Как правильно подключить автоматический выключатель — инструкция |
Сделав расчет автоматического выключателя и выбрав подходящую защиту, необходимо правильно ее подключить. На первый взгляд, в этом нет никаких сложностей. Процедура достаточно простая: зачищаем кабель, вставляем в клеммы и затягиваем винты. Но, как показывает практика, многие неопытные пользователи делают при этом ряд серьезных ошибок.
- Как правильно подключать фазу — сверху или снизу?
- Существует ли разница ввода?
- Ошибки подключения одножильного провода
- Как правильно зажимать соединение?
- Неправильная коммутация жил с разным сечением в одной клемме
- Как правильно оконцевать жилы перед соединением?
- Присоединение многожильного провода к автомату
- Можно ли паять провод под зажим?
- Какие гребенчатые шины использовать?
- Зачем разделять автоматы на группы?
- Для чего нужны подвижные защелки на корпусе?
И так, давайте разберем основные моменты правильного подключения автоматического выключателя в распределительный щит и рассмотрим наиболее распространенные ошибки.
Как правильно подключать фазу — сверху или снизу?
Каждый АВ оборудован подвижным и неподвижным контактами. На многих тематических форумах часто возникают споры, на который из них нужно подключать питание? Если обратиться к 7-му изданию Правил устройства электроустановок (ПУЭ), то согласно пункту 3.1.6 фаза должна подключаться к неподвижному контакту. Но, из любого правила бывают исключения. И так, давайте разберем, где установлен неподвижный контакт в однополюсных выключателях.
Невооруженным взглядом видно, что в автомате ВА47-29 производства IEK верхний зажим является неподвижным. Индикаторы на корпусе это подтверждают.
Такие обозначения используются и у других производителей, например, в Schneider Electric неподвижные контакты установлены сверху, а подвижные — снизу.
В УЗО и автоматах немецкого бренда Hager также есть обозначения неподвижного контакта, установленного вверху.
Существует ли разница ввода — подключать автомат сверху или снизу?
При перегрузке или коротком замыкании нагревается проводник и плавится изоляция. Внутри корпуса находятся тепловой и электромагнитный механизмы расцепления, которые срабатывают при сверхвысоких токах. Исходя из принципа срабатывания, нет разницы, через какой из контактов будет проходить электричество.
Некоторые известные производители (ABB, Hager) допускают подключение силового кабеля к нижней клемме. Специально для этого корпус оборудуется зажимами под гребенчатые шины.
В обозреваемых выше моделях неподвижное соединение находится сверху (как и в старых образцах советского производства). Но, как определить его местонахождение в китайских моделях без обозначений на корпусе?!
Согласно правилам ПУЭ, коммутация питающего провода сверху является требованием эстетики и порядка. Аналогичным образом, сверху подключаются и промышленные рубильники РБ — при отключении электрик точно будет знать, что нижнее соединение обесточено.
Но, как показывает практика, фаза может быть подведена и снизу и даже с боку, в зависимости от планирования проводки. Как правило, чем более качественно произведен монтаж модульного оборудования в электрощитке, тем быстрее и проще определить направление движения тока, независимо от места входа фазы.
Неправильное подключение одножильного кабеля к автомату
Давайте разберем наиболее распространенные ошибки, допускаемые при подключении.
Первая ошибка — зажим изоляции в соединении
Довольно часто неопытные пользователи зажимают в клемме вместе с проводником край изоляции, которая может оплавиться.
В лучшем случае, эта ошибка проявится выгоранием автомата и обесточиванием помещения, в худшем — может спровоцировать пожар.
Исходя из такой опасности, рекомендуется перед подключением всегда проверять затяжку проводниковой жилы в контактном соединении.
Вторая ошибка — коммутация жил с разным сечением в одной клемме
Для подключения нескольких автоматов к силовой линии лучше купить гребенчатую шину. Если ее нет под рукой, можно самому сделать перемычку из проводниковой жилы.
Делается перемычка довольно просто: берем цельный кусок провода и, не снимая изоляции, формируем перемычку подходящего размера.
Далее, просто зачищаем изоляцию на изгибе с одной стороны.
Электрики не рекомендуют объединять автоматы перемычками из кабеля разного сечения, так как при зажиме хорошо стягивается только жила с большим сечением, меньший проводник с плохим контактом может оплавить корпус и привести к пожару.
Пример: к первому выключателю была подключена жила сечением 4 мм², к остальным — 2,5 мм². На фотографии хорошо видно, как из-за плохого соединения увеличилась температура меньшего проводника, который оплавил изоляцию и корпус.
Для наглядности давайте попробуем подключить два провода сечением 2,5 мм² и 1.5 мм². Каким бы сильным не был зажим, жила с меньшим сечением свободно прокручивается в клемме.
На фото провода с разным сечением в дифавтомате — меньший искрит и оплавляет изоляцию.
В дорогих сериях крупных производителей, таких как Legrand например проблема подключения проводов с разным сечением была решена при помощи специальных зажимов, которые их спрессовывают и прочно удерживают в соединении с контактом. Или Hager, которые используют технологию Bi-Connect.
Для большей прочности соединения на стенках зажимов делаются насечки, которые иногда можно встретить даже в дешевых аналогах. Подключение многожильного кабеля без наконечника тоже допускается, только через определенное время нужно подкручивать зажимные винты.
Третья ошибка — оконцевание жил кабелей
С конца провода снимается изоляция на 10 мм, вставляется оголенной частью в контакт и затягивается винтом — именно так чаще всего электрики выполняют подключение.
Как результат, контакт неплохо держится, но его прочность можно улучшить, просто сделав U-образный изгиб на концовке.
Таким образом увеличивается площадь соприкосновения проводника с зажимом, что увеличивает надежность подключения.
Присоединение многожильных кабелей к АВ
При монтаже чаще всего используется мягкий многожильный кабель — он проще монтируется, чем одножильный, но при его подключении тоже есть некоторые особенности.
Одна из наиболее распространенных ошибок — обжим провода без оконцевания, при котором тонкие жилки из-за передавливания обламываются и отпадают. Кабель начинает терять площадь сечения, из-за чего ухудшается прочность контакта, что может привести к уже известным последствиям.
Перед подключением в соединение, многожильный провод нужно оконцевать с помощью вот таких наконечников.
Для крепления двух проводов в одном зажиме применяется специальный наконечник НГИ-2, позволяющий также формировать перемычки для группового подключения нескольких АВ.
Можно ли паять провод под зажим?
Некоторые пользователи с целью экономии и из-за нежелания тратиться на наконечники и другие «монтажные мелочи» делают оконцевание проводников с помощью пайки.
Какую опасность может нести такое подключение?
Со временем под воздействием температуры от проходящего тока припой начинает плавиться. Возникает необходимость регулярно проверять прочность соединения, и подкручивать зажим. На практике, никто не уделяет этому внимание. Проводник все больше греется, а соединение ослабевает, как результат — контакт выгорает, что может спровоцировать пожар.
Использование гребенчатой шины или зачем «придумывать велосипед»?
К счастью, есть отличный аналог, заменяющий перемычки — гребенка. Ее применение имеет ряд преимуществ:
- Простой монтаж;
- Более надежные соединения контактов;
- Безопасность в эксплуатации, так как токопроводящие части полностью заизолированы;
- Универсальность, ведь Вы всегда можете обрезать шину под нужную длину;
- Удобство распределения модульных устройств на группы;
При монтаже распределительного щита это не только отличное практическое решение, но и эстетический фактор. В случае расширения сети и установки других устройств, демонтаж перемычек вызовет массу трудностей, но не гребенки, которые можно быстро и безопасно извлечь, а затем установить заново. Для надежной и прочной фиксации используются гребенки двух типов:
- штыревые гребенки;
- вилочные (U-образные).
Штыревая более удобная при монтаже чем U-образная, но ее соединение менее прочное. Вторая обладает большей площадью соединения, которая размещена вокруг стягивающего винта, из-за чего контакт практически невозможно выдернуть, даже применив силу.
Из-за того, что некоторые корпуса обеспечены зажимами под определенный тип шины, практически, у каждого электрика при себе всегда есть и те и другие.
Как правило, в премиум сериях есть одновременно зажимы под оба вида шин.
Разделение автоматов на группы
Модульные устройства в шкафчике принято разделять на несколько групп по селективности электроснабжения. Самый простой пример — разделить розеточную линию и освещение. К тому же розеточных линий может быть несколько — для комнат, кухни, ванной и т.д. Как правило, отдельная группа выделяется гребенкой, где к одному из устройств подводится фаза.
С точки зрения безопасности и эстетики по бокам шины ставятся заглушки, закрывающие контакты изоляцией, что удобно, если две группы находятся очень близко. Правилом хорошего тона считается использование в щитках ограничителей на DIN-рейку. Они выполняют три важные функции:
- Разделение на группы для удобства работы;
- Обеспечение теплоотвода;
- Прочная фиксация корпусов.
При плотном размещении большого количества автоматов с подведенным током происходит их нагревание. А так как пространство между ними минимальное, воздух не циркулирует и температура поднимается, из-за чего меняются характеристики тепловых расцепителей.
Подвижные защелки — для удобства монтажа
В зависимости от перспектив расширения сети, которое повлечет за собой увеличение количества автоматов, стоит обратить внимание на их крепления, которые могут фиксироваться на DIN-рейке с помощью одной или двух подвижных защелок.
Почему две защелки — лучше? Многим неопытным пользователям может показаться, что нет разницы в способе крепления модуля, но при первой же замене автомата все станет ясно — для извлечения устройства с одной подвижной защелкой потребуется полная разборка всего щита. Этой проблемы можно избежать, если приобрести АВ с двумя подвижными защелками.
Например, они есть в Hager в серии N, извлечение которых происходит за пару минут с помощью отвертки, в отличие от других типов крепления, на демонтаж которых уйдет много времени и нервов.
Если вы только стоите перед выбором, наши квалифицированные менеджеры всегда готовы прийти на помощь.
Автор: Владислав C.
Как правильно подключить автомат?
Март 9, 2014
Автоматы и УЗО
admin
Самое распространенное средство защиты линии и электроприборов – это автоматические выключатели. При их монтаже необходимо соблюдать основные правила.
- Ввод в верхней части автомата, выход – в нижней.
- Флажок включения при включенном автомате должен быть направлен вверх.
- Не должно быть никаких оголенных участков проводов.
Как подключить дифференциальный автомат
Дифференциальный автомат совмещает защиту линии от перегрузок и короткого замыкания, также как автоматические выключатели, и защиту человека от поражения электрическим током как УЗО.
Корпусное исполнение не отличается от автоматов или УЗО, что дает возможность установки дифференциального автомата в стандартные боксы с использованием DIN-рейки.
Подключение дифференциального автомата также напоминает подключение автоматического выключателя за небольшим исключением – обязательное соблюдение двух правил.
- Необходимо соблюсти фазировку подключаемых проводов. На корпусе дифференциального автомата нанесены обозначения нулевого и фазного ввода, которые обязательно нужно учитывать при монтаже.
- Нулевой провод, подсоединенный на выходе дифференциального автомата, используют только с той линией, которую защищает устройство.
Дифференциальные автоматы очень надежны и неприхотливы, но отступление от этих правил не гарантирует корректную работу устройства.
Как подключить двухполюсный автомат
Для однофазной сети применение двухполюсных автоматов предпочтительней однополюсных. Причина проста – при появлении напряжения на нулевом проводе одним движением флажка полностью разрывается цепь, сохраняя как линию, так и подключенные к ней электроприборы. Корпусное исполнение двухполюсного выключателя позволяет осуществить монтаж на стандартную DIN-рейку.
При этом нужно учитывать, что ширина такого автомата больше, как правило в два раза, однополюсного автомата. Верхняя контактная пара предназначена для подключения фазного и нулевого проводов.
Строгих правил по расположению фазного и нулевого проводов не существует, но в случае подключения ряда двухполюсных автоматов необходимо придерживаться одинаковой тактики.
Выбрав, например левый контакт для фазного провода, все остальные автоматы необходимо подключать также. Левый контакт — фазный, правый – нулевой.
Зачищенные провода фиксируются в контактах при помощи винтовых зажимов. При этом не должно быть оголенных участков провода. Не стоит забывать, что от фазного до нулевого провода очень небольшое расстояние и существует вероятность короткого замыкания при отсутствии изоляции.
Как подключить однополюсный автомат
Наиболее часто используемые однополюсные автоматы надежны, легки в установке и обеспечивают необходимую защиту линии от перегрузок и короткого замыкания.
При подключении автоматического выключателя важно, чтобы корпус автомата был укреплен надежно и при включении — отключении не сорвался с места крепления.
Для этого используют монтажную DIN-рейку или специальные боксы с заранее установленными рейками в корпусе. Монтируется автомат на рейку с помощью подпружиненной защелки внизу корпуса.
После установки автомата к нему подводится провод. Верхний зажим автомата отвечает за ввод напряжения, а нижняя клемма – за выход. Уложенные и укрепленные на стене провода подводятся к автомату и зачищаются.
При этом обязательно соблюсти условие целостности изоляции везде, кроме клемных колодок. Длинны зачищенных концов вполне достаточно в 1-1,5 см.
Фазный подходящий и отходящий провод зажимается в клеммах автомата, нулевой же может проходить транзитом через бокс или, при необходимости, закреплен на нулевой рейке.
Подходящие и отходящие провода необходимо уложить таким образом, чтобы избежать излишков длинны. Укладываются провода параллельно друг другу и, по возможности, все изгибы осуществляются под прямыми углами.
После установки автомата и проверки всех соединений первое включение необходимо провести без подключенной нагрузки на линии.
Соединения выводов двигателя — базовое управление двигателем
Схемы
В трехфазных двигателях используются витки проволоки для создания магнитных полей и вращения.
Стандартные трехфазные двигатели используют шесть отдельных катушек, по две на каждую фазу. Внутренняя конструкция и соединение этих катушек внутри двигателя определяется при его изготовлении. Существует два класса трехфазных двигателей: звезда и треугольник.
Конфигурация «звезда» и «треугольник»
Трехфазные двигатели также рассчитаны на работу при двух разных напряжениях, поэтому катушки могут быть подключены как в высоковольтной, так и в низковольтной конфигурации.
В высоковольтной конфигурации две катушки каждой фазы соединены друг с другом таким образом, что более высокое значение напряжения питания распределяется поровну между ними, и через каждую обмотку проходит номинальный ток.
В низковольтной конфигурации две катушки каждой фазы соединены друг с другом таким образом, что более низкое значение напряжения питания распределяется поровну между катушками, и через каждую обмотку проходит номинальный ток.
Обратите внимание, что низковольтное соединение обязательно должно потреблять от источника в два раза больше тока, чем высоковольтное соединение. На паспортных табличках большинства двигателей указаны два значения напряжения и тока. Важно определить размеры и их размеры на основе ожидаемого значения тока, который должен потреблять двигатель при напряжении, при котором он используется.
Каждая из шести отдельных катушек имеет два питающих провода, всего двенадцать проводов. В конфигурациях «звезда» и «треугольник» три из этих проводов подключены внутри, поэтому из двигателя для подключения выводятся только девять проводов. Эти отведения пронумерованы от 1 до 9, и как в звезде, так и в треугольнике следуют стандартному соглашению о нумерации: начиная с верхней части схемы с провода номер 1, рисуйте нисходящую внутрь спираль от каждой точки соединения, восходя к следующему номеру на каждом шаге. .
В зависимости от внутренней конструкции двигателя эти провода могут быть подключены одним из четырех способов: Высоко- или низковольтная звезда, или высоко- или низковольтная треугольник
Иногда возникает необходимость протестировать или подтвердить конфигурацию двигателя перед окончательным подключением. Если двигатель с обмоткой звездой подключен как двигатель с обмоткой треугольником или наоборот, двигатель не будет работать должным образом.
Рассмотрим следующую ситуацию: у вас есть девять выводов, идущих от двигателя, но нет указаний на то, что он смотан звездой или треугольником. Используя для простой проверки непрерывности, вы можете определить тип конструкции двигателя.
При соединении по схеме «звезда» каждый из проводов 1, 2 и 3 должен иметь непрерывность только с одним другим проводом (4, 5 и 6 соответственно). Три провода без непрерывности к проводам 1, 2 и 3 должны иметь непрерывность друг с другом.
Соединения двигателя звездой
Если это треугольник, каждый из проводов 1, 2 и 3 должен иметь непрерывность с двумя другими проводами:
- T1 имеет непрерывность с T4 и T9
- T2 имеет преемственность с T5 и T7
- T3 имеет непрерывность с T6 и T8
Соединения двигателя треугольником
Важно отметить, что эти точки представляют собой внутреннее соединение катушек двигателя, а не то, как они должны быть подключены к напряжению.
Низковольтная звезда
В этой конфигурации каждая фаза подведена к двум катушкам, соединенным параллельно друг с другом. Клеммы 4, 5 и 6 соединены вместе для получения второго нейтрального соединения.
Низковольтное соединение звездой
L1 | Л2 | Л3 | Свяжите вместе |
1,7 | 2,8 | 3,9 | 4,5,6 |
Высоковольтная звезда
В этой конфигурации каждая фаза подведена к двум катушкам, соединенным последовательно друг с другом.
Высоковольтное соединение двигателя звездой.
L1 | Л2 | Л3 | Свяжите вместе |
1 | 2 | 3 | 4,7 – 5,8 – 6,9 |
Низковольтный треугольник
В этой конфигурации каждая фаза подводится к центральному соединению двух катушек и к концевым соединениям каждой из двух других групп катушек.
Низковольтное соединение двигателя Delta
L1 | Л2 | Л3 | Свяжите вместе |
1,6,7 | 2,4,8 | 3,5,9 | нет |
Треугольник высокого напряжения
В этой конфигурации каждая фаза подведена к двум катушкам, которые соединены последовательно с катушками других фаз.
Высоковольтное соединение двигателя Delta
L1 | Л2 | Л3 | Свяжите вместе |
1 | 2, | 3 | 4,7 – 5,8 – 6,9 |
Что произойдет, если подключить двигатель 3-Φ к однофазной сети?
Как следует из названия, трехфазный асинхронный двигатель должен быть подключен к трем фазам (линиям) для правильной работы, при этом каждая фаза действует как обратный путь для тока из трех фаз. Но что, если нам нужно, чтобы трехфазный двигатель работал от однофазной сети? Что ж, Ответ 1: Нет: Нельзя и 2: Да! Вы можете.
- По теме: Как запустить трехфазный асинхронный двигатель от однофазного источника питания?
Если вы напрямую подключаете однофазный источник питания к трехфазному асинхронному двигателю, ниже приведены результаты для различных сценариев:
Если двигатель остановлен:
Двигатель вообще не запускается и остается неподвижным нет равномерного крутящего момента и RMF (вращающегося магнитного поля) в однофазной системе питания. Вот почему однофазные двигатели не запускаются самостоятельно. В этом случае двигатель может начать дымить и гореть из-за большой величины тока в короткозамкнутых пазах обмотки ротора. Если имеется надлежащая схема защиты, тепловое реле, предохранитель или автоматический выключатель могут отключить двигатель от источника питания.
Если двигатель работает:
Если двигатель запускается и работает из-за фазовращателя, частотно-регулируемого привода или пусковых/рабочих конденсаторов в одной из катушек, двигатель будет продолжать работать, но с меньшей выходной мощностью и эффективностью, чем а также гул и вибрация. Кроме того, скорость двигателя будет ниже, так как однофазное напряжение меньше, чем трехфазное напряжение, где скорость двигателя зависит от напряжения питания.
Если вы все еще хотите запустить двигатель:
Вы можете сделать это, используя конденсатор фазовращателя (в соответствии с номинальным значением) в одной из последовательных обмоток (чаще всего при соединении треугольником), или вращающийся фазоинвертор, или самые последние и надежные ЧРП (преобразователь частоты). Вручную вы можете покрутить двигатель (после подключения трехфазного двигателя 400 В к однофазному 230 В), и он будет работать в этом направлении, но с меньшим КПД, мощностью и крутящим моментом. Это возможно только в том случае, если двигатель рассчитан как на однофазное, так и на трехфазное питание (звезда/треугольник). Система питания 400В/230В.
Похожие сообщения:
- Что происходит с 3-фазным двигателем, когда 1 из 3 фаз потерян?
- Что происходит с трехфазным двигателем при потере двух из трех фаз?
В заключение, вы не можете запустить двигатель 3-Φ на двигателе 1-Φ без какого-либо фазовращателя, такого как конденсатор. Если это так, двигатель выйдет из строя из-за чрезмерного тока при отсутствии защиты, в противном случае сработают защитные автоматические выключатели. Если вы все же хотите управлять трехфазным двигателем от однофазного источника питания, вы должны использовать частотно-регулируемый привод, фазовращатель / преобразователь или просто конденсатор, который используется для создания разности фаз (конденсатор используется для той же цели, что и в потолочный вентилятор).
В основном небольшие двигатели соединены звездой «Y». В случае соединения треугольником конденсатор может быть подключен к свободной ветви, так как фаза подключается к первой клемме, нейтральная верхняя вторая клемма. Если вы хотите изменить направление или вращение двигателя, вы можете просто изменить фазу на другую клемму и подключить конденсатор к новой свободной ветви треугольника.
Метод статического конденсатора используется для двигателей малого диапазона. В методе работы конденсаторного пускового конденсатора пусковой конденсатор подключается параллельно свободной ветви соединения треугольником (фаза и нейтраль подключаются к трем клеммам, поэтому третья свободна). Когда двигатель запускается, пусковой конденсатор отключается, а рабочий конденсатор все еще подключен (обратите внимание, что рабочий конденсатор не является обязательным).
Имейте в виду, что описанный выше метод не подходит для постоянной работы двигателя, поскольку он сокращает срок службы двигателя, поскольку в такой конфигурации активны только две фазы (из трех). Кроме того, КПД двигателя может быть уменьшен на 1/3 по сравнению с до 2/3 по сравнению с ). Например, КПД и выходная мощность трехфазного двигателя мощностью 5 кВт (6,7 л.с.) будут снижены с 3,33 кВт (4,46 л.с.) до 1,66 кВт (2,22 л.с.). Короче говоря, работа трехфазного двигателя от однофазной сети с помощью статического конденсатора применима только для временных применений.
Похожие сообщения:
- Разница между однофазным и трехфазным асинхронным двигателем
- Разница между однофазным и трехфазным источником питания
Номинал конденсатора фазовращателя:
Значение пускового конденсатора как фазовращателя можно рассчитать по следующей формуле.
C = 1950 x (I e / U e ) x CosΦ 9где :
- C = емкость конденсатора в мкФ
- I и = номинальный ток
- U e = номинальное напряжение
- В = 1-Φ Напряжение
- CosΦ = коэффициент мощности
- л.с. = мощность двигателя в л.с.
- P = мощность в кВт
- f = Частота питания
Как правило,
- Значение фазовращателя для двигателя в качестве пускового конденсатора = пусковой конденсатор = 50-100 мкФ на л.с. или 746 Вт.
- Значение фазовращателя для двигателя в качестве рабочего конденсатора = 12-16 мкФ на л.с. или 746 Вт.
Показывает, что значение рабочего конденсатора в микрофарадах в 4-5 раз меньше значения пускового конденсатора. Имейте в виду, что вы можете использовать только неполяризованные конденсаторы, предназначенные для переменного тока, и номинал должен быть на 5-20% выше, чем напряжение питания двигателя.