, беличьи и таклоновые кисти, непременно плоские. Срез кисти бывает лепестковым, скошенным или ровным, подходят все варианты.
Пошаговое рисование – теневые мазки:
- На палитре по соседству капните белую и синюю краску. Стяните друг к другу их края, чтобы оттенки вошли один в другой. Кисточку приложите к стянутой краске так, чтобы глубокий синий оказался прямо у основания ворса, а чистый белый был у его края.
Сделайте плоскостью кисточки два ласкающих движения по палитре – это оттушуют межоттеночный переход.
- Уложите кисть на поверхность бумаги, проведите ее перпендикулярно волосу. Так простой мазок выведет цвета параллельно. Регулируйте кистевой нажим, чтобы на листе не было цветовых проплешин.
- Если ровная линия получилась, можно начать ее менять. Кисть нужно положить так же плоско, но повести ее в сторону, делая небольшое вращение на 180 градусов. Когда уже подошел конец вращения, вес следует переместить к основанию ворса, и действие повторить, только с новой точкой опоры. Чередуя зоны с весом, можно научиться делать мягкую длинную волну.
- После освоения этого узора обычно учатся делать угловатость волны – при рисовании восходящей волны, опустившись в нижнюю точку, вес на другую зону не переносится, он остается на краю ворса.
- Рисование «капли» непростое – в районе ее головки кисть ставят полным весом, далее кисточка проворачивается вокруг и тянется в сторону.
Давление кисти уменьшается, и линия плавно сужается. После освоения одиночных капель, нужно учиться рисовать их рядом, так отрабатываются боковые лепестки цветка.
При завершении изучения теневого мазка все отработанные приемы нужно совместить в одном цветке.
Гжельские мотивы можно увидеть не только на фарфоре: они встречаются в изделиях из бисера, в различных аппликациях на одежде. Гжельский куст – такой же узнаваемый мотив, как например, кельтский узор в вязании крючком. Знаменитая русская гжель – цветы и птицы, церкви и бытовые сценки, используются сегодня в легкой промышленности, в дизайне столового текстиля. Проводятся мастер-классы, задающие новый вектор развития старинного народного направления: оно находит воплощение в современном оформлении вещей быта и декоративных предметов, в различных принтах на одежде и аксессуарах.
Традиции не только бережно сохраняются, но и находят новые возможности выражения столетиями складывающегося декоративного творчества с неповторимым, ментально близким русскому человеку стилем.
Гжельский фарфор — История Гжельских промыслов
Гжель — название традиционного русского ремесла по изготовлению фарфоровых и гончарных изделий — посуды, изразцов, других декоративных элементов и предметов. Если быть точнее, то Гжель — это название подмосковной области, включающей около 27 сел и городков. Область образует так называемый «Гжельский куст». Производство гончарных изделий, а затем и фарфора основано на наличии фарфоровой глины, идеально подходящей для этих целей.
Фарфор под гжель
Около 1800 года мастера братья Куликовы открыли секрет белой фарфоровой массы. С этого времени регион стал центром фарфорового ремесла. Рецепт и технологию Куликовы старались держать в тайне, но из-за того, что сейчас известно как промышленный шпионаж, секреты не могли долго храниться, и традиция изготовления фарфора широко распространилась в регионе. Однако процветание региона длилось недолго и со временем пришло в упадок.
Прадед М. Кузнецова, владельца известного фарфорового холдинга «Товарищество производства фарфоровых и гончарных изделий Кузнецова», был именно из Гжельского района. В 1812 году он основал свою небольшую мастерскую и занялся производством фарфора. Кстати, в 1917 году заводы Кузнецова производили 2/3 всех фарфоровых изделий России, завод был крупнейшим фарфоровым заводом в Европе. В 1917 году, когда произошла коммунистическая революция, огромное предприятие было национализировано.
Русская гжельская посуда
Когда мы слышим слово Гжель, то представляем себе белые фарфоровые изделия с ярко-синей росписью вокруг. Да, это отличительная черта гжельских фарфоровых изделий. Ремесленники Гжели производят широкий ассортимент различных утилитарно-декоративных изделий – фарфоровые скульптуры и статуэтки, шкатулки, вазы, подсвечники, пепельницы и даже часы.
Роспись специальными кобальтовыми красками, наносимая на сырой неглазурованный фарфор. Затем окрашенные изделия обжигаются в высокотемпературных печах. В результате обжига кобальтовая картина, до обжига почти черная, становится ярко-синей. Затем изделия покрывают глазурью и обжигают вторично. Этот прием позволяет очень хорошо защитить живопись.
Фарфоровый чайный сервиз в стиле гжель
Художники фарфорового производства используют только одну кобальтовую краску, но, несмотря на это, получают живую роспись множеством оттенков синего. Это достигается так называемой «кистевой техникой» живописи, когда разное давление кисти дает разную толщину краски и получение разной степени прозрачности.
В настоящее время в Гжельском районе расположены относительно крупные предприятия — ОАО «Гжельский фарфоровый завод», ОАО «Комбинат Гжель», завод «Изолятор», «Гжельский экспериментальный керамический завод». Однако производством фарфора в традициях Гжели занимается множество небольших мастерских. В основном небольшие мастерские предлагают изделия на заказ, каждое их изделие является оригиналом в своем роде. Сегодня изделия в стиле гжель можно приобрести во многих местах – в магазинах при фабриках, в специализированных фарфоровых магазинах некоторых крупных городов, в сувенирных лавках и магазинах.
ФАРФОР ГЖЕЛЬ Гжельский фарфор – традиционный русский народный промысел, зародившийся и получивший развитие в месте, издавна славившемся своими глинами. Гжель является одним из основных центров производства этих уникальных керамических изделий, однако с историко-культурной точки зрения правильнее было бы назвать Гжельским кластером, так как этот вид керамики производился примерно в 27 деревнях, расположенных примерно в 60 километрах от Москва на Московско-Муромско-Казанской железной дороге. Повсеместная добыча различных сортов глины началась в середине XVII века, но первое упоминание о гжели встречается в завещании Ивана Калиты еще в 1328 году. Позднее это название повторяется в духовных писаниях других рыцарей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 гг. До середины 18 века Гжель производила типичную для того времени гончарную посуду, изготавливая кирпичи, глиняные трубки, изразцы, а также примитивные детские игрушки, поставляемые в Москву. После 1802 г., когда были найдены светло-серая глина и состав белого фаянса, в Гжели было начато производство полуфаянса, в результате чего было изготовлено множество квасников (для хранения одноименного напитка), кувшинов и кувшинов. К 1812 году Гжель насчитывала 25 гончарных заводов. Полуфаянс тогда отличался грубой структурой и слабой прочностью. Во второй четверти XIX века гжельская керамика достигла наивысшего во всех отношениях художественного совершенства. Пытаясь изготовить тонкий фаянс и фарфор, производители постоянно совершенствовали состав белого фаянса и разрабатывали новые технологии. Начиная со второй половины 1820-х гг. многие предметы окрашивались только в темно-синий цвет. Именно эта уникальная ручная роспись окисью кобальта, которая при обжиге в печи приобретает насыщенный темно-синий цвет, является отличительной чертой изделий из гжельского фарфора. Некоторые из них также украшаются золотом. Как и акварель, краска для этой посуды разбавлена водой. Мастер наносит растительные (листья и цветы) или геометрические орнаменты на внешнюю сторону изделия быстрыми полными мазками кисти. Штрихи ровные и все они, казалось бы на первый взгляд, одного цвета. Но после обжига узор приобретает ряд оттенков и тонов, что делает изделия неповторимыми. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают. Благодаря полностью ручной росписи все изделия из гжельского фарфора абсолютно индивидуальны, а разнообразие форм и рисунков на фарфоре удивит даже ценителей искусства. Сюжеты для гжели взяты из реальной жизни: быта или впечатлений от поездок по России, предпринятых для продажи гончарных изделий. |