Как определить вязкость краски по DIN своими руками: таблица значений
Чтобы получить красивый слой краски на поверхности, необходимо чтобы состав был нужной степени вязкости. Но что это такое, и как понять, что состояние краски оптимально и ее будет легко распределить на основании? Об этом подробно будет рассказано в статье.
Содержание
- Вязкость лакокрасочных материалов
- Что зависит от вязкости
- Как измерить вязкость
- Особенности измерения
- Методы определения вязкости
- Определение вязкости вискозиметром
- «Народный метод» измерения вязкости («на глаз»)
- В каких единицах измеряется
- Оборудование для вязких материалов
- Вязкость водоэмульсионной краски
- Особенности определения вязкости краски для краскопульта
- Какие значения считаются оптимальными
- Видео: Как определить вязкость краски
Вязкость лакокрасочных материалов
Чтобы лучше понять, как получить нужную вязкость, необходимо разбираться в факторах, которые оказывают влияние на данный уровень. Вязкость лакокрасочных материалов может изменяться под действием следующих факторов:
- Химические элементы, используемые в составе;
- Количество растворителя, введённого в состав;
- Температурные показатели воздуха, основания и самого лакокрасочного материала.
Выдерживание краской течения во многом зависимо от температурных показателей. Когда произошло нагревание до +60-70 градусов, то параметр сильно понижается, повышение градусов уже незначительно влияет на материал. Для того чтобы измерить показатель верно, процесс проводится в определенных условиях.
Чтобы улучшить вязкость, применяется добавка разбавителей. Но важно вводить средство в правильном количестве, иначе он может нарушить свойства состава и привести к полной порче.
Чтобы улучшить вязкость, применяется добавка разбавителей.
Что зависит от вязкости
Зачем вообще проводить измерение уровня вязкости, что зависит от показателя? Выделяется влияние параметра на инструмент, которым потребуется наносить краску на поверхность. Будет ли использоваться валик, кисточки или пульверизатор во многом зависит от качества краски. Также влияние параметра существенно в нижеописанных моментах:
- Излишне вязкий состав тяжело распределять по поверхности, слой от этого будет толще, а прочность результата пострадает. Также замедлиться просушка слоя;
- Густая консистенция не сможет закрыть все мелкие изъяны, впитаться глубже в основание, это приведет к ухудшению уровня сцепляемости;
- Толстый слой ведет к появлению подтеков и некрасивому покрытию;
- Недорогие пульверизаторы не могут распределять густые составы.
Неподходящая консистенция краски для краскопульта может привести к потребности его разбора и полного очищения, оставшаяся часть просто пропадет. Слишком жидкий состав не сможет прокрашивать поверхность качественно, придется делать больше слоев, повысится расход и время работы, усилий придется приложить больше.
Излишне вязкий состав тяжело распределять по поверхности, слой от этого будет толще, а прочность результата пострадает.
Как измерить вязкость
Определение вязкости российскими производителями выполняется в секундном виде. А зарубежные марки применяют единицу din. Вязкость краски в din таблица есть, которая помогает проверить, какой уровень должен быть у разных составов – акриловых, водоэмульсионных и других.
Засекается время, и оценивают, как быстро краска проходит через специальное отверстие. Чем быстрее это происходит, тем более жидкий состав.
Вязкость краски в din таблица есть, которая помогает проверить, какой уровень должен быть у разных составов.
Особенности измерения
Разница в название единицы в разных странах, никак не влияет на работу специального прибора, который называется вискозиметр. Измеряется параметр по времени, процесс течения состава занимает секунды. И соответственно, чем быстрее она стекает через отверстие определённого размера, тем консистенция более жидкая.
Измеряется параметр по времени, процесс течения состава занимает секунды.
Методы определения вязкости
Стандартно для замеров используется специальный прибор, о котором упоминалось ранее, вискозиметр. Но если его нет в наличии, то может применяться народный способ, визуальной оценки, он не дает такого же точного результата, но может быть вполне приемлемым.
Если вискозиметра нет в наличии, то может применяться народный способ, визуальной оценки.
Определение вязкости вискозиметром
Чтобы применить прибор, следует изучить правила, как пользоваться вискозиметром для краски. Процесс несложный, включает следующие действия:
- В специальную ванну, оборудование наливается вода, она помогает сохранять необходимый температурный режим на +20 градусах;
- Сопло на вискозиметре закрывается;
- Специальный отсек для лакокрасочного материала заполняется, выбранной краской до острия крючков;
- Необходимо установить оборудование верно, для этой цели на нем есть винты, которые позволяют отрегулировать положение, острые части крючков должны ставиться в едва заметном положении и быть на одной плоскости;
- Закрывается отсек с краской, в специальную дырочку вставляют термометр, сопло пока не открывают, и ставится вблизи мензурка;
- При достижении лакокрасочного материала нужного температурного показателя в +20 градусов, и появлении пузырьков, сопло можно будет открыть и начать считать секунды, завершается счет после набора в емкость состава на уровне 50.
Если работа будет вестись с густыми типами материалов, то применяется шариковый тип вискозиметра. Его принцип измерения предполагает подсчет секунд прохождения шариков по вертикали.
Если работа будет вестись с густыми типами материалов, то применяется шариковый тип вискозиметра.
«Народный метод» измерения вязкости («на глаз»)
Данная методика зависит от опыта мастера, профессионалы могут визуально понять, насколько краска хорошо будет распределяться по поверхности. Краску размешивают с помощью палки из дерева или металла. После вынимают палочку, чтобы посмотреть, как быстро состав будет стекать. И оценивают степень густоты.
Умельцы сделали вискозиметр для краски своими руками, для этого просто нужно взять шприц, и отрезать его до размера в 10 мм, также отрезается половина нижнего конца. Наливается средство, и засекается время стекания.
Вынимают палочку, чтобы посмотреть, как быстро состав будет стекать.
В каких единицах измеряется
На российском рынке принято за единицу измерения вязкости лакокрасочных материалов принимать секунды. Иностранные бренды, например, такие, как Белинка, указывают данный параметр на упаковке в виде DIN.
На российском рынке принято за единицу измерения вязкости лакокрасочных материалов принимать секунды.
Оборудование для вязких материалов
Если материал отличается вязким свойством, то обычно ее наносят с помощью пульверизаторов. Для этой цели подходят разные виды пульверизаторов. Можно выделить следующие варианты:
- Безвоздушный тип, в котором насос выталкивает сразу краску, не используя воздуха. Его эффективность использования краски высока, но цена также высокая, поэтому выбирается чаще профессионалами;
- Пневматический, который работает с помощью создания давления воздухом. Более доступный тип.
Если материал отличается вязким свойством, то обычно ее наносят с помощью пульверизаторов.
Вязкость водоэмульсионной краски
Вязкость водоэмульсионной краски, если учитывать российскую единицу, то должна составлять в среднем значении минимальное 40, максимально 45 секунд, когда используются ручные способы нанесения. Для пульверизатора показатель будет другим: 20-25 секунд. Вязкость водоэмульсионной краски в din имеет примерно те же значения, лишь меняется обозначение.
Вязкость водоэмульсионной краски должна составлять в среднем значении минимальное 40, максимально 45 секунд.
Особенности определения вязкости краски для краскопульта
Процесс определения уровня для нанесения краски пульверизатором не отличается от измерения для кисточек и валиков. Важно сравнивать, получаемый параметр по таблице в соответствующей инструменту графой. Ведь для пульверизаторов требуется создавать более жидкую консистенцию.
Для пульверизаторов требуется создавать более жидкую консистенцию.
Какие значения считаются оптимальными
Каждый производитель может указывать свой параметр вязкости, который будет необходим. Это значение может быть прописано на этикетке продукта. Либо можно будет узнать его на сайте компании. Есть единая таблица со средними показателями, она также поможет в данном вопросе.
Каждый производитель может указывать свой параметр вязкости, который будет необходим.
Если краска будет разбавлена до нужной вязкости, то получить качественный результат будет проще. Определять его значение легко, и процесс не занимает много времени. Особенно важно учитывать вязкость для работы с пульверизатором.
Видео: Как определить вязкость краски
Шоколадный велюр. Рецепт приготовления
Шоколадный велюр — это внешнее покрытие торта, представляющее собой
маленькие шоколадные капельки, которые при застывании приобретают
вид дорогого бархата.
Для покрытия шоколадным велюром необходимо купить воздушный краскопульт.
Если вы не планируете заниматься продажей тортов и краскопульт вам
понадобится на 1-2 раза — просто попробовать, — то можно подобрать дешёвую
модель краскопульта. У меня, например, Союз КПС-96450 — простенький китайский
краскораспылитель. Хотя теперь я больше склоняюсь к модели Ставр КЭ-800 —
у него максимальная вязкость 130 din, поэтому можно сэкономить на какао масле,
добавляя в смесь для велюра больше шоколада.
Сейчас в больших городах и даже в маленьких посёлках растёт количество
людей, делающих торты на заказ.
Домашние торты отличаются не только
отличным качеством ингредиентов, но и эксклюзивным оформлением.
Если в магазинных тортах всё ещё преобладают масляные/маргариновые розочки
или украшения из белкового крема, то домашние мастера стараются украсить
торт так, чтобы его внешний вид приводил заказчиков в восторг.
Большой популярностью для покрытия тортов пользуется
мастика,
зеркальная глазурь
и шоколадный велюр.
Если мастику можно сделать дома из маршмеллоу и сахарной пудры, зеркальную
глазурь из шоколада, сливок и желатина, то для изготовления шоколадного
велюра придётся покупать специальный инструмент, разбрызгивающий шоколад —
краскопульт или краскораспылитель.
Краскопульты
Специальных краскопультов, предназначенных для работы с пищевыми продуктами,
не существует. Кондитеры используют краскопульты, предназначенные
для нанесения лаков и краски, купленные в строительных магазинах.
Есть большое количество разных моделей краскопультов. Но выбирать
распылитель для шоколада нужно исходя из двух параметров — диаметр сопла
и допустимая вязкость краски.
1. Диаметр сопла
Для получения наилучшей фактуры шоколадного велюра сопло краскопульта
должно быть диаметром 2,5~3мм.
Чем больше сопло, тем гуще может быть шоколадная масса. Т.е. в соотношении
шоколада и какао масла может увеличиваться доля шоколада.
Чем меньше сопло, тем больше какао масла нужно добавлять в шоколадную смесь.
Есть кондитеры, которые для нанесения велюра используют аэрографы с
диаметром сопла 0,2~0,5мм. Но шоколад через такое маленькое отверстие
не проходит и кондитеры делают велюр из одного лишь какао-масла с добавлением
красителей.
Если в продаже нет краскопультов с оптимальным размером сопла, допустимо
использовать сопло диаметром 1~1,5мм. Но для такого отверстия нужно делать
жидкую смесь — соотношение шоколада и какао масла должно быть не менее,
чем 1:2, но возможно придётся добавлять масло, если краскопульт не будет
тянуть смесь.
2. Вязкость шоколадной массы
Любое текучее вещество обладает таким параметром, как вязкость. Упрощённо
говоря, это количество времени, за которое вытечет жидкость из стаканчика
определённого размера через дырочку определённого размера.
В инструкции к краскопульту вязкость измеряется в din (динах).
Вязкость шоколадной массы зависит от соотношения шоколада и какао масла
и от температуры.
Основное правило вязкости шоколада — чем больше какао масла, тем жиже
(менее вязкая) получается масса.
Краскопульт для шоколадного велюра должен пропускать жидкость вязкостью
не менее 40 din.
Наилучший параметр вязкости — 60 din и больше.
Обзор моделей краскопультов
Кондитеры, часто использующие для работы краскопульты предпочитают
две модели — Wagner W550 или Bosch PFS55.
Если краскопульт будет использоваться редко, можно подобрать
более дешёвые модели.
Модель краскопульта (бренд-производитель) | Диаметр сопла, мм | Max вязкость, din | Фото |
Wagner W100 (Германия-Китай) | 2,5 | 90 | |
Wagner W550 (Германия-Китай) | 2,5 | 90 | |
СПЕЦ БПН-600 СПЕЦ-3264 (Россия-Китай) | 2,6 | 80 | |
Союз КПС-96450 (Россия-Китай) | 2,6 | 60 | |
PATRIOT SG 900 (США-Китай) | 2,6 | 90 | |
Энкор КЭ-700 (Россия-Китай) | 2,5 | 60 | |
HAMMER PRZ600 (Китай) | 2,6 | 100 | |
STURM SG9660B (Германия-Китай) | 2,6 | 50 | |
Ставр КЭ-800 (Россия-Китай) | 2 | 130 |
Составные части краскопульта
Краскопульт для шоколада обязательно должен разбираться, т. е. у него должна
быть съёмная головка, которую можно мыть после использования.
Остальные характеристики, как то верхнее или нижнее расположение бачка для
краски, совместное или отдельное расположение компрессора, — не имеют
рещающего значения для качественного нанесения шоколада.
Второй по важности деталью краскопульта является регулятор распыления.
Это деталь в носике краскопульта, при повороте которой выходные отверстия
увеличиваются или уменьшаются. Чем больше выходные отверстия, тем крупнее
капли шоколада и тем фактурнее получается велюровое покрытие.
Температура шоколадного велюра
Температура шоколадной массы для велюра должна находиться в пределах
от 30 до 45°C.
Обычно для мощных краскопультов используют температуру шоколада 30~35°C,
для слабых краскопультов оптимальная температура 40~45°C.
Для измерения температуры лучше всего использовать специальный кулинарный
термометр. Но если термометра нет, то можно обойтись собственным телом —
нужно капнуть шоколадную смесь на сгиб руки. Если капля не будет ощущаться,
значит температура массы близка к температуре тела — 36~37°C.
Такая температура подходит для работы с велюром.
Растапливать шоколад и какао масло можно в микроволновке или
на водяной бане.
Состав массы для велюра
Как говорилось выше, соотношение шоколада и какао масла зависит от
диаметра сопла краскопульта и от заявленной вязкости.
Чаще всего используется соотношение 50% шоколада на 50% какао масла.
Чем меньше сопло и вязкость, тем больше какао масла кладётся в смесь.
Шоколад для велюра можно брать любой — горький, молочный, белый.
От этого будет зависеть цвет и вкус велюра.
Какао масло — довольно дорогой продукт. Оно в 2-6 раз дороже шоколада.
У разных производителей оно сильно отличается по цене, поэтому для велюра
желательно брать дешёвое масло, так как оно ничуть не хуже дорогого.
Цветной велюр
Проще всего делать велюр из тёмного или молочного шоколада. Велюр получается
благородного вида и сразу ясно, что он сделан из шоколада.
Но часто требуется сделать для торта цветное покрытие, например, торт в виде
сердца желательно покрыть велюром красного цвета.
Для получения цветного велюра используется смесь белого шоколада и какао
масла, с добавлением красителя.
Очень важно подобрать правильные красители — они должны быть гелевыми или
жирорастворимыми. Водные красители или красители на основе спирта не
растворятся в масле и останутся мелкими капельками. Шоколадный велюр будет
неопрятным на вид, с невыразительным цветом.
Но и при окрашивании массы правильными красками существует вероятность
плохого промешивания.
Поэтому для смешивания шоколадной массы и красителей необходимо использовать
блендер, лучше погружной.
Рабочая зона
При нанесении шоколадного велюра часть шоколадной массы разбрызгивается.
Особенно сильно пачкается поверхность, находящаяся ЗА тортом.
Поэтому необходимо подготовить место, где будет происходить работа.
Есть два наилучших варианта подготовки рабочей зоны.
1. На кухонный стол поставить разрезанную большую картонную коробку.
Коробка будет представлять собой экран, на который будут оседать летящие
капли. Коробка должна закрыть пространство по бокам и позади торта.
Для многоразового использования картон перед работой можно обмотать плёнкой.
После работы плёнку снять и выкинуть, а картон сложить и убрать
до следующего раза.
Если сделать экран из пластика или толстого алюминия, то попавший на него
шоколад можно будет соскоблить и использовать повторно. Это важно, если
производство велюровых тортов поставлено на поток и мимо торта улетает
большое количество шоколадной массы.
2. Душевая кабина или ванна. Они хороши тем, что шоколад с поверхности
душевой кабины или ванны можно просто смыть горячей водой. Или можно завесить
кабину бумагой/газетами, закрепив скотчем. После работы бумагу снять
и выкинуть.
Предварительная подготовка торта
Для получения красивого покрытия необходимо произвести подготовительную
работу с тортом.
Для покрытия велюром можно использовать торты двух видов — муссовые и
покрытые масляным кремом.
Муссовые торты после приготовления и извлечения из формы
замораживаются 5~7 часов.
Торты с масляным кремом очень важно правильно выровнять. Для этого
торт сначала собирается — коржи прослаиваются любым кремом или джемом. Затем
торт снаружи обмазывается масляным кремом. Это может быть
заварной крем «Шарлотт»,
масляный крем со сливочным сыром,
лимонный масляный крем,
заварной белковый крем,
взбитый с маслом.
Также можно использовать шоколадный ганаш.
Масляный крем на поверхности торта нужно хорошо выровнять, но можно не до
абсолютной гладкости.
Торт убрать в холодильник на ночь. За это время влага из крема
перераспределится в коржи, торт осядет, а крем загустеет.
Отстоявшийся торт вынуть из холодильника и очень тщательно выровнять ножом
или шпателем — обмакивать шпатель в горячую воду и короткими мазками
выравнивать поверхность торта. После каждого прикосновения к торту шпатель
необходимо обмывать горячей водой. Воду со шпателя не вытирать,
лучше просто стряхнуть её излишки.
На этом этапе очень важно выровнять крем до гладкости, так как при нанесении
велюра любые ямки и бугорки будут очень видны.
Выровненный торт поставить в морозильник на 4~5 часов. За это время
крем полностью застынет, но средина торта останется мягкой и, соответственно,
потратится меньше времени на размораживание.
Замороженный торт поставить на решётку. Можно использовать решётку от духовки или от микроволновой печи.
Решётку поставить на специальный вращающийся столик.
Всю конструкцию поместить в рабочую зону.
Нанесение велюра на торт
Перед тем, как начать красить торт, нужно отрегулировать величину капель.
Для этого сначала направить струю шоколада на бумагу.
Повернуть «барашек» на сопле так, чтобы капли получались нужного размера.
Чем крупнее капли, тем фактурнее велюровое покрытие.
При нанесении шоколада на торт краскопульт необходимо держать на расстоянии
не менее 25~30см от поверхности торта.
Одной рукой нужно плавно и равномерно поворачивать торт по кругу, а второй
рукой делать колебательные движения краскопультом.
Ни в коем случае нельзя долго направлять краскопульт на одно место, добиваясь
правильной глубины цвета. Лучше 3-4 раза пройтись по кругу, чем красить торт
в один заход. Если долго направлять струю в одно место торта, то вместо
красивых крупинок будут образовываться шоколадные потёки, что является
браком.
Завершение работы
1. Если краскопульт используется редко.
После завершения работы головку краскопульта снять и разобрать на части.
Промыть горячей водой и оставить сушиться.
Подождать, чтобы оставшийся в бачке шоколад застыл, и вынуть его ложкой.
Застывший шоколад с вращающегося столика соскоблить шпателем.
Положить шоколад в пакетик и убрать в морозильник до следующего раза.
2. Если краскопульт используется по несколько раз в день.
После каждого использования нужно «пострелять» рафинированным растительным
маслом и протереть снаружи салфетками.
Маленькие секреты
1. Так как торт после покрытия велюром продолжает усаживаться, а шоколадный
велюр представляет собой твёрдую «скорлупу», то покрытие может потрескаться.
Для того, чтобы придать велюру чуть большую пластичность, нужно добавить
в шоколадную массу немного рафинированного подсолнечного масла из расчёта
0,5 чайной ложки на 1 торт.
2. Так как какао масло обладает не слишком приятным химическим запахом,
то нужно брать шоколад, который придаст велюру свой аромат.
Но ещё лучше добавить в шоколадную массу 2~3 капли ароматизатора «ваниль».
На данный момент самый лучший ароматизатор — от фирмы др.Откер.
Если нет краскопульта
Если нет краскопульта и нет возможности его купить, то можно воспользоваться
уже готовым шоколадным велюром в баллончиках. Он бывает разных цветов.
Одного баллончика хватает на покрытие от восьми до десяти тортов.
Искать баллончики с велюром нужно в специальных магазинах для кондитеров.
Но нужно учитывать, что баллончики стоят очень дорого.
65г какао масла + 90г шоколада. Растопила. Процедила сначала через ситечко. Потом ещё через медицинскую марлю в 8 сложений. |
Рецепт опубликован 6 марта 2017г.
Также можно посмотреть:
Reklama
Реклама
Liquids — Dynamic Viscosities
Absolute or dynamic viscosities for some common liquids at temperature 300 K are indicated below:
Fluid | Absolute Viscosity | ||||
---|---|---|---|---|---|
(N s/m 2 , Pa s) | (centipoise, cP) | (10 -4 lb/s ft) | |||
Acetic acid | 0. 001155 | 1.155 | 7.76 | ||
Acetone | 0.000316 | 0.316 | 2.12 | ||
Alcohol, ethyl (ethanol) | 0.001095 | 1.095 | 7.36 | ||
Alcohol, methyl (methanol) | 0.00056 | 0,56 | 3,76 | ||
Алкоголь, пропиль | 0,00192 | 1,92 | 12,9 | ||
Бензоен | 0,0006014 | ||||
Бензоен | 0,00060109 | ||||
.0037 | 0.601 | 4.04 | |||
Blood | 0.003 — 0.004 | ||||
Bromine | 0.00095 | 0.95 | 6.38 | ||
Carbon Disulfide | 0.00036 | 0.36 | 2.42 | ||
Четырёххлористый углерод | 0,00091 | 0,91 | 6.11 | ||
Касторовое масло | 0,650 | 650 6500037 | |||
Chloroform | 0. 00053 | 0.53 | 3.56 | ||
Decane | 0.000859 | 0.859 | 5.77 | ||
Dodecane | 0.00134 | 1.374 | 9.23 | ||
Ether | 0,000223 | 0,223 | 1,50 | ||
Этиленгликоль | 0,0162 | 16,2 | 1090 | ||
Trichlorofluoromethane refrigerant R-11 | 0.00042 | 0.42 | 2.82 | ||
Glycerine | 0.950 | 950 | 6380 | ||
Heptane | 0.000376 | 0.376 | 2.53 | ||
Гексан | 0,000297 | 0,297 | 2,00 | ||
Керосин | 0,00164 | 1,37036 11.0 | |||
Linseed Oil | 0.0331 | 33.1 | 222 | ||
Mercury | 0. 0015 | 1.53 | 10.3 | ||
Milk | 0.003 | ||||
Octane | 0.00051 | 0,51 | 3,43 | ||
Фенол | 0,0080 | 8,0 | 54 | 0.11 | 0.74 |
Propylene | 0.00009 | 0.09 | 0.60 | ||
Propylene glycol | 0.042 | 42 | |||
Toluene | 0.000550 | 0.550 | 3.70 | ||
Скипидар | 0,001375 | 1,375 | 9,24 | ||
Вода пресная | 0.89 | 6.0 |
- Absolute — Dynamic — Viscosity Converter
Liquids — Temperature and Dynamic Viscosities
- Acetic acid
Acetone
Aniline
Benzene
Bromobenzene
N-Butane
Carbon disulphide
Carbon диоксид
Четыреххлористый углерод
Хлороформ
Диэтиловый эфир
- Этанол
Этилацетат
Этилформиат
н-гексан
н-гексадекан .
Mercury
Methanol
Nitrobenzene
N-Octane
Oil, castor
Oil, olive
N-Pentane
N-Propane
Sulphuric acid
Toluene
Optimum Viscosity for Paint Application
Фейсбук
Твиттер
LinkedIn
Распечатать
Клиффорд К. Шофф, Schoff Associates
Недавно меня спросили об оптимальной вязкости для распыления краски. Я подумал, что расширю свой ответ на другие методы применения и поделюсь информацией.
В лакокрасочной промышленности принято считать, что вязкость приблизительно 100 сП (1 P, 0,1 Па•с) обеспечивает приемлемое покрытие распылением, кистью или валиком. Однако эта вязкость не измеряется при любом наборе условий или с помощью любого вискозиметра. Все аспекты потока краски, включая перемешивание, перекачку, перенос, провисание и нанесение, связаны с действием сдвига. Стрижку можно представить в виде помещения небольшого количества жидкости на ладонь и размазывания ее, проводя другой рукой по первой. При распылении и нанесении кистью к краске прикладывается высокое напряжение сдвига. Это также относится к покрытию обратным валиком. Прямое валиковое покрытие считается процессом с низким сдвигом (наносящий валик часто просто касается подложки), но ракельный нож и валики предварительного нанесения могут создавать высокие напряжения сдвига.
При сдвиге краски разрушается ее структура, и вязкость падает до более низкого уровня (часто намного ниже), чем краска была в состоянии покоя. Это называется истончением при сдвиге, а скорость деформации краски при сдвиге называется скоростью сдвига (единицы измерения — обратные секунды, с -1 ). Хотя ключевым параметром, влияющим на вязкость, является напряжение сдвига, люди в лакокрасочной промышленности исторически рассматривали вязкость как функцию скорости сдвига. Одной из причин этого является то, что ротационные вискозиметры часто отображают значения скорости сдвига по мере изменения скорости, или скорость сдвига легко рассчитать по скорости вискозиметра. Нанесение краски представляет собой процесс с высоким напряжением сдвига и высокой скоростью сдвига. В зависимости от пистолета, настроек и т. д. воздушная струя дает скорость сдвига от 1000 до 40 000 с -1 . Чистка щеткой включает аналогичные скорости сдвига.
Безвоздушное распыление имеет более высокий диапазон от 10 000 до миллиона с -1 . Нанесение обратным валиком может дать скорость сдвига более 100 000 с -1 , а краска при нанесении прямым валиком , вероятно , имеет скорость сдвига по крайней мере несколько тысяч с -1 .
Различные вискозиметры измеряют вязкость в различных диапазонах скоростей сдвига. Прибор Stormer (см. ASTM D562), часто используемый для тестирования архитектурных и ремонтных красок, работает при низкой скорости сдвига около 60 с9.0018 -1 , который хорошо подходит для проверки перемешиваемости, но не для распыления или нанесения кистью. Обычный ротационный вискозиметр шпиндельного типа не дает скорости сдвига намного выше 100 с -1 , поэтому он также бесполезен. Я настоятельно рекомендую конические/пластинчатые вискозиметры с высоким сдвигом (ASTM D4287), которые могут работать со скоростью сдвига 12 000 с -1 (10 000 с -1 при использовании мощности 50 Гц). Я получил много полезных результатов со старым конусом/пластиной ICI и более поздними инструментами Brookfield Cap 1000 и 2000 для проверки простоты применения. Имеются специальные вискозиметры и датчики, позволяющие проводить измерения до 100 000 с -1 сравним с безвоздушным распылением и покрытием обратным валиком. Однако мой опыт говорит мне, что в них нет необходимости, потому что вязкость почти всех красок выравнивается при значительно более низких скоростях сдвига. В автомобильной промышленности вискозиметры Форда № 4 (скорость сдвига около 400-500 с -1 , ASTM D1200) используются для проверки распыляемости в течение многих лет, но некоторые компании перешли на модифицированные конические/пластинчатые вискозиметры, измеряющие 500 с . -1 (ASTM D7395).
Вернемся к оптимальной вязкости при высоких сдвиговых нагрузках для применения. Ранее я говорил, что 100 cps — хорошая цель. Я работал с красками, которые можно было распылять при вязкости от 50 до 500 сП. Нижний предел, вероятно, вызовет турбулентность (плохо для краскораспылителей и форсунок), тонкое избыточное распыление и, возможно, способствует провисанию. Верхний конец имеет тенденцию давать плохое распыление, возможно, плевки или паутину, а также неприемлемый внешний вид. Вязкость влияет на легкость нанесения кистью, укрывистость и склонность к разбрызгиванию архитектурных красок. Однажды я работал над проблемой сокрытия, которая, как оказалось, была связана с тем, что краску было так легко наносить кистью, что маляры наносили очень тонкие слои. Вязкость при высоком сдвиге составляла всего около 70 сП. Поднятие решило проблему. Если вязкость намного выше 100 сП, сопротивление кисти будет настолько велико, что у маляра будет болеть запястье, и он больше не купит вашу краску.