Ллойд райт архитектор: Фрэнк Ллойд Райт: фото домов и биография архитектора

Содержание

Фрэнк Ллойд Райт: фото домов и биография архитектора

Архитектура

8 июня 1867 года родился великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Отец органической архитектуры и стиля прерий за всю карьеру создал более 500 проектов, и около 300 из них мы можем увидеть, посетить и даже приобрести. Вспоминаем непростой путь к славе и лучшие проекты главного архитектора Америки.

8 июня 1867 года родился великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Отец органической архитектуры и стиля прерий за всю карьеру создал более 500 проектов, и около 300 из них мы можем увидеть, посетить и даже приобрести. Вспоминаем непростой путь к славе и лучшие проекты главного архитектора Америки.

История

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 года в маленьком городке Ричленд-Центр, штат Висконсин. Во время учебы на инженерном факультете Висконсинского университета Райту приходилось подрабатывать, чтобы помогать матери и сестрам. Так и не закончив университет, в 1987 году он уезжает в Чикаго, где с позиции “подмастерья” начинает свою архитектурную карьеру – сначала у Джозефа Лаймана Силсби, а затем у “отца небоскребов” архитектора-модерниста Луиса Салливена, который стал настоящим мастером для молодого Райта.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Под началом Луиса Салливаена Фрнэк Ллойд Райт проработал шесть лет. В 1889 году мастер заключил со своим учеником пятилетний контракт, чтобы тот построил себе маленький домик в пригородном районе Чикаго Оук-парк и начал строить семью со своей первой женой Кэтрин Ли Тобин. Для того чтобы обеспечивать семью, Райту, не любившему отказывать себе в модных костюмах и дорогих автомобилях, приходится брать сторонние заказы и выполнять их параллельно с работой в архитектурной студии. Когда Салливен обнаружил это (совершенно случайно, увидев в нескольких кварталах от своего дома в Кенвуде особняк, исполненный в стиле Фрэнка Ллойда Райта, который тогда уже было сложно с чем-то спутать), он разорвал контракт с Райтом и тому пришлось уйти.

Эскиз «Дома над водопадом», карандаш, 1934-1937.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Возможно, такой поворот судьбы стал ключевым в карьере Фрэнка Ллойда Райта, ведь у него наконец появилась возможность создавать собственные проекты и развивать провозглашенный им стиль прерий. Особенность его органической архитектуры и стиля прерий состояла в обязательной малоэтажности домов, плоских крышах, отсутствии чердаков и подвалов, ленточном остеклении – и в целом полном растворении дома на поверхности земли. Наиболее ярко этот стиль начал проявляться с 1900-е годы: Райт строит десятки частных домов, а также общественные здания, например унитарианскую церковь в Оук-парке (Фрэнк Ллойд Райт, как и вся его семья, всю жизнь был убежденным унитарианцем). Эта церковь позднее была признана одним из первых в мире образцов модернизма.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Одним из самых известных домов этого периода стал Дом Роби, построенный в 1906 году. Длинный горизонтальный дом, состоящий из двух прямоугольных объемов, лежащих друг на друге, стал окончательным манифестом стиля прерий, а позднее национальной исторической достопримечательностью. В это же время в личной жизни Фрэнка Ллойда Райта происходит череда потрясений. В 1909 году Райт уходит из семьи к жене одного из своих клиентов Маме Бортвик Чени. Вместе они путешествуют по Европе, где Райт выпускает первые публикации – сборники своих работ. По возвращении в США Райт начинает строить свою обитель и студию – Талиесин, – где он мог бы укрыться от дурной славы, преследовавшей его из Оук-парка. Райт возобновляет архитектурную практику на новом месте, получает крупные заказы на общественные пространства. В 1914 году Мама Чени и двое ее детей трагически погибают в Талиесине от руки сумасшедшего работника, который устраивает в доме пожар и убивает Чени, детей и еще четырех людей. Фрэнк Ллойд Райт тяжело переживал это событие и впоследствии перестроил полусгоревший Талиесин в память о своей возлюбленной.

Рисунок March Balloons, 1955. Райт адаптировал под предметы дизайна свои эскизы для обложек журнала Liberty 1926-1928 годов. Обложки так и не были выпущены, а этот рисунок архитектор впоследствии использовал для дизайна ковров и других предметов.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

На какое-то время он отвлекся от трагедии, уйдя с головой в работу над отелем “Империал” в Японии, и вернулся в США только в 1922 году. На несколько лет он обосновался в Лос-Анджелесе, где архитектурная практика не приносила должного дохода, зато там он создал свой знаменитый Дом Эннисов, где впервые применил инновационные технологии в использовании “текстильных” бетонных блоков. Текстильными Райт их назвал потому, что предлагал нанизывать кубические блоки, полые внутри, на арматурные стержни, как на поперечные нити в плетении ткани. Так поверхность стены выглядела эстетично – как единая декоративная плоскость. Внешние стороны блоков Райт покрыл этническим орнаментом.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Новый этап в карьере Райта ознаменован его возвращением в Талиесин и союзом с Ольгой (Ольгиванной) Лазович в 1928 году, вместе с которой они организовали программу стажировок в Талиесине Taliesin Fellowship. В это же время выходят важные программные работы Райта “Автобиография” и “Исчезающий город”, о котором мы писали здесь. В 1936 году Райт создает один из самых известных проектов – Дом над водопадом для Эдгара Кауфмана – и начинает серию “юсонианских” домов, в которых формулирует свой взгляд на истинно американскую архитектуру. Стиль появляется в ответ на свирепствующий финансовый кризис 1929 года и позиционируется как доступное жилье для американцев. Райт проектирует более 50 простых домов, в архитектуре которых отражаются экономические реалии и активно меняющаяся социальная среда: доступно, комфортно и красиво.

Эскиз Церкви единения.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

В 1943 году получает заказ на одно из своих главных творений – Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. На создание музея ушло 16 лет, а его открытие состоялось в год смерти Райта, который не дожил двух месяцев до 92 лет. За всю свою карьеру Фрэнк Ллойд Райт построил единственный небоскреб – Price Tower в Оклахоме, открывшийся для публики в 1956 году.

Макет Музея Гуггенхайма, дерево, пластик, стекло, акварель на бумаге, 1943-1959.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Нет сомнений в том, что органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта во многом определила современный архитектурный подход. Близость к природе, слияние всех элементов окружающей среды воедино – то, чем руководствуются архитекторы и дизайнеры сегодня. Предлагаем посмотреть на 11 знаковых проектов Райта, в которых проявились все черты его стиля.

Наследие

1. Дом Роби, 1906

Перед вами дом, который признан отправной точкой развития стиля прерий. Фрэнк Ллойд Райт построил Дом Роби в 1906 году для Фредерика Роби и его жены Лоры. Конструкция особняка представляет собой два горизонтальных прямоугольных объема, наложенных друг на друга.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Впечатляющая консольная крыша накрывает ленты окон, опоясывающих дом, и таким образом создает ощущение закрытости и одновременно соединяет дом окружающим ландшафтом – все, что предписано для стиля прерий.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

2. Церковь единения, 1906–1908

В 1906 году Фрэнк Ллойд Райт проектирует новую церковь для унитарианской общины в Оук-парке вместо сгоревшей в 1905 году. Его Церковь единения была признана одним из первых памятников модернизма XX века и проектом, определившим стиль самого Райта. Для строительства архитектор выбирает экономичный материал – бетон, – которому к тому же без лишних сложностей можно добавить орнамент и при этом не тратиться на отделку.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Райт разделил пространство церкви на две части: одна для богослужений, а вторая для общественных мероприятий. Оба помещения естественно освещаются с помощью окон в потолке, а стекла натуральных зеленых, желтых и коричневых оттенков напоминают о природе внутри помещения. Лаконичный дизайн церкви полностью отвечал потребностям прихожан и, как позднее завлял Райт, поменял его отношение к архитектуре: “Душа здания – это пространство, а не его стены”.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

3. Талиесин, 1911 и 1925

Один из важнейших проектов Фрэнка Ллойда Райта, который он назвал в память о валлийских корнях своей матери – Талиесин – именем валийского поэта VI века, которое буквально переводится как “сияющий лоб”. Такое название символизирует еще и желание архитектора построить свою резиденцию “внутри холма”, применив в проекте все основные элементы его стиля прерий.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Местные материалы, растекшийся по ландшафту Висконсинса “плоский и уютный” дом, для кладки которого Райт взял желтый известняк с близлежащей каменоломни, консольные крыши, широкие окна и открытая планировка – все это стиль Фрэнка Ллойда Райта. Талиесин несколько раз пострадал от пожаров, и архитектор перестраивал резиденцию дважды – в 1914 и 1925 годах. А в 1937 году резиденция стала местом проведения особой программы стажировок Фрэнка Ллойда Райта Taliesin Fellowship.

4. Дом Эннисов, 1924

После возвращения из Японии Райт какое-то время работает в Лос-Анжелесе. Один из главных результатов этого периода карьеры – Дом Эннисов, в котором он возродил бетонный блок как структурный элемент и превратил его в “частицу ткани здания”.

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение. https://admagazine.ru/inter/59807\_dom-ennisov-po-proektu-frenka-lloyda-rayta.php

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Текстильные бетонные блоки кубической формы были полыми внутри с отверстиями снизу и сверху, через которые они нанизывались на арматуру. А лицевые стороны блоков архитектор покрыл этническим орнаментом. Так Райт подарил бетонным блокам собственное лицо.

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение. https://admagazine.ru/inter/59807\_dom-ennisov-po-proektu-frenka-lloyda-rayta.php

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

5. Дом над водопадом, 1935

Предполагаем, что следующим по популярности за Музеем Гуггенхайма следует Дом над водопадом – квинтэссенция органической архитектуры и стиля Фрэнка Ллойда Райта. Архитектор построил этот дом для четы Кауфманов, чей сын проходил стажировку у Райта в Талиесине.

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение. https://admagazine.ru/inter/52197\_dom-nad-vodopadom-frenka-lloyda-rayta.php

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Познакомившись с заказчиками, Райт решил создать для успешной, обеспеченной американской семьи дом, который бы воспевал американскую природу и его собственную органическую архитектуру. В конструкции дома на Медвежьем ручье архитектор использовал прорывные для того времени технологии – например, железобетонные конструкции он прикрепил прямо к скалам. Так, консольные террасы, выполненные из местного песчаника, гармонично сочетаются с натуральным камнем и как будто грациозно парят над бурлящим водопадом.

Подробнее о проекте читайте по клику на изображение.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

6. Дом Герберта Джейкобса, 1936

Один из первых “юсонианских” домов Райта – особняк Герберта Джейкобса. Этот же дом стал прототипом жилья в идеальном Акрогороде Райта, который он описал в своем труде “Исчезающий город”. Всего Райт построил около 140 домов в этом стиле. Стеклянные стены, натуральные материалы – дерево, камень, кирпич – все это приближало “юсонианские” дома к тому ландшафту, где они были построены. Такие приемы, как открытая планировка, совмещенные гостиная, столовая и кухня позднее стали применяться в послевоенном строительстве домов в том американском стиле, который известен нам сейчас.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

7. Штаб-квартира Johnson Wax, 1936

В проекте штаб-квартиры компании Johnson Wax Фрэнк Ллойд Райт не смог, как обычно, связать архитектуру с природой, потому что ее попросту не было вокруг. Тогда он решил создать здание без окон, но с природой внутри. Архитектор пообещал владельцу компании Герберту Джонсону, что работа в этом офисе будет похожа на прогулку по сосновому лесу. Райт добился такого волшебного эффекта с помощью двух важных инноваций: железобетонных конструкций и стеклянных трубок.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Из бетона он построил стройные белоснежные колонны, вьющиеся от пола и врастающие в “кувшинки”, которые поддерживают крышу. А стеклянные трубы позволили рассеянному свету проникать сквозь крышу и при отсутствии окон создавать невероятно светлое пространство. Несмотря на всю романтичность этого приема, инженерная мысль не успевала за полетом фантазии Фрэнка Ллойда Райта и крыша штаб-квартиры протекала во время каждого ливня. Позднее архитектор присоединил к офису 14-этажную башню исследовательского центра с помощью крытого моста. К слову, это была одна из двух вертикальных конструкций, построенных Райтом за всю карьеру (вторая – это Price Tower).

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

8. Taliesin West, 1937

В 1937 году Райт купил несколько сотен акров земли в богом забытых степях Аризоны и начал строить там свою зимнюю резиденцию – Taliesin West. Как и всегда, отдавая предпочтение местным материалам, архитектор создает дом из вулканического камня, заключенного в деревянные формы и закрепленного смесью бетона и песка.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

С течением времени дом перестраивался, расширялся, реставрировался: множество помещений соединены между собой террасами, переходами и садами. Практически вся мебель в этом доме была создана самим архитектором. Сейчас в нем находится офис Фонда Фрэнка Ллойда Райта, и Школа Фрэнка Ллойда Райта, в которую превратилась его знаменитая программа стажировок Taliesin Fellowship.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

9. Синагога Бет Шолом, 1954

Одним из важнейших проектов позднего этапа карьеры Райта стала синагога Бет Шолом, в создании которой он проявил современный подход к вере, истории и религиозной культуре. Синагога представляет собой пирамиду, посаженную на металлическую основу.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Полупрозрачная пирамидальная крыша выполнена из двухслойного стекла и стекловолокна, благодаря чем помещение синагоги всегда озарено дневным светом, а ночью пирамида мягко светится в темноте.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

10. Башня Price Tower, 1952

Единственное высотное здание, построенное отцом американского стиля прерий, – это Price Tower в Бартлсвилле, штат Оклахома, ставшее офисом для нефтяной компании H.C. Price Company. Конструкция высотки вдохновлена формой ствола дерева, а 19 бетонных этажей стали его ветвями.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Фасады башни отделаны медными орнаментальными пластинами с зелеными “листьями” и стеклянными элементами золотых оттенков. В 1981 году башню приобрела компания Phillips Petroleum, и c 1985 года в ней расположены арт-центр, музей, отель и бар.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

11. Музей Гуггенхайма, 1956

Покровительница коллекции Соломона Гуггенхайма Хилла фон Ребай обратилась к Фрэнку Ллойду Райту с просьбой построить “храм духа”, в котором разместится вся обширная коллекция современного искусства Гуггенхайма. Райт принял предложение о самом масштабном проекте в своей жизни и создал ту самую “улитку”, контрастирующую со строгими прямоугольными домами Манхэттена. Внутри музея архитектор предлагает посетителям подняться на самый верх и спускаться от прозрачного потолка по спиральной лестнице вниз, наслаждаясь современным искусством.

The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

Текст: Софья Карпенко

Фото: The Frank Lloyd Wright Foundation Archives (The Museum of Modern Art | Avery Architectural & Fine Arts Library, Columbia University, New York; Getty Images; Flickr: Rob Hurson; Teemu08; Casey Eisenreich; John Myers; Kyle Magnuson; Christina Wray; John Eckman; nevermindtheend; Jay Reed; John from Tulsa; Tracy Allison Altman

ТегиАрхитектураСШАФрэнк Ллойд Райт

Утопический город в проектах архитектора Фрэнка Ллойда Райта

Каким видел идеальный город архитектор 

Идея создания идеального города существовала всегда, многие философы размышляли о том, каким мог быть совершенный город – первым был Платон с его диалогом «Государство». Эта идея стала широко распространятся со времен Ренессанса и ярко воплотилась у ведущих умов Просвещения – Томаса Мора («Утопия»), Томаззо Кампанеллы («Город солнца»), Фрэнсиса Бэкона («Новая Атлантида»). В последующее время в большей или меньшей степени проекты «идеальных» городов разрабатывались Николя Леду, Ле Корбюзье, Говардом Эбенизером, Альбертом Шпеером, Генри Фордом. Даже в Советском Союзе с 1960-х гг. (аж до сих пор) разрабатывается модель идеального города, раскрытая в проекте «Новый элемент расселения».

Идеальный город Пальманова, Италия. Арх. Винченцо Скамоцци, 16 в.

 

Макет купольного здания для собраний в идеальном городе Германиа. Арх. Альберт Шпеер, 1930-е гг.

В начале ХХ века среди многих писателей, художников и архитекторов эта мысль снова начала набирать популярность. Идея создания утопического, идеального города была одной из самых озвучиваемых и обсуждаемых.

Проблема роста плотности городского населения стала наиболее ярко выкристаллизовываться в ХХ веке. Из пригородов и деревень хлынул поток людей, желающие заработать, индустриализация достигла своего пика, строились дома, заводы. В искусстве одной из основных сюжетных линий была тема человека и города, как он разрушающе действует на людей, как он разрастается, и в нем уже нет места для индивида – он просто перестал быть заметен в нем.

Фрэнк Ллойд Райт, крупнейший архитектор ХХ-го столетия во многом изменил наши представления об архитектуре, он был выразителем концепции «органической архитектуры», основателем которой был Луис Салливен. Райт был теоретиком этого направления, ратовал за идею открытого плана постройки. Но мало кто знает, что Райт был гораздо амбициознее, чем казалось – он работал над созданием плана нового города. Разумеется, сейчас в ХХI веке такие идеи вызывают ироничный смешок или удивление, но стремление Райта изменить всю сущность города достойно пристального внимания.

Фрэнк Ллойд Райт

В 1932 году Райт впервые выпускает книгу-манифест «Исчезающий город», которую переиздал в 2016 году Институт «Стрелка». В ней он представляет свой подробный проект по преобразованию концепции города – город будущего под названием «Акрогород». Он был воплощением справедливости, демократии, гуманности и свободы, где каждой семье в городе полагался минимум акр земли (0,405 га). В своем манифесте Райт подчеркивает разрушительную силу города, который вредит человеку своими арендными отношениями, вечной суетой, шумом, узенькими переулками, тесными квартирами. В таком городе человек становится рабом, который за крохотную комнатушку готов пахать день и ночь на радость арендодателю. Райт осознает проблему поглощения слабого человека мощным монструозным городом, поэтому предлагает создание города будущего, который, прежде всего, являет собой город для индивидуальности «как содержательной целостности человека» (Ф.-Л. Райт).   Идеальным жителем для идеального города Райт видел персону, которая «сознательно или бессознательно» стремится к саморазвитию, для этого город будет ориентирован на личность и ее ценность. По идее Райта, человек формирует город, а не наоборот. В Акрогороде человек – хозяин своей жизни, он стоит с прямо разогнутой спиной, а не тяготится бременем аренды и кредитов. Новый город будет строится соразмерно человеку, архитектура станет «человечной».

Идеальный город Райта – Акрогород, 1932 г.

Рассмотрим по пунктам, каким все-таки видел Райт идеальный город.

  1. Новая концепция роскоши и города будущего.

Райт предлагает развивать новую концепцию роскоши, то есть того, что среди большинства будет считаться престижным и приоритетным. Такая концепция развивается среди людей совершенно естественно, насильно не насаждается. Новой красотой теперь считается гармония и органичность, а новая концепция роскоши заключается в чувстве свободы.

Город будущего – это современный город, он толкает своих жителей на саморазвитие. А идеал современности – это демократия, интеграция, органичность, соответственно, город будущего должен сочетать все эти три важных аспекта. В городе будущего техника и машины поставлены на службу человеку и используются разумно для высоких целей. Архитектура и земельные участки отныне понимаются как часть общего ландшафта. Здания строятся исходя из соображений простоты, сбалансированности и идей новой красоты.

Райт подчеркивает, что сейчас американские города (и, в принципе, все развитые капиталистические города тех времен, а сейчас, почти все мегаполисы) ориентированы на домовладельца, арендатора, а город будущего ориентируется, прежде всего, на семьи, на простого человека, которому теперь доступна земля.

  1. Органическая архитектура как часть ландшафта.

Это один из самых важных пунктов в проекте Райта. Райт, как известно, активно развивал идею органической архитектуры, которая воплощала гармонию между человеком и природой. Райт понимал, что в те времена (как и сегодня) архитектура стала украшающим элементом города, а она должна быть, наоборот, главной составляющей, градообразующей частью. Более того, архитектура должна будет выполнять роль каркаса современной цивилизации. Архитектура должна быть современной, ориентироваться на человека, его образ жизни и природу вокруг, то есть быть «естественно горизонтальной и органичной», как говорит Райт.

Итак, какова же совершенная архитектура для совершенного города? Новая архитектура – олицетворение свободы человека, открытости, легкости, простора и силы. Она будет создаваться с применением стекла, стали, естественных материалов – дерева, кирпича, камня. Такие постройки гармонично сочетаются с ландшафтом, подчеркивают его особенности, уникальность, не мешают естественным изгибам рельефа. Больше никаких тесных и неудобных квартир, типовой застройки, жадных арендодателей, никакой коммерческой архитектуры. Отдельные жилые дома теперь составляют основу центральной части города, а многоквартирные высотки строятся исключительно в пригородах.

Райт придавал современной архитектуре огромное значение. Архитектура ХХ века «сможет объединить аспекты строительства и дизайна, сможет создать каркас, фон, материальное воплощение эры технического прогресса» – считал архитектор. По сути, Райт грезил и пытался возродить идею совершенной архитектуры как высочайшего из искусств и красот, как это было в античности.  Поэтому Райт создавал проект Акрогорода исходя из принципа архитектуры. Дороги – вены и артерии, здания – клетки, сады и парки – эпидермис и волосы – все будет конструктом, архитектурой нового города.

  1. Каким должен быть новый дом

Райт пишет: «Каждый человек будет иметь по акру родной земли, [и] архитектура станет служить ему [человеку] непосредственно, создавая соответствующие новые дома – не только в гармонии с конкретным участком, но и в согласии с индивидуальным образом жизни отдельного человека». У каждой семьи – свой собственный, просторный, прочный, визуально легкий дом. Постройка будет создана «с уважением к земле и природе». Стальные перекрытия будут дарить прочность и долговечность, стекло впустит свет солнца, позволит жильцам лицезреть вид сада, леса, рек и другой окружающей среды – «Дом станет садом, а сад – домом!»

Высотки и многоквартирные дома теперь станут редкостью – вертикаль сменится горизонталью. Жилые дома будут располагаться недалеко от ферм, рынков, парков, школ и других нужных мест.

Ничто не будет отвлекать от главного, в создании жилого здания применяется минимум деталей – все будет просто и лаконично. Принцип «владей и храни» сойдет на нет. Теперь, современный американский дом – это не бетонный гробообразный куб, а легкая, органичная постройка. Во многом этот принцип отражает реализованный Райтом проект «Дом над водопадом». Это идеальная постройка, перетекающая в окружающую среду и позволяющая природе влиться в пространство дома.

Ф.-Л. Райт. Дом над водопадом, 1936-1939 гг. © AD Magazine

Дом станет более духовно значимым местом благодаря идеи свободного города. Феодальное «мой дом – моя крепость» сменится демократичным «мой дом есть залитый солнцем берег». В своем доме человек будет являться выразителем и выражением своего места в обществе и отношений с другими людьми; он сможет усовершенствовать свою землю как он захочет – возделывать, улучшать, выращивать.

Внутри дома все бытовые приборы объединятся в единый модуль; они будут доставляться на дом жителю в полном комплекте и централизованно управляться.

Человек наконец обретет свой идеал жилья. Он сможет ходить по просторному, залитому солнцем пространству в 10, а то больше футов.  Этот дом будет принадлежать человеку по полному праву, не потому, что он выплатил ипотеку или взял кредит; дом не отберут за неуплату налогов или квартплаты.

Легкость, просторность пространства, простота и лаконичность дизайна смогут пробудить в человеке настоящее воображение, он захочет жить и совершать новые дела. У себя дома человек станет господином, он почувствует настоящую свободу, будто бы он на природе. Теперь он будет владеть домом, просторным как природа, практически и духовно. И этот план действительно грандиозен.

  1. Дороги и автострады

Дороги, транспорт и технические постройки будут состоять в гармонии с зелеными насаждениями, лесами, реками. Дороги и автострады теперь будут основными архитектурными элементами города и пейзажа. Одна из главных проблем всех жителей крупных мегаполисов – постоянные пробки – будут ликвидированы как главный источник хаоса. Ликвидация принесет в городское движение гармонию и размеренность.

Для защиты от снега вместо страшных противоснежных заграждений по обочинам будут высаживаться вечнозеленые растения (преимущественно, хвойные).

Дороги будут иметь не менее трех полос, главные автострады – не менее шести. Озеленение мест, где располагаются придорожные заправки и другие технические и сервисные постройки, станет обязательным – все пустоты покроются густой зелени. Озера и реки также станут отличным способом передвижения и средством сообщения между водоемами и сушей благодаря наличия у большинства жителей моторной лодки.

  1. Магазины, офисы, фабрики.

Фабрики и заводы переедут за город, в сельскую местность. Крупные фабрики будут разделены на небольшие модули, их рассредоточат по местности согласно новым эталонам пространственного плана. Кстати, важно упомянуть, что такая система мелких филиалов одной фабрики уже применяется в некоторых европейских странах. Централизация, согласно Райту, вредит жизни и, в целом, противоречит идеи Акрогорода.

Офисы должны будут формироваться рядом с отделениями полиции и пожарных станций. Каждая организация – будь то магазин или суд – будет располагаться не в «расфуфыренных» зданиях, а в подходящих им. Работник компании, профессионал сможет теперь работать прямо на своей земле, в своем доме. Для осуществления этой задумки рядом с жилыми домами будут располагаться магазины, аптеки, студии, рабочие бюро, галереи. Райт считает, что такое модульное строительство поспособствует обогащению архитектурного комплекса и сэкономит нервы и время людей. Профессионалу надо помогать работать и развиваться в комфортных для него условиях, а не в душном и тесном офисе.

Банки должны будут строится в центрах скопления «бюрократических» зданий. Гигантские банковские здания, по замыслу Райта, смогут «съежится» до размеров сейфа.

Магазины будут в основном строится вдоль магистралей.  Постепенно небольшие магазинные точки превратятся в большие торговые центры. В комплекс торгового центра будут входить просторные парковки, кабаки, бары, рестораны, гостиницы. Работники таких торговых центров поселят максимум в 25 милях от работы.

  1. Новое общество: общественный центр, новая церковь, новая школа.

Общественные центры будут во всех новых городах; они выполнят функции образовательного и развлекательного центров. Расположатся они около автомобильных узлов, чтобы привлекать больше клиентов. Туда войдут гольф-клуб, зоопарк, клубы, художественные галереи, музей, театр, океанариум, планетарий, ботанический сад, которые объединятся в единый архитектурный ансамбль. Каждый такой центр будет абсолютно уникальным, он станет олицетворением лучших демократических идей без суетности и коммерции.

Новая церковь утратит пустую сентиментальность; религиозные чувства станут глубже благодаря идее нового идеала, новой роскоши. Она примет внеконфессиональный характер. «Церковь Акрогорода, – пишет Райт, – будет встречей с красотой на глубинах и высотах духа», паломники смогут ощутить снизошедшее утешение и благодать, испытать неподдельные чувства.

Что касается школ и университетов, то эта сфера тоже претерпит изменения. Школы будут создаваться по принципу «больше учителей, меньше учеников». Школа, рассчитанная на 47 человек будет уже считаться большой. Учебные заведения построят в самых прекрасных и живописных местах – садах и парках. Здания будут небольшими, одноэтажными, из стекла и стали; в них уместятся физкультурный и актовый залы, класс для занятий искусством, кухня и столовая. Каждая школа будет создаваться архитекторами и дизайнерами как настоящее произведение искусства – она воплотит идею индивидуализма.

Каждому из учеников выделят небольшой кусочек земли, где они смогут выращивать цветы и деревья, а на детских площадках поодаль – играть и общаться с одноклассниками. Работа на земле даст детям шанс узнать нюансы в выращивании растений, обучение рисованию и проектированию поспособствует эстетическому образованию, развитию моторики, ориентации в трехмерном пространстве, формированию богатой фантазии. Все это сможет создать гармоничную личность. Райт считает, «визуально образованный – современно образованный!».

Один из эскизов Ф.-Л. Райта

Безусловно, это целиком и полностью утопический проект, который в начале 1930-х гг, увы, не мог быть осуществлен. Идея Райта о городе будущего для идеального человека будущего прозвучала в самом конце эпохи, когда утопия была главной целью людей, все стремились создать идеалы, будь то города или лекарства. Тогда европейская и американская культура получили слишком большую дозу утопических идей.  Проблемы культур зрели как гнойник, и в итоге, ничем хорошим это не кончилось – экономические кризисы, Великая Депрессия, а затем приход к власти Гитлера и Вторая мировая война напрочь изменили облик человечества – вера в гуманную сущность людей была безвозвратно потеряна.

 

Текст: Анастасия Бойе

 

 

О Фрэнке Ллойде Райте — Фонд Фрэнка Ллойда Райта

О Фрэнке Ллойде Райте — Фонд Фрэнка Ллойда Райта

ПожертвоватьКупить билеты

Поиск

«Миссия архитектора — помочь людям понять, как сделать жизнь красивее, мир — лучше для жизни, а также придать смысл, ритм и смысл жизни».

– Фрэнк Ллойд Райт, 1957 г.

Facebook Twitter

Попросите обычного гражданина назвать известного американского архитектора, и можете поспорить, что его ответом будет Фрэнк Ллойд Райт. Райт получил такое культурное первенство по уважительной причине: он изменил то, как мы строим и живем. Спроектировав 1114 архитектурных работ всех типов, 532 из которых были реализованы, он создал одни из самых инновационных пространств в Соединенных Штатах. С карьерой, которая длилась семь десятилетий до его смерти в 1959, дальновидная работа Райта закрепила за ним статус «величайшего американского архитектора всех времен» Американского института архитекторов.

Перейти к

Ранние годы

Ранняя работа

Братство Талиесин

Дальнейшая жизнь

Стиль и дизайн

Философия

Сочинения

Молодость

Опыт воспитания Райта сыграл решающую роль в формировании уникальной эстетики Райта.

Фрэнк Ллойд Райт родился в Ричленд-центре, штат Висконсин, 8 июня 1867 года, в семье Уильяма Кэри Райта, проповедника и музыканта, и Анны Ллойд Джонс, учительницы, чья большая валлийская семья поселилась в долине. недалеко от Спринг-Грин, штат Висконсин. Его раннее детство было кочевым, поскольку его отец путешествовал с одной должности министра на другую в Род-Айленде, Айове и Массачусетсе, прежде чем поселиться в Мэдисоне, штат Висконсин, в 1878 году.0003

Родители Райта развелись в 1885 году, что еще более осложнило и без того сложные финансовые обстоятельства. Чтобы помочь семье, 18-летний Фрэнк Ллойд Райт работал деканом инженерного факультета Висконсинского университета, одновременно учась в университете. Но он знал, что хочет быть архитектором. В 1887 году он уехал из Мэдисона в Чикаго, где нашел работу в двух разных фирмах, прежде чем был нанят престижным партнерством Адлера и Салливана, работая непосредственно под руководством Луи Салливана в течение шести лет.

Ранние работы

Поскольку Райт исследовал свои личные интересы, его работа открыла совершенно новые стили дизайна.

В 1889 году, в возрасте 22 лет, Райт женился на Кэтрин Ли Тобин. Стремясь построить свой собственный дом, он заключил пятилетний контракт с Салливаном в обмен на ссуду необходимых денег. Он купил угловой участок в чикагском пригороде Оук-Парк и построил свой первый дом, скромную резиденцию, напоминающую гончарный стиль Восточного побережья с выступающим фронтоном крыши. Это также отражало изобретательность Райта, когда он экспериментировал с геометрическими формами и объемами в студии и игровой комнате, которую он позже добавил для своей постоянно растущей семьи из шести детей. Райт запомнился детям как живое домашнее хозяйство, наполненное красивыми вещами, без которых было трудно обойтись, и вскоре растущие расходы побудили его согласиться на независимые комиссионные по жилью. Хотя он делал это в свободное время, когда Салливан узнал об этом в 189 г. 3, он обвинил Райта в нарушении контракта. Неясно, ушел ли Райт или был уволен, но его уход был резким, создав раскол между двумя мужчинами, который не восстанавливался почти два десятилетия. Однако раскол предоставил Райту возможность уйти в одиночку. Он открыл офис и начал проектировать дома, которые, по его мнению, действительно должны были принадлежать американским прериям.

Дом Уильяма Х. Уинслоу был первым независимым заказом Райта. Несмотря на консервативность по сравнению с работами, сделанными несколько лет спустя, с широкой крышей и простой элегантностью, он, тем не менее, привлек внимание местных жителей. Будучи преисполнен решимости создать местную американскую архитектуру, в течение следующих шестнадцати лет он установил стандарты того, что стало известно как стиль прерий. Эти дома отражали длинную низкую горизонтальную прерию, на которой они стояли, с низкими крышами, глубокими выступами, отсутствием чердаков или подвалов и, как правило, длинными рядами оконных рам, которые еще больше подчеркивали горизонтальную тему. Одними из самых важных жилых работ Райта того времени являются дом Дарвина Д. Мартина в Буффало, штат Нью-Йорк (1903), дом Эйвери Кунли в Риверсайде, штат Иллинойс (1907 г.), и дом Фредерика К. Роби в Чикаго (1908 г.). Важные общественные комиссии включали административное здание компании Ларкина в Буффало (1903 г., снесено в 1950 г.) и Храм Единства в Оук-Парке (1905 г.).

Early_Work_Oak_Park_0106.0022-1
Early_Work_Robbie House_1
Early_Work_Robbie House_IMG_1231-1

Творчески истощенный и эмоционально беспокойный, в конце 1909 года Райт оставил свою семью и надолго остался в Европе с Мамах Бортвик (Чейни), клиенткой, в которую он был влюблен несколько лет. Райт надеялся, что сможет избежать усталости и недовольства, которые теперь определяли его профессиональную и домашнюю жизнь. Во время этого европейского перерыва Райт работал над двумя публикациями своих работ, опубликованными Эрнстом Васмутом, одним из рисунков, известным как портфолио Васмута, Ausgeführte Bauten und Entwürfe von Frank Lloyd Wright и одна из фотографий, Ausgeführte Bauten, , обе выпущены в 1911 году. Эти публикации принесли международное признание его работе и оказали большое влияние на других архитекторов. В том же году Райт и Мама вернулись в Штаты и, что не приветствовалось в светских кругах Чикаго, начали строительство Талиесина возле Спринг-Грин в качестве своего дома и убежища. Там он также возобновил свою архитектурную практику и в течение следующих нескольких лет получил два важных общественных заказа: первый в 1913 для развлекательного центра Midway Gardens в Чикаго; второй, в 1916 году, для нового отеля Imperial в Токио, Япония.

В августе 1914 года жизнь Райта с Мамахом трагически оборвалась, поскольку она, двое ее детей и четверо других были убиты в результате жестокого нападения и пожара, преднамеренно устроенного разгневанной домашней прислугой Талиесин. Эмоционально и духовно опустошенный трагедией, Райт смог найти утешение только в работе и стал восстанавливать Талиесин в память о Мамахе. Когда он был завершен, он фактически забросил его почти на десятилетие, поскольку он продолжал основную работу в Токио с отелем Imperial, который был снесен в 1919 году.68, и Лос-Анджелес с Hollyhock House и Olive Hill для наследницы нефтяной промышленности Элин Барнсдалл.

Фото: 2) Ник Абеле

Узнайте больше: Изучите работу Фрэнка Ллойда Райта

Товарищество Талиесин

Райт стремился учить других, привлекая их к активному участию в каждом аспекте его проектов

Годы между 1922 и 1934 годами были как архитектурно творческими, так и финансово катастрофическими. Райт открыл офис в Лос-Анджелесе, но после своего возвращения из Японии в 1922 комиссии было мало, за исключением четырех текстильных домов 1923–1924 годов (Миллард, Сторер, Фриман и Эннис). Вскоре он покинул Западное побережье и вернулся в Талиесин. Хотя в строительство было запущено всего несколько проектов, это десятилетие стало для Райта одним из величайших дизайнерских новшеств. Среди незастроенных комиссий были здание Национального страхования жизни (Чикаго, 1924 г.), автомобильный объект Гордона Стронга (гора Сахарная голова, Мэриленд, 1925 г.), курорт Сан-Маркос-в-пустыне (Чандлер, Аризона, 19 г.).28) и многоквартирных домов St. Mark’s-in-the-Bowerie (Нью-Йорк, 1928).

В 1928 году Райт женился на Ольге Лазович (известной как Ольгиванна), дочери главного судьи Черногории, с которой он познакомился несколькими годами ранее в Чикаго. Она оказалась партнером и стабилизирующим влиянием, в котором он нуждался, чтобы переориентироваться на «дело архитектуры», которое он начал десятилетия назад.

Получив несколько архитектурных заказов, Райт обратился к писательству и чтению лекций, которые представили его широкой национальной аудитории. Две важные публикации вышли в 1932: Автобиография и Исчезающий город. Первый получил широкое признание критиков и будет продолжать вдохновлять поколения молодых архитекторов. Второй представил план Райта для Broadacre City, утопическое видение децентрализации, которое переместило город в деревню. Хотя в то время этому не уделялось серьезного внимания, в ближайшие десятилетия он непредвиденным образом повлияет на развитие сообщества. Примерно в это же время Райт и Ольгиванна основали архитектурную школу в Талиесине, «Талисинское братство», программу ученичества, обеспечивающую полную среду обучения, объединяющую не только архитектуру и строительство, но также сельское хозяйство, садоводство, кулинарию и кулинарию. изучение природы, музыки, искусства и танцев.

Дальнейшая жизнь

Для Райта творчество продолжалось до самого конца

Выдающееся возвращение

Из-за того, что о таком большом сообществе нужно было заботиться, а в Висконсине суровые зимы, зима 1934 года застала Райтов и Товарищество в арендованном помещении в более теплом воздухе Аризоны, где они работали над моделью Бродэкр-Сити, которая дебютировал в Рокфеллер-центре в 1935 году. К тому времени Райт все еще считался великим архитектором, но время его уже прошло. В 1936-го года Райт доказал, что это мнение ошибочно, когда он совершил замечательное возвращение с несколькими важными заказами, включая административное здание компании SC Johnson and Son в Расине, штат Висконсин; Fallingwater, загородный дом Эдгара Кауфмана в сельской Пенсильвании; и дом Герберта Джейкобса (первый казненный «юсоновский» дом) в Мэдисоне.

 

В это же время Райт решил, что ему нужна более постоянная зимняя резиденция в Аризоне, и он приобрел несколько акров необработанной суровой пустыни в предгорьях гор Макдауэлл в Скоттсдейле. Здесь он и Братство Талиесина начали строительство Западного Талиесина в качестве зимнего лагеря, смелого нового стремления к жизни в пустыне, где он тестировал инновации в дизайне, структурные идеи и детали здания, которые соответствовали драматической обстановке пустыни. Райт и товарищество установили модели миграции между Висконсином и Аризоной, которые Архитектурная школа Фрэнка Ллойда Райта продолжает и по сей день.

Отмечая ошеломляющее возвращение Райта в центр внимания архитектуры, Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал обширную ретроспективную выставку, которая открылась в 1940 году. В июне 1943 года, не испугавшись мировой войны, Райт получил письмо, положившее начало самой и самое сложное, комиссия его поздней карьеры. Баронесса Хилла фон Ребай написала ему письмо с просьбой спроектировать здание для коллекции необъективных картин Соломона Р. Гуггенхайма. Райт ответил с энтузиазмом, никогда не предполагая, что этот проект потребует огромного количества времени и энергии, прежде чем он будет завершен шестнадцать лет спустя.

 

Последние десятилетия

С окончанием войны в 1945 году многие ученики вернулись, и работа снова хлынула в студию. Завершенные общественные проекты в течение следующего десятилетия включали Исследовательскую башню для компании SC Johnson, дом собраний унитаристов в Мэдисоне, небоскреб в Оклахоме и несколько зданий Южного колледжа Флориды. Другие, в конечном счете, незавершенные проекты включали гостиницу в Далласе, штат Техас, два крупных гражданских объекта в Питтсбурге, спортивный клуб в Голливуде, башню высотой в милю в Чикаго, универмаг в Ахмадабаде, Индия, и план Большого Багдада.

 

Райт открыл свое последнее десятилетие работой над большой выставкой Фрэнк Ллойд Райт: Шестьдесят лет живой архитектуры, , которая вскоре отправилась в международное турне, посетив Флоренцию, Париж, Цюрих, Мюнхен, Роттердам и Мехико. прежде чем вернуться в Соединенные Штаты для дополнительных площадок. Впечатляюще энергичный для восьмидесятилетнего человека, он продолжал много путешествовать, много читать лекции и много писать. Он по-прежнему активно участвовал во всех аспектах работы, включая частые поездки в Нью-Йорк для наблюдения за строительством музея Гуггенхайма, когда в апреле 19В 59 лет его внезапно поразила болезнь, вынудившая его госпитализироваться. Он умер 9 апреля, за два месяца до своего девяносто второго дня рождения.

Стиль прерий

Работы Райта с 1899 по 1910 год относятся к так называемому «стилю прерий». С «Домом в прериях» — длинной, низкой структурой открытой планировки, в которой избегали типичной высокой коробки с прямыми сторонами, чтобы подчеркнуть горизонтальную линию прерии и домашнего очага, — Райт создал первую по-настоящему американскую архитектуру. В доме в прериях «основная природа коробки может быть устранена», — объяснил Райт. Внутренние стены были минимизированы, чтобы подчеркнуть открытость и общность. «Отношение жителей к внешнему стало более близким; пейзаж и здание стали единым целым, более гармоничными; и вместо отдельной вещи, созданной независимо от ландшафта и местности, здание с ландшафтом и местностью неизбежно становилось единым целым».  

Фото: Дайан Планкетт Лэтэм

Юсониан

Реагируя на финансовый кризис 1929 года и последовавшую за ним Великую депрессию, охватившую Соединенные Штаты и остальной мир, Райт начал работать над доступным жильем, которое превратилось в Юсонский дом. Усонианцы Райта представляли собой упрощенный подход к жилищному строительству, отражавший как экономические реалии, так и меняющиеся социальные тенденции. В усонских домах Райт предлагал упрощенную, но прекрасную среду для жизни, которую американцы могли себе позволить и которой они могли наслаждаться. Райт продолжал проектировать усонские дома до конца своей карьеры, с вариациями, отражающими различные бюджеты клиентов.

Философия

Дизайн для демократии

Райт всегда стремился предоставить своему клиенту среду, которая была бы не только функциональной, но и «красноречивой и гуманной». Возможно, единственный среди великих архитекторов Райт стремился создать архитектуру для каждого человека, а не для каждого человека для одной архитектуры, тщательно используя стандартизацию для достижения доступных вариантов адаптации для своих клиентов.

Целостность и связь

Веря в то, что архитектура может быть действительно преобразующей, Райт посвятил свою жизнь созданию тотальной эстетики, которая улучшит благосостояние общества. «Прежде всего честность, — говорил он, — здания, подобные людям, должны прежде всего быть искренними, должны быть правдивыми». Архитектура заключалась не только в зданиях, но и в питании жизни тех, кто внутри них.

 

«Без философии нет архитектуры. Нет никакого искусства без собственной философии».

– Фрэнк Ллойд Райт, 1959

Facebook Twitter

Принципы и структуры природы

Для Райта действительно органичное здание развивалось изнутри наружу и, таким образом, находилось в гармонии со своим временем, местом и обитателями. «В органической архитектуре совершенно невозможно рассматривать здание как одно, его обстановку — как другое, а его обстановку и окружающую среду — как третье», — заключает он. «Дух, в котором задуманы эти здания, видит все это вместе в работе как одно целое. »С этой целью Райт разработал мебель, ковры, ткани, художественное стекло, освещение, столовую посуду и графику.

Philosophy_Corsini Classic Summer 80 x 63-1_м
Философия_6007.0010-1_м
Философия_Гуггенхайм-1_м
Материалы и машины

Райт использовал новые технологии и тактику, постоянно расширяя границы своей области. Его увлечение новым и его желание быть первопроходцем помогают объяснить тенденцию Райта проверять свои материалы — иногда даже на грани провала — в попытке добиться эффектов, которые он мог бы назвать уникальными своими.

Архитектура как Великая Мать Искусства

Райт посвятил свою жизнь продвижению архитектуры как «великого материнского искусства, за которым все остальные определенно, отчетливо и неизбежно связаны». В поисках последовательного выражения лежащего в основе единства он черпал вдохновение в японской идее культуры, в которой каждый объект, каждый человек и каждое действие были интегрированы, чтобы сделать всю цивилизацию произведением искусства. Помимо всего прочего, видение Райта служило красоте. Он считал, что каждый мужчина, женщина и ребенок имеют право на прекрасную жизнь в прекрасных обстоятельствах, и стремился создать доступную архитектуру, которая соответствовала бы этому стремлению.

 

Фотографии: 1) © Western Pennsylvania Conservancy. 3) Фотография Дэвида Хилда © Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.

 

Письма

Основополагающие для понимания работы Райта, его произведения позволяют читателям заглянуть в его творческий ум через интимную линзу.

Собственные тексты Райта являются свидетельством того, что его способность выражать себя соответствовала его гениальности в работе с кирпичом, бетоном и стеклом. Его книги предлагают читателям эксклюзивный взгляд на жизнь и работу комплексного архитектора.

Вращающаяся стрела

Новости и обновления от Фонда Фрэнка Ллойда Райта

Будьте в курсе… Присоединяйтесь к нашему списку электронной рассылки

Фонд Фрэнка Ллойда Райта — ваш источник новостей и информации о:

  • культурных мероприятиях и программах в Taliesin и Taliesin West
  • последние продукты, вдохновленные Райтом, доступны в нашем магазине
  • 90 187 обновленных сведений об усилиях Фонда Фрэнка Ллойда Райта по сохранению

  • новости о других сайтах Райта

Поделитесь с нами своим адресом электронной почты, чтобы начать получать наш ежемесячный электронный информационный бюллетень!

ИмяФамилияАдрес электронной почтыПожалуйста, оставьте это поле пустым

Фрэнк Ллойд Райт | Биография, Архитектура, Дома, Здания, Стиль, Водопад, Талиесин, Жена и Факты

Фрэнк Ллойд Райт

См. все СМИ

Дата рождения:
8 июня 1867 г.
Висконсин
Умер:
9 апреля 1959 г. (91 год)
Феникс
Аризона
Известные работы:
Водопад
Музей Гуггенхайма
Роби Хаус
Талиесин и Талиесин Вест
Механизм/стиль:
Международный стиль
Новый брутализм
Стиль прерий
органическая архитектура
Предметы изучения:
органическая архитектура
архитектура

Просмотреть весь связанный контент →

Самые популярные вопросы

Какой была молодость Фрэнка Ллойда Райта?

Чем известен Фрэнк Ллойд Райт?

Фрэнк Ллойд Райт был великим изобретателем и очень продуктивным архитектором. Он спроектировал около 800 зданий, из которых 380 были построены. В 2019 году ЮНЕСКО включила восемь из них, в том числе Фоллингуотер, Музей Гуггенхайма и Храм Единства, в список объектов Всемирного наследия. . Он известен как главный практик архитектурной школы прерий.

Как Фрэнк Ллойд Райт прославился?

Фрэнк Ллойд Райт прославился как создатель и пропагандист «органической архитектуры» — его фраза обозначает здания, которые гармонируют со своими обитателями и окружающей средой. Смелость и плодотворность его изобретения и его владение космосом, вероятно, являются его величайшими достижениями. На протяжении всей своей карьеры Райт подчеркивал декоративные детали, землистые цвета и богатые текстурные эффекты.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Фрэнк Ллойд Райт , настоящее имя Фрэнк Райт (родился 8 июня 1867, Ричленд-центр, Висконсин, США — умер 9 апреля 1959, Феникс, Аризона), архитектор и писатель, широко творческий мастер американского архитектура. Его «стиль прерий» стал основой дизайна жилых домов 20-го века в Соединенных Штатах.

Молодость

Мать Райта, Анна Ллойд-Джонс, была школьной учительницей в возрасте 24 лет, когда она вышла замуж за вдовца Уильяма К. Райта, странствующего 41-летнего музыканта и проповедника. (Есть неопределенность в отношении того, было ли Фрэнку дано второе имя Линкольн при рождении. Однако позже он принял Ллойд в качестве своего второго имени.) Райты переехали со своим маленьким сыном в Айову в 1869 году.а затем жил последовательно в Род-Айленде и Уэймуте, штат Массачусетс, прежде чем в конце концов вернуться в родной штат матери Райта, Висконсин. Молодой Райт учился в Висконсинском университете в Мэдисоне в течение нескольких семестров в 1885–1886 годах в качестве специального студента, но, поскольку не было обучения архитектуре, он пошел на инженерные курсы. Чтобы пополнить семейный доход, Райт работал деканом инженерного факультета, но ему не нравилось ни его положение, ни обыденная архитектура вокруг него. Он мечтал о Чикаго, где возвышались огромные здания беспрецедентной конструктивной изобретательности.

Ранние годы в Чикаго

В начале 1887 года Райт уехал из Мэдисона в Чикаго, где он нашел работу у Дж. Л. Силсби, выполняя архитектурные детали. Силсби, великолепный рисовальщик, вдохновил Райта на достижение мастерства пластичных линий и выразительного акцента. Со временем Райт нашел более полезную работу в крупной архитектурной фирме Данкмара Адлера и Луи Салливана. Вскоре Райт стал главным помощником Салливана, а в июне 1889 года женился на Кэтрин Тобин. Он работал под началом Салливана до 189 г.3, в это же время он открыл собственную архитектурную практику. Его семья выросла до шести детей, а его фирма выросла до 10 помощников.

Первая работа из нового офиса, дома для В.Х. Уинслоу был достаточно сенсационным и умелым, чтобы привлечь внимание самого влиятельного архитектора Чикаго Дэниела Бернхэма, который предложил субсидировать Райта на несколько лет, если Райт будет учиться в Европе, чтобы стать главным дизайнером в фирме Бернхэма. Это был солидный комплимент, но Райт отказался, и это трудное решение укрепило его решимость искать новую и подходящую архитектуру Среднего Запада.

Викторина «Британника»

Художники, живописцы и архитекторы

Кто взял в руки кисть, долото или кусок глины, чтобы создать самые известные в мире произведения искусства? Используйте свои знания об известных художниках, чтобы узнать.

Так же искали и другие молодые архитекторы; это направление стало известно как «прерийная школа» архитектуры. К 1900 году архитектура прерий была зрелой, и Фрэнк Ллойд Райт, 33 года, в основном самоучка, был ее главным практиком. Школа прерий вскоре получила широкое признание за свой радикальный подход к строительству современных домов. Используя материалы и оборудование массового производства, в основном разработанные для коммерческих зданий, архитекторы Prairie отказались от тщательно продуманного разделения и детализации для ярких, простых стен, просторных семейных жилых помещений и обогрева по периметру под широкими застекленными площадями. Комфорт, удобство и вместительность были достигнуты экономически. Один только Райт построил около 50 домов в прериях 19 века. 00 по 1910 год. Типичная резиденция, спроектированная Райтом этого периода, имела широкую низкую крышу над непрерывными оконными полосами, которые поворачивали углы, бросая вызов обычной коробчатой ​​​​структуре большинства домов, а главные комнаты дома сливались в непрерывное пространство.

В этот период Райт неоднократно читал лекции; его самая известная лекция «Искусство и ремесло машины» была впервые напечатана в 1901 году. Его работы экспонировались на местных выставках с 1894 по 1902 год. В том же году он построил дом В.В. Willitses, первый шедевр школы прерий. В 1905 он отправился в Японию.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

К настоящему времени практика Райта охватывала многоквартирные дома, групповые поселения и базы отдыха. Самыми замечательными были его работы для бизнеса и церкви. Административный блок Larkin Company, фирмы по доставке по почте в Буффало, штат Нью-Йорк, был построен в 1904 году (снесен в 1950 году). Примыкавший к железным дорогам, он был герметичным и пожаробезопасным, с фильтрующей, кондиционированной, механической вентиляцией; металлические столы, стулья и файлы; широкие звукопоглощающие поверхности; и превосходно сбалансированный свет, как естественный, так и искусственный. Два года спустя унитарная церковь Оук-Парка, штат Иллинойс, Храм Единства, начала действовать; в 1971 он был зарегистрирован как национальный исторический памятник. Построенный с минимальными затратами, небольшой молитвенный дом и примыкающий к нему общественный центр достигли вневременной монументальности. Прихожане по-прежнему собираются в тесном, освещенном сверху кубе здания, обращенном внутрь, вдали от городского шума. Храм Единства превосходил здание Ларкина постоянством своей конструкции (он был построен из бетона, с массивными стенами и усиленной крышей) и искусным внутренним орнаментом, который подчеркивал пространство, подчиняя массу. В отличие от многих современных архитекторов, Райт использовал орнамент для определения масштаба и акцентирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *