Виды гжели: история, что такое гжель описание, виды, цвета

Какие бывают разновидности гжели — 1nsk

Главная » Новости » Статьи




Статьи





Автор Роман Фандорин На чтение 2 мин. Просмотров 33 Опубликовано


Гжель – район в 60 км от Москвы, который включает в себя около 30 деревень. Именно здесь зародился уникальный русский народный промысел – создание посуды, расписанной красивыми картинками.

Поспособствовало такому развитию событий наличие в этом регионе уникальной чистой глины, которая добывалась здесь еще с 17 века. Изначально из нее делалась посуда для частного применения в хозяйстве, материал применялся в аптечных целях, что также показывает уровень его чистоты. Даже такой великий ученый, как Ломоносов, знал о том, что невдалеке от Москвы находится уникальная гжельская глина и восхвалял ее, называя чистейшим материалом из всех, которые только можно найти в России.

Сегодня под словом гжель чаще всего подразумевается соответствующий тип посуды, имеющий красивое расписное оформление. Купить гжель – отличная идея для любой хозяйки, которая желает украсить свою кухню достаточно недорогими, но совершенно уникальными вещами, найти аналоги которым будет очень сложно. Но перед совершением покупки стоит хорошенько разобраться, какая бывает гжель, и чем отличаются разные ее типы.

Существуют различные типы разматываемых изделий, которые имеют некоторые отличия. Наиболее часто приходится видеть такие типы гжели:

  • Лубочная. Вариант росписи известен еще с 18 века, когда на посуде начали появляться красочные изображения. Здесь активно применяется зеленый, синий, желтый, фиолетовый и коричневый цвета. Такой гжель получил свое название от того, что на нем часто изображалась птица лубок;
  • Надглазурная. Один из самых старых, но в то же время и самых красивых типов гжели. В такой росписи используется очень сложная техника, а посуда проходит до 4 стадий обжига для достижения достойного вида и прочности;
  • Глухой кобальт. Интересный вариант, в котором используется сразу несколько технологий: сначала делается сама посуда, потом вся ее поверхность покрывается кобальтом, а последним этапом на данный слой наносится глазурь. Получается необычный и привлекательный визуальный эффект, глубокий и сочный в плане цветов;
  • Белый и костяной фарфор. Фарфор с гжели пользуется очень большой популярностью с древних времен, когда его предпочитали даже цари и разные министры, правители, чиновники высокого ранга. Очень чистый белый материал с элегантной росписью.

Как видите, вариантов покупки гжели достаточно много. Каждый из них отличается своими особенностями, поэтому стоит не только почитать о том, что лучше, но желательно и лично на все посмотреть и пощупать руками.










Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Публикации раздела Традиции

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

Изделия два-три раза покрывали олифой, в поверхность втирали оловянный или алюминиевый порошок и сушили их в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Читайте также:

  • Семеновская резьба по дереву, или Новое — это хорошо забытое старое
  • Свисти — и деньги будут!
  • Старинные ремесла: 5 мест на карте России

Три мира узоров. Мезенская роспись

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Теги:

Декоративно-прикладное творчествоИзобразительное искусствоПубликации раздела Традиции

История Гжели (Русский Фарфор)

Автор: Вадим 13 апреля 2011 г. – 18:32

Что такое Гжель? Этот вид керамики стал популярен у коллекционеров всего мира, особенно у тех, кто отдает предпочтение русским промыслам. Гжель, названная в честь русской деревни, в которой зародилась и производится по сей день, представляет собой вид керамики кремового, полупрозрачного белого цвета с раскрашенными вручную голубыми узорами, восходящими к народным традициям.

Гжель отличается от других видов исконно русской керамики по нескольким параметрам. Во-первых, в русских ремеслах предпочтение отдается красным и золотым цветам, в то время как у гжельской керамики гораздо более холодная цветовая палитра. Во-вторых, большая часть русской керамики — это глиняная посуда, которая намного толще и грубее тонкого кремово-белого гжельского фарфора.

Гжель названа в честь русской деревни, расположенной к юго-востоку от Москвы. Эта деревня и ее окрестности известны своими гончарными изделиями с четырнадцатого века, хотя местные ремесленники, вероятно, занимались изготовлением керамики задолго до этого. Традиционно эту посуду создавали в домашних мастерских, но по мере роста ее популярности стали возникать и фабрики. Первоначальный продукт представлял собой глиняную посуду, изготовленную из форм, а затем украшенную вручную обученными мастерами. Хотя большая часть керамики была белой с голубыми узорами, использовались и другие цвета, такие как зеленый и желтый, известные как майолика.

Однако вскоре гжельские гончары придумали «рецепт» производства полупрозрачного белого фарфора, похожего на тот, что производили в то время в Китае и Западной Европе. Таким образом, в 1802 году Гжель стала родиной русского фарфора. Высокое качество и тонкая текстура в сочетании с красивым традиционным русским народным орнаментом синего на белом вскоре сделали гжельскую посуду фаворитом. В отличие от другой русской керамики того времени, гжельский фарфор стал популярным в регионе, и молва о нем быстро распространилась. Менее чем через пятьдесят лет Гжель стала ведущим поставщиком гончарных изделий в России и приобрела известность во всем мире.

Это оказало огромное влияние на российский гончарный рынок, потому что местные жители больше не были вынуждены платить завышенные цены за гончарные изделия из других мест. Кроме того, рисунки на глиняной посуде были отчетливо русскими и более деревенскими, чем в других странах. С тех пор было несколько перерывов в производстве из-за политических и экономических условий, но деревня Гжель снова производит свой неповторимый фарфор для людей во всем мире. Блестящие узоры из майолики желтого и зеленого цветов, а также характерные синие узоры на белом фоне пользуются популярностью как в России, так и за рубежом.

Некоторые изделия выполнены в стиле и технике гжель. Столовая посуда, очевидно, является фаворитом, но вазы, сувениры и скульптуры также изготавливаются методами Старого Света. Ассортимент настолько разнообразен, что найдется что-то на любой вкус и в каждый дом. Более того, гжельские изделия сегодня не просто красивы; они имеют большое прошлое и будут выглядеть красиво и в будущем. Благодаря высококачественным материалам и превосходному дизайну изделия из гжельской керамики могут стать ценными семейными реликвиями и ценным антиквариатом. Они являются инвестицией в стиль и в будущее.

Теги: гжель, фарфор, русский фарфор
Опубликовано в целом | Комментариев нет »

Континент Тур — Гжель

Гжель — регион примерно в 60 км к юго-востоку от Москвы, где производится знаменитая бело-голубая керамика с одноименным названием. Гжельская керамика впервые упоминается в указе московского князя Ивана Калиты в 1339 году.что считается официальной датой рождения ремесла. В это время гжельские мастера изготовляли гладкую и эмалированную посуду и игрушки, а во второй половине XVIII века освоили майоличное искусство.

Гжельская майолика – первая страница в истории русской орнаментальной народной керамики. Производством майолики в то время занималось почти все население 30 деревень Гжельского района. Майолика восемнадцатого века была украшена преимущественно оттенками синего, зеленого, желтого и коричневого цветов. Он включал сцены деревень, птиц и животных с цветами и деревьями. Они изготавливали фигурки и предметы декора, а также посуду, в которую обычно входили кувшины, квасники, кумганы, солонки, тарелки, братины, чернильницы. Были популярны кувшины в форме двуглавого орла. Кувшины для кваса обычно имели форму пончика с отверстием посередине, установленные на четырех львиных лапах. У них были ручки и носики в форме завитков, а также часто трехмерные фигуры и лозы, играющие вокруг ручки, горлышка и носика.

В девятнадцатом веке перешли на производство полуфаянса. Полфаянс белого цвета, а после обжига орнаментирован синевой и покрыт прозрачной глазурью. Предметы и их формы мало отличались от более ранней майолики, но синий и белый цвета изменили их внешний вид. Пейзажей было меньше, а цветочных орнаментов больше, очень популярны лозы и гирлянды в стиле ампир.

В течение пятидесяти лет гжельские заводы освоили изготовление всех основных видов орнаментированной керамики.

В советское время завод «Гжель» начал выпуск фарфора, восстановившего традиции оригинальной майолики и полуфаянса.

Сегодня Гжельская фабрика производит в основном керамические изделия синего и белого цветов. Сочетание белого фона с голубым орнаментом, украшенным преимущественно растительным орнаментом, является отличительной чертой гжельской керамики. Современные мастера стараются сохранить черты и основные узоры, характерные для знаменитой майолики восемнадцатого века. Каждая деталь расписана вручную, поэтому вы всегда можете быть уверены, что ваша гжель никогда не будет точно такой же, как у кого-либо еще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 ООО "Аркада". Все права защищены.