Френк Ллойд Райт: отец «органической архитектуры»
Гений и мечтатель, ловелас и новатор, основоположник «органической архитектуры» и любитель «открытых планов» — Френк Ллойд Райт сегодня считается наиболее влиятельным из американских архитекторов. Кто он — человек, эпатировавший современников не только архитектурными решениями, но и перипетиями личной жизни, и изменивший, в конечном счете, современную архитектуру?
Френк родился в 1867 году в религиозной семье на севере США. Его мать лелеяла мечту об архитектурной карьере для сына – так его с детства окружали тематические книги, игры и гравюры. С ранних лет приняв на себя финансовую ответственность за семью, Райт учился в Висконсинском университете и подрабатывал помощником местного строителя.
Однако, финансовые трудности не позволили ему быть удостоенным ученой степени – и уже в 1887 году в Чикаго Райт получил свою первую работу в архитектурном бюро. В 23 года он руководил всеми объектами жилой недвижимости в чикагском «Адлер и Салливан». Салливан стал его наставником и примером, под началом которого Райт проработал 6 лет. Однако вынужден был покинуть бюро из-за конфликта с основателями: Райт проектировал дома «на стороне», что не устраивало собственников. В 1893 году Райт основывает свое собственное архитектурное бюро, которое за 8 лет реализовывает более 50 проектов
С начала 20-го века Френк Ллойд Райт активно создает свой собственный архитектурный стиль, принесший ему не только известность, но и навсегда запечатлевший его как одного из ведущих архитекторов современности – «стиль прерий». «Дома прерий» — это воплощение разумной практичности, лишенной тривиальности. Это вытянутые линии, продолжение окружающей среды, целостность с природой, непрерывность архитектурного пространства. Форма здания вытекает из окружающего ландшафта, дополняет его. Это горизонтальные композиции, вынесенные за пределы дома крыши и террасы, открытые планы, использование в отделке природных материалов.
Дом Уиллитса, Иллинойс (США)
Интерьеры домов – не менее важная история, чем экстерьеры. Идеалом для Райта служил японский дом, практически лишенный мебели и декоративных элементов. Планы зданий в большинстве своем имели крестообразную форму, в центре которой расположен камин: архитектор хотел уйти от привычного устройства дома с множеством закрытых комнат, создавая единое помещение. Большую часть мебели архитектор разрабатывал лично – каждая деталь должна быть осмыслена и занимать свое место в пространстве. Он интегрировал системы отопления, водоснабжения, и освещения в конструкцию здания, добиваясь единства всех его элементов: «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как и штукатурка стен и черепица крыши».
Интересно, что «Дом Роби» — один из самых ярких «домов прерий» — был крайне негативно оценен современниками Райта: менеджмент Чикагского университета инициировал его снос, чтобы на этом месте возвести студенческий кампус. Спасла здание случайность: оно было выкуплено строительной фирмой. Всего в период 1901-1909 гг. Райт построил 76 домов прерий, рассчитанных на представителей среднего класса и бизнесменов.
Дом Мартина
Дом Роби
С 1910-го, после выхода ряда статей Райта в прессе Германии, о нем заговорила Европа: кто он — молодой архитектор, который решает планировочные задачи, не посильные великим умам Старого Света? Имя Райта гремело в местных архитектурных сообществах – ему даже предлагали организовывать персональные выставки.
Одна из наиболее знаковых, и, безусловно, самая романтичная постройка Райта – резиденция «Талиесин». Построенная в 1911 году, усадьба стала воплощением романа архитектора с женой одного из его клиентов – Мартой Босвик Чейни, которая позже стала его спутницей и хозяйкой резиденции. Долина, в которой построено поместье, несколько поколений принадлежала семье Райтов. «… Не в земле, но из земли» — так описывал архитектор расположение дома, который органично «вырастает» из окружающего ландшафта. Дом состоит из трех секций – жилой зоны, офиса и хозяйственных построек. В строительстве использован местный известняк, а также песок с отмели соседней реки. Поместье дополнено ландшафтным парком и бассейном.
Резиденция «Талиесин»
Стремительный взлет популярности Райта в начале 20-го ст. сменился периодом затишья в 30-х гг.: у архитектора практически не осталось крупных заказов. Несколько лет он посвятил работе в Японии – в родных штатах его стиль критиковался современниками. Там он открыл бюро и построил 14 зданий, в том числе знаменитый отель Imperial – который несколько раз страдал от землетрясений и в итоге был разрушен.
Отель Imperial, Токио
Позже к нему приходит идея создать в США творческую мастерскую, в которой он познакомился с сыном состоятельного предпринимателя Эдгара Кауфмана. Эта дружба привела к неожиданному результату: бизнесмен выделяет баснословную сумму для строительства целого города, спроектированного Райтом. Следующим проектом Райта для Кауфмана становится загородный дом – и он ознаменовал собой начало новой вехи в творчестве архитектора.
Стиль ведения дел Райта – такой же эпатажный, как и его личная жизнь. Многие проекты переделывались и перестраивались уже в процессе реализации, что приводило к многократному удорожанию работ. Часто Райт компенсировал это удорожание из собственных средств.
Один из самых известных проектов Райта – знаковый символ гения и прокрастинации: архитектор откладывал работу над ним в течение нескольких месяцев, а позже создал эскиз за пару часов до приезда заказчика (не упустив в нем мельчайших деталей). «Дом над водопадом», построенный в 1935-39 гг. — здание с использованием заводских элементов и железобетонных конструкций, не уходящее от идей органической архитектуры. Задумка Райта – сделать водопад частью дома: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни».
Дом над водопадом
«Дом над водопадом» — часть ландшафта: при его строительстве не было срублено ни одного дерева, а часть утеса, на котором он расположен, оказалась внутри здания в качестве детали интерьера. С учетом инфляции доллара, на конец 2010-х годов затраты на строительство дома оценивались почти в 2,5 млн. долларов. Сейчас «Дом над водопадом» — музей, открытый к посещению.
Интерьеры «Дома над водопадом»
Начиная с 30-х гг. Райт сместил вектор своего внимания на более популярные дома для среднего класса. Он называл этот дизайн «североамериканским» — компактные и технологичные, они по-прежнему выдерживали принципы «домов прерий»: широкая крыша, узкие окна, одноэтажность и каркасные конструкции. «Юсоновские» дома – концепция «горизонтальной урбанизации» Райта, которая существенно повлияла на характер американского малоэтажного пригорода: одноэтажность построек предполагала распределение перенаселенного города по сельскохозяйственным пригородам.
«Юсоновские» дома
Вершиной архитектурного творчества Райта считается музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который он строил на протяжение 16 лет. Внешне здание похоже на спираль, внутри – на раковину. Экспозиции осматриваются сверху вниз: посетители поднимаются на верхний этаж на лифте и постепенно опускаются по центральному спиральному пандусу. Орнамент на заборе музея – фигуры с картин В.В. Кандинского.
Музей Соломона Гуггенхайма
В возрасте 70 лет неутомимый архитектор отправляется в Аризону, где строит поместье «Западный Тейлизин» — резиденцию семьи Райтов, а также архитектурную школу и мастерскую. Сегодня в комплексе расположен фонд Френка Ллойда Райта, который занимается сохранением его наследия.
Поместье «Западный Тейлизин
Последние годы творчества Райта характеризуются уходом от органической архитектуры к универсальным, интернациональным домам. Он отказывается от прямых углов в пользу окружности. Его популярность была на пике, он всячески восхвалялся в периодических изданиях и архитектурных сообществах. Большую часть времени он посвящал написанию книг, которых за его жизнь вышло около 20.
За жизнь архитектор создал более 1100 проектов, из которых было реализовано более 500 — непохожих друг на друга, дерзких и смелых, не оставляющих равнодушными как критиков, так и обывателей. Он скончался в возрасте 91 года, за 6 месяцев до завершения строительства музея Гуггенхайн. И после смерти многие его проекты продолжают реализовываться — в 1997 году завершилось строительство конференц-центра Monona Terrace.
Автор: Елена Беленькая
В статье использованы материалы из источников: architime.ru, interior.ru, wikipedia.org, interior.ru, strelkamag.com, losko.ru
Фрэнк Ллойд Райт. Человек, изменивший архитектуру
Здания, созданные талантливыми архитекторами, вызывают восхищение и стали частью наших представлений о прекрасном. Но лишь единицы из этих мастеров смогли повлиять на развитие мировой архитектуры. В первом ряду таких архитекторов стоит Фрэнк Ллойд Райт, которого называют гением американской архитектуры и отцом органической архитектуры.
Райт – человек позапрошлого века. Он родился в 1867 году в американской глубинке, рано стал работать, а после развода родителей прибавил к своей фамилии, доставшейся от отца, еще и фамилию матери – о ней и сестрах ему пришлось заботиться уже в 18 лет. Одновременно он поступил на инженерный факультет университета в Висконсине, затем сотрудничал с архитектурными конторами и проектировал жилые дома, пока в 26 лет не создал в пригороде Чикаго собственную фирму.
Уже тогда было понятно, что Райт опередил свое время: он начинает строить дома в стиле Prairie – созданные для прерий, степей. Это было начало той самой «органической архитектуры». У «домов прерий» были непрерывные, гладкие, горизонтальные линии, плоские крыши, нависающие карнизы, створчатые окна. В таких домах много остекленных поверхностей, а внутренние пространства открыты и широки – ведь в них мало стен. В частности, нет перегородок между кухней, гостиной и столовой, пространства разделены лишь визуально.
Дома гармонично вписывались в ландшафт и были естественным продолжением окружающей природы, поэтому они тут же стали очень популярны у среднего класса, ведь они были, помимо прочего, еще и очень удобны. С 1901 по 1909 годы Райт создал около 120 проектов и построил 76 «домов прерий». В своей работе Райт ориентировался на принципы, по которым построены японские храмы: ритмичные членения фасада каркасами, вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами. «Естественность, внутренняя природа, изначально присущая каждому творению архитектуры, не должна быть утеряна. Здание должно производить впечатление целостности. Оно должно быть как бы сделано из одного куска, а не собранного из разных деталей», — считал архитектор.
Огромное значение он придавал «воздуху» в интерьерах: «Пространство — это источник, из которого исходят все ритмы. Оно — дыхание произведения искусства».
Органическая архитектура Райта имела разные воплощения. Созданные им стили отличаются чистотой линий и простотой, архитектор не любил сложных деталей и суетливости. Райт считал, например, что «дом не должен стоять на холме, он должен быть частью холма». Впоследствии он сотворил дома, ставшие частью водопада, леса, поля, каменной пустыни. Среди множества проектов Райта нет не только двух одинаковых, но и двух похожих домов.Дом Эдгара Дж. Кауфманна в Пенсильвании, или «Дом над водопадом», сегодня внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – как и еще восемь зданий, спроектированных Фрэнком Ллойдом Райтом, в том числе и Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Этот знаменитый на весь мир музей современного искусства Райт проектировал и строил шестнадцать лет, до самой своей смерти в 1959 году. Здание имеет форму опрокинутой спирали, а внутри напоминает раковину, в центре которой располагается остекленный двор. По задумке архитектора зритель должен сначала подняться на верхний этаж на лифте, а затем медленно спускаться по пандусу, рассматривая картины на наклонных стенах (хотя руководство музея проигнорировало эту идею Райта, и осмотр экспозиции начинается с нижнего этажа).
Как и с другими своими творениями, в здании музея Фрэнк Ллойд Райт использовал идеи, которые затем стали устойчивыми архитектурными тенденциями. И если посмотреть на современные дома, на их прямые линии, низкие плоские крыши, открытые пространства в интерьерах, то становится понятно, что дело Райта живет и процветает.
За свою жизнь он спроектировал около 800 зданий. Одной из самых масштабных его идей был проект целого города — Broadacre City, каждый житель которого владел бы акром земли и мог бы распоряжаться им по своему усмотрению. Нельзя было только сдавать землю в аренду. Несмотря на участки по 40 соток у каждого дома архитектор создавал не большую деревню, а именно город с банками, предприятиями, офисами, системой дорог, где легковой транспорт не пересекался бы с грузовым. Райт считал, что собственная земля может сделать человека экономически независимым в любых обстоятельствах. Он был уверен, что его Акрогород обеспечит пространство, свободу и красоту, необходимые для роста личности. К сожалению, проект так и не был осуществлен. В 1991 году Американский институт архитекторов признал Райта «величайшим американским архитектором всех времен». Созданное им направление органической архитектуры до сих пор не теряет актуальность.
Райт был человеком красноречивым, многие из его высказываний растасканы на цитаты и стали афоризмами. Например, вот эта: «Всякий дом — это чрезвычайно сложное, неуклюжее, беспокойное механическое уподобление человеческому телу. Электропроводка — вместо нервной системы, трубопроводы — кишечник, отопительная система и камины — артерии и сердце, а окна — вместо глаз и носа». Или вот эта: «Уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения». Или эта: «Считайте постройку курятника такой же достойной работой, как постройку собора. Если отвлечься от финансовых вопросов, величина проекта мало значит в искусстве. По-настоящему важна выразительность. Она может быть большой в малом или малой в большом».
Но самым актуальным для современных архитекторов и проектировщиков должно стать вот это напутствие Райта: «Продолжайте учиться. Архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня, нужно по меньшей мере десять лет подготовки перед практикой». Райт знал, о чем говорил.
Следите за нами в
ВКонтакте
,
Одноклассники
,
Яндекс Дзен
и
Telegram
Подписаться на рассылку
Переслать материал на почту
Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта
Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959)
8 июня 1867 года родился американский архитектор, дизайнер интерьеров, писатель и педагог Фрэнк Ллойд Райт . Райт спроектировал более 1000 сооружений, 532 из которых были завершены. Райт верил в проектирование структур, гармонирующих с человечеством и его окружающей средой, и эту философию он назвал органической архитектурой.
«Ни один дом не должен стоять на холме или еще где-нибудь. Он должен быть с холма. Принадлежность к нему. Холм и дом должны жить вместе друг с другом.
— Фрэнк Ллойд Райт: Автобиография (1932), стр. 168
Фрэнк Ллойд Райт – Ранние годы
Фрэнк Ллойд Райт родился в фермерском городке Ричленд-Сентер, штат Висконсин, США. Его отец, Уильям Кэри Райт, был оратором, учителем музыки, иногда юристом и странствующим священником. Говорят, что его мать, Анна Ллойд-Джонс, в раннем возрасте познакомила Фрэнка с изображениями архитектурных чудес, чтобы с раннего возраста научить его стать архитектором. Франк учился в Висконсинском университете с 1885 года, но оставил его без степени в 1887 году – он получил степень почетного доктора университета в 19 году.55. Впоследствии он присоединился к архитектурной практике Джозефа Лаймана Силсби в Чикаго, но в том же году покинул фирму, чтобы работать в офисах Данкмара Адлера и Луи Салливана. [1] Там он в основном занялся жилыми домами и быстро стал самостоятельно планировать их. В 1893 году он основал собственную компанию на новом месте жительства в Ок-Парке, пригороде Чикаго. К 1901 году он работал над около 50 проектами. Примерно до 1910 года он в основном создавал так называемые дома прерий. Среди его сотрудников были Уолтер Берли Гриффин и его более поздняя жена Марион Махони Гриффин. В 1909 он оставил жену и детей и путешествовал по Европе на 2 года. Там он тоже стал важным импульсивным наставником архитектуры. Его работы десяти лет повлияли, среди прочего, на Вальтера Гропиуса и голландское движение De Stijl.
Фоллингуотер (Резиденция Кауфмана) Фрэнка Ллойда Райта (1937).
Дома прерий
«Каждый великий архитектор обязательно является великим поэтом. Он должен быть великим оригинальным интерпретатором своего времени, своего дня, своего века».
– Фрэнк Ллойд Райт, Будущее архитектуры (1953)
Тесный контакт с ландшафтом его родного Висконсина был центральным в его более поздних работах: плавная интеграция здания в ландшафт — один из мотивов его огромного творчества. Эта философия дизайна, вероятно, лучше всего выражена в самой известной работе Райта, Villa Fallingwater , построенной для Эдгара Дж. Кауфмана на небольшом водопаде. Другие известные проекты включают Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, реализованный совместно с Хиллой фон Ребай, и административное здание компании Johnson Wax. После столетий культурной зависимости Америки от старого континента целью Райта было создание независимой архитектуры для нового континента. Его так называемые дома прерий были призваны выразить американский дух демократии, новаторский дух и сплоченность. Он идеально интегрировал их в окружающую среду и снабдил их типичными горизонтальными полосами окон и плитами крыши. Таким образом, он обеспечил оптимальный комфорт для жизни в суровом пустынном климате. Он построил 49зданий за восемь лет. Самым важным элементом был камин как место встречи сообщества, вокруг которого развивалось здание. Все это гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Эта концепция связана с Движением искусств и ремесел, которое предпочитало мастерство промышленному производству и подчеркивало простоту и функциональность. При этом он противостоял преобладающей неоклассической архитектуре того времени.
Дом Аллена-Ламбе в Уичито (Канзас) Фрэнка Ллойда Райта (1915)
Органическая архитектура
«Архитектура — это жизнь или, по крайней мере, сама жизнь, обретающая форму, и, следовательно, это наиболее правдивая запись жизни, какой она была прожита в мире вчера, какой она проживается сегодня или когда-либо будет прожита».
— Фрэнк Ллойд Райт, цитата из книги «Органическая архитектура» (1970)
Райт был одним из первых архитекторов, использовавших термин «органическая архитектура». Его интересовала органическая связь архитектуры с различными элементами искусства, природы и жизни человека, меньше в биологическом смысле. Принципы органической архитектуры Райта включают следующее:
- Простота и покой . Этот принцип должен быть определяющим для искусства. Для достижения таких качеств следует исключить все ненужное. В Wright это также означает устранение внутренних стен, чтобы в доме было как можно меньше комнат. Проемы должны быть интегрированы в конструкцию как форма, чтобы они стали своего рода естественным украшением. Детали и украшения должны быть уменьшены, а бытовая техника, светильники, картины и мебель должны быть интегрированы в структуру.
- Стилей домов столько, сколько самих людей . Этот принцип позволял выражать индивидуальность соответствующих клиентов, хотя в дизайне всегда была заметна подпись Райта. Это также позволило ему иметь дело с эклектичным стилем историзма, который также был хорошо принят североамериканскими архитекторами в 19 веке. В начале 20 века вопрос репрезентации стиля отошел на второй план. Вопрос о том, кому должна представлять себя архитектура, стал более важным; это все чаще означает ценности общества или отдельного художника. Салливан уже подчеркивал важность связи между человеком и архитектурой.
- Соотношение природы, топографии и архитектуры . Здание должно выглядеть так, как будто оно выросло из своего окружения, оно должно гармонировать с ним. Например, здание на равнине должно быть максимально незаметным.
- Цвета природы . Цветовая гамма окружающей природы должна гармонично сочетаться с материалами дома. Здесь Райт использовал термин «конвенционализация»: метод, сводивший форму к основному, а именно к цвету, и выводящий мотивы дизайна из природы.
- Природа материалов . Дерево должно выглядеть как дерево, а кирпичи как кирпичи, их структура поверхности и цвет должны оставаться неизменными.
- Духовная целостность в архитектуре. Райт считал, что здания должны обладать качествами, аналогичными человеческим качествам. Райт отражает идеи Движения искусств и ремесел в своем заявлении о том, что здания должны быть изящными и нравиться людям.
Студия Райта
Под именем Taliesin Райт основал несколько «студий» посреди американских прерий, которые должны были служить площадками для разработки новой, независимой американской архитектуры. Офис Райта привлекал молодых архитекторов со всего мира, которые время от времени работали с ним, а затем развивали его стиль у себя на родине. В своей книге « Когда демократия строит », опубликованной в 1945 году, Фрэнк Ллойд Райт создает своего рода утопический генеральный план цивилизации 20-го века. «Усония» — так Райт называет свою визионерскую Америку. Он состоит из задуманной им новой городской формы: Broadacre City. Только здесь люди наслаждаются «настоящей индивидуальностью» (а не «крепкой индивидуальностью» = эгоизмом) в подлинно целостной демократии. Для этого видения характерны ценности Декларации независимости. Поскольку все потенциальные лидеры (политики, философы, художники и т. д.) потерпели бы неудачу, Юсонию возглавляет архитектор. Правительство берет на себя только административные задачи.
Более поздние годы
В отличие от всех других великих американских архитекторов своего времени, Фрэнк Ллойд Райт получил несколько официальных почестей или наград в виде архитектурных премий или почетных докторских степеней. 4 апреля 1959 года Райт был госпитализирован из-за болей в животе, а 6 апреля ему сделали операцию. Казалось, он выздоравливает, но тихо скончался 9 апреля 1959 года в возрасте 92 лет.
«Я верю в Бога, только пишу «Природа».
– Фрэнк Ллойд Райт, цитата из журнала Quote (14 августа 1966)
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Луи Генри Салливан — «отец» Skyscaper, блог SciHi
- [2] Фрэнк Ллойд Райт в Британской энциклопедии
- [3] Архивы Фонда Фрэнка Ллойда Райта в Колумбийском университете
- [4] Документы Фрэнка Ллойда Райта в Историческом обществе Висконсина
- [5] Совет Фрэнка Ллойда Райта молодому преданному Талиесину, 19 лет.54
- [6] Аудиоинтервью с Мартином Филлером о Фрэнке Ллойде Райте из The New York Review of Books
- [7] Вальтер Гропиус – основатель школы Баухаус, блог SciHi
- [8] Фрэнк Ллойд Райт в Викиданных
- [9] Винсент Скалли | Фрэнк Ллойд Райт 1914–1959 (курс современной архитектуры), лекции Винсента Скалли @ youtube
- [10] Хронология Фрэнка Ллойда Райта, согласно Wikidata
.
Органическая архитектура: новая интерпретация принципов природы
Философы-трансценденталисты разделяют идею о том, что человек и природа являются равными силами земли, которые должны жить в гармонии. Такие концепции уже давно выражены в трудах от Ральфа Уолдо Эмерсона до Генри Дэвида Торо. В последние годы это понятие распространилось на мир архитектуры, когда Фрэнк Ллойд Райт ввел термин «органическая архитектура» в начале 1900-х годов.
Устойчивая экосистема, в которой все компоненты должны поддерживать друг друга и в результате все процветать
Идея органической архитектуры состоит в том, чтобы поставить жизнь человека, природу и искусственную среду на один уровень и построить устойчивую экосистему, в которой все компоненты поддерживают друг друга и в результате процветают.
Работа Фрэнка Ллойда Райта была основана на работе Луи Салливана, его наставника, который считал, что «форма следует за функцией». Райт сделал шаг вперед в этой идее, заявив, что оба элемента не просто связаны, а скорее являются неотъемлемой частью: «Форма и функция едины». Именно на этой основе была определена органическая архитектура.
Эту форму архитектуры можно отличить от более традиционных стилей своими особыми характеристиками. Среди его основных концепций — идея о том, что здания, как и любой живой организм, должны расти из окружающей среды и адаптироваться к ней. Поэтому структура должна быть спроектирована так, как если бы она была создана природой для этого ландшафта и из него. Точно так же цветовая гамма должна исходить из полей и лесов, чтобы соответствовать элементам природы.
Еще одним ключевым компонентом этого архитектурного стиля является простота. Открытые пространства ценятся по мере уменьшения количества комнат. Мебель встроена в структурное целое, а двери и окна выполняют в равной степени эстетическую и практическую функцию. Наконец, общий стиль здания призван отражать отличительную индивидуальность человека, с которым оно ассоциируется, придавая каждому дому свое неповторимое очарование.
На фото: Вилла Вальс, Вальс, Швейцария. Фото предоставлено: Kecko
Видение Райта органической архитектуры было основано на идее, что здание является продуктом места и времени, предназначенным для интеграции и вклада в окружающий мир. Здание должно быть не имитацией природного мира или результатом навязанного стиля, а новой интерпретацией принципов природы, отфильтрованной человеческим разумом для создания форм, которые, возможно, более естественны, чем сама природа.
Видение Райта органической архитектуры было основано на идее о том, что здание является продуктом места и времени […]
Органический аспект строения ограничивается не только дизайном, но и качество жизни, адаптированное к законам природы. Температуру разумно контролируют с помощью температурных градиентов. Структуры Вентури используются для увеличения потока воздуха для естественного охлаждения, в то время как естественный свет используется для освещения и обогрева помещений. Чтобы легко поддерживать большую массу, конструкции часто отражают элегантность растений. Интеграция присущих природе характеристик в нашу встроенную среду была ключом к идеологии Фрэнка Райта, которая игнорировала использование экологически вредных материалов.
Fallingwater: американская мечта, архитектурная икона
Самым известным объектом такого рода является Fallingwater, спроектированный в 1935 году не кем иным, как Фрэнком Ллойдом Райтом. Проект был реализован по просьбе друга Эдгара Кауфманна, который попросил Райта спроектировать свой дом с видом на девятиметровый водопад природного заповедника Bear Run в сельской Пенсильвании. Однако у Райта было другое видение.
На фото: Фоллингуотер, Пенсильвания, США. Кредит Фотографии: Роб Уильямс.
Вдохновленный жесткой структурой водопада, Райт решил включить в него дом и позволить воде течь под ним. Он отразил структуру и цветовую палитру водопада, используя местный песчаник, чтобы дом органично вписался в ландшафт.
Статьи по теме
: Города, готовые к будущему |
Признанный шедевр получил награду Американского института архитекторов как «лучшее произведение американской архитектуры за все время» в 1991 и был номинирован на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2015 году.
Fallingwater проложила путь для множества других шедевров органической архитектуры, включая культовый органический дом Хавьера Сеносиана, дом Юджина Бавинджера Брюса Гоффа и резиденцию Шитс-Гольдштейна Джона Лотнер.
Органическая архитектура сегодня
Сегодня существует множество интерпретаций органической архитектуры. В то время как некоторые утверждают, что это определяется связью между интерьером и экстерьером и практикой абстрактной геометрии растений, другие воспринимают это как форму архитектуры, встроенную в формы и принципы природы. Некоторые утверждают, что он основан на сопоставлении натуральных и современных материалов, другие следуют видению Райта о взаимопроникающих контрастах и объемах.
На фото: Bosco Verticale, Милан, Италия. Фото предоставлено: Marco Sala
Органическая архитектура, согласно философии Райта, является средством ответа на текущие вызовы социальных изменений, современности и технического прогресса. По мере того, как мир развивается и его проблемы меняются, понятие органической архитектуры адаптируется. Следовательно, если концепция не статична и не строго определена, можно сказать, что органическая архитектура представляет собой все вышеперечисленные утверждения, оставляя нам очень большой и разнообразный спектр органических зданий: от знаменитого Огурца в Лондоне до Вертикального леса в Милане. до отеля Azulik в Тулуме и Casa Milà в Барселоне.
В мире, отмеченном урбанизацией, джентрификацией и вырубкой лесов, органическая архитектура может предложить устойчивое решение вечной битвы между людьми и природой и может помочь примирить наши постоянно растущие города и массовое строительство с природой и нашей биосферой.
Примечание редактора: Мнения, выраженные здесь обозревателями Impakter.