Лубочная гжель: Лубочная гжель — Путеводитель по русским ремёслам

Содержание

Лубочная гжель — Путеводитель по русским ремёслам

Знакомая «синяя» гжель не всегда была такой, в XVII в. она была совсем другая

Что такте лубок

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества

Начало промысла

Когда-то давно, в той местности, где теперь Гжель, трудно было заниматься сельским хозяйством. Но вот, обнаружилась в этих краях глина, да не простая рыжая, но которая «будучи сырая, цветом синебелая, а по обожжении совершенно белая бывает» .А рядом стольный град Москва.

Керамика XVIII в.Посл. треть XVIII в, Русский музей, СПб

Ему и посуда, и игрушки, и изразцы для печей, и аптекарская утварь: да мало что еще нужно — все поглотит.Мужики в этих краях оказались не промах, смекалистые, хваткие и упертые, большей частью старообрядцы. С размахом вошли в гончарный промысел.

Изделия

Выпускались  чайники и столовые сервизы, блюда, миски, кувшины, квасники, игрушки, цветочные горшки и многое другое.

Кувшин Поющие, Гжель Посл. треть XVIII в, Русский музей, СПб

Про квасники надо сказать отдельно. Этот вид сосудов  -сугубо русский, не имевший аналогов в западноевропейской керамике.

Роспись

На светлую эмаль темной краской (марганцем) наносили контур, который внутри расцвечивали зеленой, желтой, синей краской, накладывая ее локальным пятном, мелкими мазками или тонким штрихом. В каждом изображении доминировали один — два цвета.

Одна из причин отказа от разноцветия

Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глиняной массы. Но в результате, пришлось отказаться от разноцветных красок, которые не выдерживали обжига при t несколько тысяч градусов. А синий кобальт как раз очень подошёл.

Скульптуры на изделиях

Одной из отличительных черт гжельской майолики в стиле «лубок», является присутствие маленьких забавных фигурок. Они логично вписывались в общую композицию. Получался целый рассказ на определённую тему, дополненный изображениями на поверхности.

Немного истории

Высококачественные гжельские глины послужили основой для широкого развития керамического производства. С тех пор прошли столетия, мастерство совершенствовалось.

С 1339 года, момента первого документального свидетельства в духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты, Гжель фигурирует как центр керамического производства в России, поставщик Царева двора богатый высококачественным сырьем — глинами и профессиональными мастерами.

Старинные кувшины с птицами

Это потом, спустя 100 лет, в XVIII веке мастера освоили новый способ роспись — подгалзурный кобальт. В ходе технологического процесса кобальт приобретает знакомый всем нам насыщенно-синий цвет, давно ставший визитной карточкой гжельской росписи.

Лубочный стиль

В XVII столетии, когда это искусство только зародилось, гжель выполнялась исключительно цветными красками. Это было в период правления царя Алексея Михайловича. 

Кувшин. Посл. треть XVIII в, Русский музей, СПб

Техника изготовления таких изделий называлась цениной. После первого обжига изделие покрывали эмалью белого цвета. Поверх сырой эмали наносили рисунок, и изделие вновь обжигали при сравнительно невысокой температуре.

Низкая температура второго обжига позволяла применять довольно много разных красок. Использовались пять цветов по белому фону: желтый, зеленый, коричневый, вишневый и синий.

На изделиях изображали сказочные города, фантастических птиц, цветы и травы. В дополнение к росписи посуда украшалась фигурками людей, птиц, животных.

Кувшин Гжель Фазаны, Посл. треть XVIII в, Русский музей, СПб

Кувшины, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики часто заканчивались головкой птицы.

Бочонок. авт. В. Чепрасова

Все эти композиции изображались не реалистично. В России как раз в то время в моде был «лубок». завозились картинки из Франции и Голландии. О них писали:

 соблазнительные и безнравственные картинки

Но на гжельских изделиях они видимо не носили «скабрезного» характера. Это видно по сохранившимся изделиям периода XVII–XVIII вв. 

Квасник с птицами. Гжель. Посл. треть XVIII в, Русский музей, СПб

Излюбленный сюжет — птицы в сочетании с пейзажем. Мы видим их в разных позах: стоящими и сидящими, клюющими, взлетающими и порхающими, на ветвях и так далее.

Мастера живо схватывали и передавали красоту оперения. Птицам гжельской майолики нет аналогий ни в иконописи, ни в изразцах, ни в росписях по дереву.

Почему теперь гжель «синяя»

Гжельский стиль XVII в. — уникальное явление в керамике. Изделия отличаются местным характером в моделировке, оригинальностью композиции, синтезом форм, росписи и скульптуры, какого не знала народная керамика других стран.

Сейчас «синяя» гжельская майолика практически вытеснила прежние представления о том, какой должна быть гжель. К этому виду народного промысла прочно пристало название «синь России». 

Это связано равно как с историей, так и с экономическими причинами. После царя Алексея Михайловича многое изменилось в России.

Пётр I как известно, очень любил всё иностранное. Вот и стали делать сине-белую, на «галанской» манер, как в иноземном городе Дельфте. 

После революции производство гжели, по понятным причинам, пришло в упадок. Со второй четверти XX века проявляется интерес к гжельскому народному промыслу, начинается его второе рождение благодаря историку-искусствоведу А.Б. Салтыкову и художницы Н.И. Бессарабовой.

Синяя гжель

Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII в. и полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная — кобальтовой краской, в простом сочетвнии «кобальтом», по типу традиционной полуфаянсовой — именно такой мы гжель знаем.

С начала 80-х годов XX века в Гжельском регионе начинают создаваться и возрождаться производства по выпуску фарфоровых изделий с подглазурной росписью кобальтовыми красками. Такой мы и знаем гжель сейчас.

Современная цветная гжель

  • Часы, цветная гжель
  • Часы. О.Ковалёв
  • Изделия в стиле «лубочной гжели»

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Изучите наши предложения


Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Каким должен быть Гжельский фарфор

Каким должен быть Гжельский фарфор

Сдать фарфор

Наверно, в каждом доме есть гжельские фигурки, статуэтки и столовые ансамбли, ведь такую роспись можно было купить даже во времена талонов и дефицита.

Гжельские изделия — поистине народное творчество. Первые упоминания о глиняной посуде, созданной в Гжели относятся к временам Князя Калиты.

Сегодня гжельский фарфор делают несколько крупных фабрик и частных мастеров. Например, сейчас в Раменском районе Московской области (а раньше этот район называли Гжельским кустом) выпуском изделий занимаются несколько заводов: ПО Гжель, Гжельский завод Электроизолятор, Синь России, Звезда гжели, Галактика, Речицкий фарфоровый завод и другие.

Гжельский фарфор — это не только сине-голубые цветы на белом фоне. Фарфоровые фигурки с узнаваемым во всём мире рисунком начали производить только в начале ХХ века. Есть ещё несколько вариаций:

Появилась в XVIII веке, для неё характерны рисунки зеленого, жёлтого, синего, фиолетового и коричневого цветов, выполненные на белом фоне. Изображения выполнялись в стиле лубка.

Такой вид гжели отличается нанесением цветных красок поверх глазури. Зачастую каждое изделие обжигают три — четыре раза. Синий цвет получают традиционным способом – наносят подглазурный кобальт. Цена за такую гжель довольно высока.

Всё изделие покрывается кобальтовой краской, наносится глазурь и уже на ней рисуют белой и золотой краской. Получаются тёмно-синие изделия — выглядят, словно гжель в негативе.

Гжельский фарфор славится своим качеством, а его белизна завораживает. Именно поэтому чисто белая посуда не уходит с линейки Гжельского завода. Иногда добавляют немного золотого узора.

Недаром о гжели говорят — «Синь России». Роспись выполняется оксидом кобальта, который после обжига приобретает оттенки голубого и синего. Характерны также и вкрапления золота

Наши контакты

Перезвоните мне


г. Санкт-Петербург,
Лиговский проспект, 111


Продать

Мебель

Медали и ордена

Значки и жетоны

Статуэтки Будды

Коралловые бусы

Янтарь

Серебро 84 пробы

Золото 56 пробы

Картины

Продать

Изделия из бронзы

Фарфор ЛФЗ, ИФЗ

Самовары

Часы антикварные

Царские кружки, бутылки

Гжель и посуда

Каслинское литье

Монеты

в начало

© «Магия Эпохи».
Все права зарезервированы.

Фарфор Гжель — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(345 релевантных результатов)

Путеводитель покупателя по гжельскому фарфору

Предоставлено Союзом Гжель

Даша Фомина

27 декабря 2017 г.

Бело-голубой гжельский фарфор может быть одной из первых вещей, которые вы задумываетесь о покупке при покупке сувениров в России. Эти красиво оформленные и искусно изготовленные изделия — одни из немногих сувениров, которые можно купить только в России и которые могут соперничать даже с меховыми 9.0135 Ушанка шапки. Однако следует помнить, что есть риск приобрести подделку. Вот несколько советов от производителей гжели, которые помогут вам привезти домой оригинал.

История гжельского фарфора началась в начале 18 века, когда частные мануфактуры, разбросанные по глинистым краям недалеко от Москвы, начали выпускать фарфоровые изделия. После революции 1917 года частные мастерские и фабрики были переданы Советскому государству и объединены в керамический цех в деревне Турыгино, примерно в 60 километрах от Москвы.

Фарфоровая фигурка | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

После Великой Отечественной войны заводы находились в плачевном состоянии и не могли возобновить производство фарфора. Наверное, не было бы сегодня гжельского фарфора, если бы не Наталья Бессарабова, скульптор и художник, возродившая многовековую художественную традицию. В 1972 году Турыгинский фарфоровый завод и другие керамические предприятия региона были преобразованы в Союзную Гжель, которая бережно хранит свое уникальное наследие и производит оригинальный гжельский фарфор ручной работы. В селе Турыгино также находится крупнейший в мире музей гжельской керамики, в котором хранится более 2000 экспонатов.

Шахматы | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

Вопреки распространенному заблуждению, цветовая палитра гжели не ограничивается бело-голубым цветом. Фирменный двухцветный стиль был установлен из-за нехватки красящих материалов в послевоенные годы. Когда Бессарабова приступила к возрождению искусства, она превратила эти ограничения в возможности и использовала кобальт, самый дешевый доступный краситель. Однако сегодня много разноцветных гжельских изделий, которые ценятся не меньше двухцветных.

Чайный сервиз | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

По сей день каждое изделие гжельского фарфора изготавливается полностью вручную и имеет один из двух товарных знаков: либо двуглавый орел со словом Гжель (Гжель), либо овальный логотип Гжель и штамп «Ручная работа в России». Любые другие штампы или отметки означают, что у вас поддельная копия. Настоящая гжель делается только из фарфора, фаянсовой гжели не бывает. Однако иногда Гжель заказывает лимитированные коллекции из тканей и драгоценных металлов. Помимо популярной посуды и предметов быта, в Гжели производят настоящие произведения искусства, которые можно найти в уважаемых музейных коллекциях по всему миру.

Гжельская роспись | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

Если вы хотите получить оригинальную гжель, обязательно покупайте только у официальных дилеров. Находясь в Москве, вы можете делать покупки в Русской галерее или посетить заводской магазин в деревне Турыгино. Если вы где-то еще найдете гжельский фарфор, поищите товарные знаки и попросите сертификат партнера Гжели.

Елочные украшения | © Предоставлено ОАО «Союз Гжель»

Раз уж вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий — и направлением, в котором движется Culture Trip.

Культурное путешествие было запущено в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновить людей выйти за пределы своих границ и узнать, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом.

. Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.

Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать все это. наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.
Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширения кругозора, которые наносят минимальный вред и могут даже приносить пользу. Мы стремимся сделать все возможное, чтобы организовать наши поездки с заботой о планете. Вот почему все наши поездки осуществляются без перелетов по месту назначения, полностью компенсируют выбросы углекислого газа, и у нас есть амбициозные планы стать нулевыми выбросами в самом ближайшем будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *