Что такое органическая архитектура — Строительный портал ПрофиДОМ
Продолжая цикл образовательных материалов о современных архитектурных стилях и реализации их в строительстве, журналисты Национальной энциклопедии строительства ProfiDOM.com.ua подготовилиа для своих читателей информацию об архитектурной органике.
Ранее, мы уже успели рассказать об особенностях архитектурной бионики, а также о главных принципах направления минимализма. Сегодня речь пойдет о не менее интересном стиле — органической архитектуре.
Органическая архитектура – это не просто одно из направлений современного зодчества, а настоящая философия, в основе которой лежит идея гармонии между человеком и окружающим миром.
Именно, поэтому архитекторы, являющиеся приверженцами этого направления, создают дома таким образом, чтобы одновременно отразить внутренний мир проживающего там человека и вписать здание в ландшафт как неотъемлемую его часть.
Интересно, почему в век стремительного развития урбанизации, технических и формообразующих возможностей, преобладания железобетонных и стеклянных конструкций в обыденном пейзаже некоторые архитекторы остаются верными созданию объектов, повторяющих причудливые контуры природы?
Органический стиль проявляется в динамических и неправильных формах, которые отрицают геометрию. В противовес функционализму, подобная архитектура предназначена для возведения зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписывающихся в окружающий ландшафт.
Органика, как архитектурный стиль, стремится создать пространственную среду такого порядка, где атмосфера призвана стимулировать именно ту функцию здания и помещения, для которой последние предназначены изначально. Поэтому отличительной чертой данного направления является применение органичных форм и естественное их объединение с окружающей средой.
Самый известный сторонник и основоположник идеи непрерывности архитектурного пространства, Фрэнк Ллойд Райт, полагал, что форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.
Приверженцы органического стиля придерживаются еще нескольких принципов, утвержденных Райтом. К примеру, здание должно стремиться к минимализму и простоте, а количество отдельных комнат в доме и число необходимых частей здания также сводится к минимуму.
Так, одна комната плавно перетекает в другую, создавая этим единое целое. Примечательно также, что именно Фрэнк Ллойд Райт собрал в единое пространство столовую, кухню и гостиную, чем ввел в традиционный обиход открытую планировку.
Сторонники идеи непрерывности архитектурного пространства создают здания так, чтоб его форма каждый раз вытекала из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится. Проще говоря, дома в органическом стиле служат продолжением окружающей природной среды, напоминая этим эволюционные видоизменения.
В органике стены напоминают мембраны живых организмов, а пластичные и протяженные окна проявляют направленную сверху вниз силу нагрузки и противодействующую ей силу сопротивления материалов. Сменяющие друг друга вогнутые и выпуклые поверхности стен создают ритм и иллюзию «дыхания» здания.
В строительстве отдается предпочтение естественным необработанным материалам: к примеру, шероховатым каменным блокам, неотшлифованным гранитным полам и тяжелым, грубо отесанным бревнам.
Зачастую здания органической архитектуры отличаются исключением основания дома из земли, то есть, оно полностью помещается над землей на фундамент-платформу, несущую весь дом. Приветствуется также большая площадь остекления и открытое пространство внутренних помещений.
Отделка, в частности краска и штукатурка, практически не применяются, а естественную фактуру конструкционных строительных материалов, таких как кирпич, бетон, дерево, камень, наоборот стараются подчеркнуть.
Кроме того, органика сводит к минимуму использование декоративных деталей как в экстерьере, так и в интерьере здания. В наибольшей степени это касается цветового оформления и количества использования разных материалов и фактур.
Архитекторы-органики отвергают архитектуру-дизайн, которая, по их словам, способна «переехать в любое место», предпочитая верить в то, что каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, присущей местности и неотъемлемой от нее.
Если Вам понравилась статья, добавляйте сайт Национальной энциклопедии строительства ProfiDOM.com.ua в закладки, чтобы оставаться в курсе самых интересных фактов и событий!
Другие материалы в этой категории:
« Самое высокое деревянное здание в мире превратит город в лес
Детскую площадку сделают в виде дома вверх тормашками »
Наверх
| |
| |
Особенности стиля:
|
|
|
Органическая архитектура: 8 лучших зданий и домов с органическим дизайном
Что такое органическая архитектура — Фрэнк Ллойд Райт органическая архитектура
Вдохновленный своим наставником Луи Салливаном, влиятельной фигурой в мире модернистской архитектуры, Фрэнк Ллойд Райт придумал этот термин «органическая архитектура» примерно в 1908 году.
Органическая архитектура не имитирует природу или органические элементы в природном мире, а больше занимается новой интерпретацией природы; гармония между органической и искусственной средой; и обеспечение того, чтобы отдельные элементы внутри зданий — крыша, окна, полы и двери — были собраны вместе, чтобы отражать порядок в природе.
Дэвид Пирсон изложил свод правил, касающихся органического дизайна, под названием «Хартия Гайи». В них говорится, что органический дизайн и план должны быть не только вдохновлены природой, но и быть устойчивыми; что оно должно существовать в «непрерывном настоящем»; «вырасти из сайта»; что он должен прославлять молодежь; выражать ритм музыки; быть гибким и адаптируемым; и так далее.
Пожалуй, самая известная работа Фрэнка Ллойда Райта — Fallingwater (на фото ниже). Те, кто не знаком со стилем органической архитектуры, обычно направляются к каменной кладке дома и консолям, которые ссылаются на деревья и скальные обнажения; а также расположение дома (прямо над водопадом) как примеры определяющих характеристик органической архитектуры.
Вдохновленный Райтом, многие другие архитекторы, в том числе Луи Салливан, Клод Брэгдон, Юджин Цуй и Пол Лаффоли в США; а Хьюго Херинг, Алвар Аалто, Ханс Шарун, Антони Гауди и Рудольф Штайнер в Европе продолжили стиль.
Между тем, среди современных практиков органического дизайна заслуживают внимания Кендрик Бэнгс Келлог, Барт Принс, Хавьер Сеносиайн, Эрик Кори Фрид, Шириш Бери и партнеры, Питер Кук, Колин Фурнье, Томас Хезервик и Роберт Харви Ошац.
В соответствии со временем и появлением сложного понимания устойчивости и концепций, таких как воплощенный углерод, эти современные практики наблюдали за эволюцией органической архитектуры. Они рассматривают выбор материалов как ключевой фактор и склонны избегать геометрических форм или линейного дизайна в своей работе. Вместо этого они предпочитают изгибы и часто оставляют открытыми натуральные материалы, такие как камни и т. д.
8 лучших примеров органической архитектуры
1. Водопад
- Местоположение: Милл Ран, Пенсильвания
- Год завершения: 1939
- Архитектор: Фрэнк Ллойд Райт
Классика модернизма и органической архитектуры Fallingwater находится на вершине водопада. Фрэнк Ллойд Райт спроектировал его для семьи Кауфманн, которая, хотя изначально надеялась на вид на водопад, полюбила этот дом.
2. Casa Milà
- Местонахождение: Барселона, Испания
- Год завершения: 1910
- Архитектор: Антони Гауди
Антонио Гауди, считающийся величайшим представителем каталонского модернизма, был предан природе и католической религии. Хотя изначально он планировал, что это органическое здание будет иметь религиозное назначение, теперь это многоквартирный дом. Верный органическому стилю, он имеет формы меда, которые, кажется, возникают из-под земли.
3. Кунстхаус Грац
- Местонахождение: Грац, Австрия
- Год завершения: 2003
- Архитекторы: Питер Кук и Колин Фурнье
Смелая, потрясающая работа, музей Кунстхаус Грац, известный местным жителям как «дружелюбный инопланетянин». В отличие от окружающих крыш в стиле барокко, своей инопланетной формой и внешним видом он обязан переливающимся синим акриловым панелям.
4. Талиесин Вест
- Местоположение: Скоттсдейл, Аризона
- Год завершения: 1937
- Архитектор: Фрэнк Ллойд Райт
Спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом в качестве его зимнего дома и студии, Taliesin West теперь является домом для Фонда Фрэнка Ллойда Райта. Прекрасным примером страсти архитектора к экстерьеру является органическое здание со стенами, сделанными из местных камней пустыни, сложенных в деревянных формах.
5. Кафе Ист-Бич
- Расположение: Литтлхэмптон, Великобритания
- Год завершения: 2007
- Архитектор: Томас Хезервик
Кафе Ист-Бич, расположенное в приморском районе с промышленной историей, напоминает кусок коряги. 40 метров в длину, семь метров в ширину и пять метров в высоту, он изначально поляризовал местных жителей, но с тех пор был принят сообществом. Это было первое здание Томаса Хезервика, ранее более известного как скульптура.
6. Учебный центр в Наньянском технологическом университете
- Местонахождение: Сингапур
- Год сдачи: 2015
- Архитектор: Томас Хезервик
Учебный центр, получивший прозвища «корзинка димсам» и «улей», состоит из 12 восьмиэтажных башен, расположенных вокруг общественного атриума. Органический характер здания распространяется на его интерьер с такими элементами, как сады, которые предназначены для поощрения социального взаимодействия и учебы среди студентов.
Органическая архитектура Австралия – несколько заслуживающих внимания местных примеров
Самая известная работа Тальетти, начальная школа Гираланг отличается свободной асимметричной массой, а также сложными геометрическими формами на крыше, окнах и фасадах. Он получил несколько наград, в том числе награду AIA 25 Year в 2001 году и Канберрский медальон за архитектурное превосходство в 1977 (который он получил от главы ACT RAIA).
2. Дом Одетт
- Местонахождение: Каслкраг, Сидней
- Год завершения: 1953
- Архитектор: Питер Мюллер
Дом Одетт — первый дом, построенный Питером Мюллером как квалифицированным архитектором. Расположенный в пригороде Сиднея Каслкраг, дом был спроектирован по трем осям: продольному хребту, пересекаемому двумя поперечными осями, и с ограниченными внутренними стенами. Внешние стены состоят из больших оконных стекол, необработанной австралийской твердой древесины и характерной кирпичной кладки.
Наедине с природой: философия органической архитектуры
Философы-трансценденталисты разделяют идею о том, что человек и природа — равноправные силы земли, которые должны жить в гармонии. Такие концепции уже давно выражены в трудах от Ральфа Уолдо Эмерсона до Генри Дэвида Торо. В последние годы это понятие распространилось на мир архитектуры, когда Фрэнк Ллойд Райт ввел термин «органическая архитектура» в начале 1900-х годов.
Идея органической архитектуры заключается в том, чтобы поставить человеческую жизнь, природу и искусственную среду на один уровень и создать устойчивую экосистему, в которой все компоненты поддерживают друг друга и в результате процветают.
Работа Фрэнка Ллойда Райта была основана на работе Луи Салливана, его наставника, который считал, что «форма следует за функцией». Райт сделал шаг вперед в этой идее, заявив, что оба элемента не просто связаны, а скорее являются неотъемлемой частью: «Форма и функция едины». Именно на этой основе была определена органическая архитектура.
Эту форму архитектуры можно отличить от более традиционных стилей своими особыми характеристиками. Среди его основных концепций — идея о том, что здания, как и любой живой организм, должны расти из окружающей среды и адаптироваться к ней. Поэтому структура должна быть спроектирована так, как если бы она была создана природой для этого ландшафта и из него. Точно так же цветовая гамма должна исходить из полей и лесов, чтобы соответствовать элементам природы.
Еще одним ключевым компонентом этого архитектурного стиля является простота. Открытые пространства ценятся по мере уменьшения количества комнат. Мебель встроена в структурное целое, а двери и окна выполняют в равной степени эстетическую и практическую функцию. Наконец, общий стиль здания призван отражать отличительную индивидуальность человека, с которым оно ассоциируется, придавая каждому дому свое неповторимое очарование.
Представление Райта об органической архитектуре было основано на идее о том, что здание является продуктом места и времени, предназначенным для интеграции и вклада в окружающий мир. Здание должно быть не имитацией природного мира или результатом навязанного стиля, а новой интерпретацией принципов природы, отфильтрованной человеческим разумом для создания форм, которые, возможно, более естественны, чем сама природа.
Органический аспект строения ограничивается не только дизайном, но и качеством жизни, адаптированным к законам природы. Температуру разумно контролируют с помощью температурных градиентов. Структуры Вентури используются для увеличения потока воздуха для естественного охлаждения, в то время как естественный свет используется для освещения и обогрева помещений. Чтобы легко поддерживать большую массу, конструкции часто отражают элегантность растений. Интеграция присущих природе характеристик в нашу встроенную среду была ключом к идеологии Фрэнка Райта, которая игнорировала использование экологически вредных материалов.
«Лучшее произведение американской архитектуры всех времен»
Самым известным объектом такого рода является «Фоллингуотер», спроектированный в 1935 году не кем иным, как Фрэнком Ллойдом Райтом. Проект был реализован по просьбе друга Эдгара Кауфманна, который попросил Райта спроектировать свой дом с видом на девятиметровый водопад природного заповедника Bear Run в сельской Пенсильвании. Однако у Райта было другое видение.
Вдохновленный жесткой конструкцией водопада, Райт решил включить в него дом и позволить воде течь под ним. Он отразил структуру и цветовую палитру водопада, используя местный песчаник, чтобы дом органично вписался в ландшафт.
Знаменитый шедевр получил награду Американского института архитекторов как «лучшее произведение американской архитектуры за все время» в 1991 году и был номинирован на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2015 году. включая культовый органический дом Хавьера Сеносиана, дом Юджина Бавинджера Брюса Гоффа и резиденцию Шитс-Голдштейн Джона Лотнера.
Органическая архитектура сегодня
Сегодня существует множество интерпретаций органической архитектуры. В то время как некоторые утверждают, что это определяется связью между интерьером и экстерьером и практикой абстрактной геометрии растений, другие воспринимают это как форму архитектуры, встроенную в формы и принципы природы. Некоторые утверждают, что он основан на сопоставлении натуральных и современных материалов, другие следуют видению Райта о взаимопроникающих контрастах и объемах.