Гжельская роспись особенности, виды, цвета и элементы
Гжельская роспись – это настоящее творение искусства, которое известно не только в стране, но и за её пределами. Узоры на окне, нарисованные морозом, очаровательные пейзажи крестьянской культуры, замысловатые тончайшие узоры в стиле русского быта древней Руси – именно так можно описать роспись, зародившуюся в Гжели.
Развитие гжели проходило в несколько этапов. Многие её представляют в виде синей росписи на белом фоте – оказывается это лишь одна из разновидностей росписи.
Простому обывателю известен именно такой вариант рукописного творения, однако есть и другие, которые мы рассмотрим ниже.
Виды росписи гжель
Выделяют несколько видов гжельской росписи, среди которых:
- Традиционная роспись. Это самый известный вид промысла, отличающийся бело голубым цветом.Нанесение рисунка осуществляется методом кистевого мазка. Изделие с узорам подвергают глазурованию и подвергают термической обработке в печи. В результате, рисунок получается более ярким, а глазурь прозрачной.
- Белый и костяной фарфор. Характерна посуда белого цвета с позолоченным рисунком. Золотистый рисунок придает изделию роскошность и хрупкость.
- Глухой кобальт. Здесь вся поверхность изделия покрывается кобальтом, после чего наносится глазурь. После обработке под воздействием высокой температуры наносится изображение золотом и белой краской.
Цвета гжельской росписи
Безусловно, самым распространенным вариантом гжельской росписи являются белые и синие цвета. И это вполне объяснимо – синий цвет наиболее выигрышно смотрится на фоне белой глазури.
Многие дизайнеры берут пример с гжельской рукописи и обыгрывают её в оформлении своих современных работах: оформляют стены, элементы текстиля в интерьере и т.д.
Элементы гжельской росписи
Существуют некоторые приемы и элементы гжельской росписи:
- Мазок с тенью. При покраске используется кисть, на которую набирается краска синяя с белым. Количество краски регулируется на ворсе кисти. При движении кисти синяя краска насыщена и густа, а белая выполняет функцию ореола, которая рассеивает свет.
- Ситчик. Используется кисть с длинным ворсом, где используется только её кончик. Затем аккуратно осуществляется нанесение рисунков, характерные для гжельской рукописи: волны, завитки и т.д.
- Китайский мазок. Здесь можно брать на кисть, один или два цвета краски, с оттягиванием по ворсу. Изображения наносятся неотрывно от поверхности, поэтому постепенно насыщенность постепенно угасает.
Гжельская роспись пользуется большой популярностью и по сей день.
Её используют при украшении посуды, стен, различных предметов интерьера. При работе применяют различные техники, с нанесением определенных элементов.
Поделиться
Твитнуть
19. 09.2021
И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах
Пожалуй, трудно найти человека, который бы хоть раз не слышал о гжельской росписи, о так называемом «бело-голубом чуде». Само слово «гжель» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется красота, нежность, сказка, изящество. Каждое изделие гжели, выполненное мастерами — настоящее произведение искусства.
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
(Светлана Ледкова)
Сама я, как и многие из вас, гжель очень люблю и активно использую её мотивы в своём творчестве. Однако, мне стало интересно, как сейчас живётся матушке-Гжели, насколько актуален стиль этой росписи в современном мире. Посвятив своему маленькому «расследованию» несколько вечеров, я была удивлена, восхищена и даже немного шокирована (в хорошем смысле), чем с нетерпением спешу с вами поделиться, дорогие друзья!
В данной публикации мне хотелось бы сделать акцент не на обычные изделия в стиле гжель (посуда, статуэтки), а на те предметы и вещи, которым эта роспись придала новое звучание, оригинальность; привести неожиданные и непредсказуемые примеры, когда казалось бы, гжель и предмет абсолютно несовместимы.
Итак, приступим!
Сумочки, косметички, кошельки в стиле гжель — нарядно и очень красиво! Такие аксессуары украсят гардероб любой модницы!
Обувь, украшенная узорами гжели — выглядит оригинально и необычно!
И даже коньки!
А как прекрасны и загадочны наряды, на которых распустились чудесные синие и голубые цветы!
Мотивы гжели активно используются в концертных нарядах:
И даже в макияже и нейл-дизайне!
Красиво, нарядно и нежно смотрятся украшения в стиле гжель (серьги, кулоны, часы).
В концепции данной стилистики создают целые интерьеры! Кухни, спальни, гостиные. Свежо, гармонично и оригинально!
Расписные самовары в стиле гжель, конечно, не диковинка, но предлагаю лишний раз полюбоваться изумительными сине-голубыми узорами!
А эти чудесные игрушки, которые украшают гжельские мотивы? Куколки подобны Снегурочкам (или Снежным королевам) в роскошных нарядах цвета небесной синевы!
Милые, забавные мишки…
Невозможно обойти вниманием и расписные ёлочные украшения.
Следующие примеры царствования гжели в современном мире, возможно, вас удивят (как и меня).
Обычные вещи, которыми мы пользуемся каждый день, волшебница гжель преобразила и украсила. Стиральная машина в фантазийных синих розах? Почему бы и нет!
Корпус мобильного телефона, шахматы, флэшка — и они поддались колдовским чарам гжельской росписи!
Автомат в стиле гжель?! Бывает и такое. .. Всё-таки, мастерам народных промыслов фантазии не занимать 🙂
Переходим к более «масштабным» примерам. Современные автомобили в голубых завитушках гжельской росписи. Ну что тут добавить…? Красота!
… и даже теплоходы!
Но оказывается, чудесные узоры гжели можно не только созерцать, их можно попробовать на вкус! Торты в голубых расписных кружевах сладкой глазури — прекрасные произведения кулинарного искусства!
А как вам идея свадьбы в стиле гжель?
Изумительной красоты свадебное платье! Изящное, воздушное!
И мужские аксессуары гардероба:
Приглашения, открытки:
Рушник:
Гжель не только прижилась в течение этих столетий. Она прочно вошла в нашу жизнь. Сине-голубые узоры и цветы распускаются то тут, то там, радуя нас и восхищая своей самобытностью, красотой и гармонией.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки —
Быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка —
Глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье —
Русская звонкая Гжель!
Russian Gzhel Art — Etsy.
de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(220 релевантных результатов)
Синий на белом.
Секреты гжельских мастеров
Гжель. Среди многочисленных русских декоративно-прикладного искусства расписную посуду с голубыми узорами вы узнаете сразу. Практически в каждой семье в шкафу или на даче есть тарелка, чашка или даже набор гжельской посуды. Но мало кто знает, что изначально такая керамика была разноцветной. Художница Наталья Бессарабова возродила его таким, какой он есть сегодня, буквально создала его заново в XIX веке.40с. В статье, посвященной декоративно-прикладному искусству, мы уже говорили о том, что искусство всегда стремится быть неповторимым. А декоративно-прикладное искусство, наоборот, распространяется среди людей, размножается и изменяется по усмотрению автора. И история гжельской керамики и ее возрождения лишний раз подтверждает это утверждение…
Продукция Гжельского фарфорового завода
Источник: Гжельский фарфоровый завод
«Вспаханная земля, хлеб от среднего до среднего, сенокосы худшие, дрова. Крестьяне платят арендную плату. Они живут тем, что делают разные гончарные изделия и наборы посуды, которые отправляют в разные города и города по дороге и по реке».
Так описывалась Гжель в Экономических примечаниях к планам артиллерийской разведки Гжельской волости Бронницкого уезда Московской губернии в 1760 году. Традиции создания керамических изделий и утвари действительно сложились здесь на протяжении многих веков. А расположение Гжели позволяло мастерам быстро и эффективно продавать свои товары на местных рынках соседних городов и поселков. И, конечно же, популярности гжельской посуды способствовала близость к Москве — крупному потребителю посуды.
Гжельский фарфор много раз менялся за время своего существования. Среди прочего, это было связано с поиском новых технологий выпечки и желанием разных мастеров сделать вещи красивее и продать подороже. Валентин Гельевич Розанов, известный ведущий мастер гжельских промыслов, как-то сказал, что гжель меняется примерно каждые 50 лет. В 17 -м -м веке, например, это преимущественно фиктивное искусство. Но в 18 -м -м веке она вобрала в себя черты итальянской белой майолики, популярной в Европе в 15 -й век. Иными словами, европейская технология попала в Россию лишь спустя три столетия, заложив основы новой традиционной индустрии.
Исторически керамическое производство считалось одним из древнейших ремесел. Например, кирпич появился в Египте задолго до нашей эры. В глубокой древности также активно развивалась керамика. Позднее древние мастера заметили, что если глиняную посуду покрыть мелким песком, поташом или карбонатом калия и мелом, взвешенными в воде, а затем высушить и обжечь в печи, то грубый глиняный горшок покроется тонкой стекловидной пленкой и станет гладким и блестящим. Именно так появились первые глазури. Они предохраняли горшки от воздуха и влаги, а при нанесении росписей — от выцветания красок.
Бессарабова Наталья Ивановна
Источник: Гжельский фарфор De Luxe
Между тем гжельским мастерам приходилось создавать не только расписную посуду. В 20 -м -м веке гончары выполняли государственные заказы, так как создавали химические изделия, товары народного потребления – кружки и чернильницы, а в годы ГОЭЛРО – фарфоровые изоляторы для электростанций. Создание гончарных изделий и сервизов уже не приносило прибыли, а знания и навыки местных мастеров просто терялись. Торговля почти исчезла к середине прошлого века. Но художница Наталья Бессарабова возродила его таким, какой он есть сегодня.
Под руководством искусствоведа Александра Салтыкова, выпускника Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), Наталья Бессарабова отправилась на поиски художественного языка гжельской керамики. В архивах Исторического музея она нашла гжельскую однотонную кобальтовую роспись на полуфаянсе, датированную 19 -м годом, появившуюся в России благодаря моде на голландские изразцы. Стало ясно, что технически простые росписи способны возродить традиции гжельских мастеров. С годами Наталья Бессарабова нашла традиционные орнаменты и узоры и создала свои. Так она создала азбуку мазков, по которой художница затем учила начинающих мастеров воспроизводить их на фарфоре.
Теперь кажется, что мы всегда знали Гжель такой, какая она есть сегодня – голубые узоры на белом фарфоре. Но изначально картины были красочными, надглазурными. Глазурованный горшок обжигали при высокой температуре до 1400°С, чтобы он стал белым и блестящим. Затем мастера использовали цветные краски для создания узора и снова обжигали его при температуре 800°C. Горшок будет красочным, но хрупким. Со временем краски потускнели и больше не радовали своих владельцев.
Декоративная лепнина декор на квасную фляжку. 19-й век. Гжель, майолика
Источник: Институт бизнеса и дизайна
Квасная фляга и тюркский кувшин. 19 -го века. Гжель, майолика
Источник: Институт бизнеса и дизайна
Сегодня гжель, пусть и одноцветная, но надолго сохраняет яркость обычной насыщенной синевы. Но, как и несколько столетий назад, создание качественного изделия из куска глины – процесс длительный и трудоемкий. При этом не каждая чашка или статуэтка достойна попасть на полки фирменных магазинов.
Запеченное изделие в форме
Источник: Гжельский фарфоровый завод
Каждая новая статья должна соответствовать стандартам внутреннего художественного контроля. Члены Правления получают керамическое изделие, созданное в единственном экземпляре, и принимают решение о его запуске. Если статья одобрена, мастер на заводе изготавливает шаблон, по которому создаются гипсовые формы. Как правило, они состоят из нескольких частей в зависимости от сложности и типа статьи. В готовые формы заливают так называемый глиняный шликер, особую мягкую массу из каолина, кварца и полевого шпата. Гипс впитывает влагу и шликер принимает необходимую форму. После этого готовые детали высушиваются в естественных условиях и при температуре около 9°С отправляются на предварительную выпечку. 00°С. Чтобы найти незаметные трещины, изделие после запекания окунают в специальный раствор фуксина из красного анилинового красителя, и оно становится розовым. Пока это не похоже на белоснежную посуду с небесно-голубыми узорами…
После контроля изделие отправляется художникам. Темно-серой смесью рисуют узоры и ставят свою подпись. Расписанные вазы, чашки и фигурки передаются стекольщикам, которые окунают их в емкости с жидкой белой глазурью и отправляют на окончательное обжиг при 1400°С. Он уже не розовый. Глазурь становится прозрачной. Ультрамариновые цветы, пейзажи и сюжеты гжельской керамики мы уже привыкли воспринимать сквозь глазурь.
Остекление изделия
Источник: Гжельский фарфоровый завод
Сегодня гжель, как и традиционная матрешка, стала одним из самых узнаваемых символов России. Керамика, статуэтки и предметы коллекционирования мастеров гжельского фарфора экспонируются на российских и международных выставках и конкурсах. Из региональной торговли гжель превратилась в предмет популяризации декоративно-прикладного искусства России, а знаменитые узоры Бессарабовой до сих пор используются местными мастерами, которые также вносят свой вклад в общее художественное дело. Потому что каждое изделие – единственное в своем роде, так как расписано вручную. А это значит, что каждая гжельская роза, один из самых узнаваемых керамических узоров, по-своему уникальна. Настоящее народное творчество!
Видео о Гжельском фарфоровом заводе с интернет-ресурса Россия вне заголовков . Источник: Гжельский фарфоровый завод
Источник:
Справочник химика 21. Гончарное дело
Культура.рф. 20 оттенков синего
Е. Вешняковская. Наука и жизнь. «В наших условиях может выжить только фарфор…» — мифы и правда о гжельском промысле
Виртуальный Pусский музей.