Икона в интерьере. Икона в доме.
Содержание
- Икона в интерьере. Икона в доме.
- Икона в интерьере квартиры.
- Икона в интерьере дома. «Красный угол» в современном доме. Как устроен домашний иконостас?
- Иконы в современном интерьере. Иконы в современном интерьере: как правильно разместить иконы в квартире
- Икона в интерьере кухни. Какие иконы должны быть обязательно в доме
- Как разместить иконы в современной квартире. Как правильно расположить иконы в квартире
- Где следует размещать иконы в доме
- Как нельзя располагать образы святых
- Как правильно размещать иконы в доме
Икона в интерьере. Икона в доме.
Где разместить?
Что делать, если икона обветшала?
Найденные и подаренные иконы.
Почитание икон — это поклонение первообразу. Взирая на икону, мы видим в ней самого спасителя, божию матерь или святых угодников. Стоит ли говорить, что этим священным изображениям должно воздаваться соответствующее святыне почитание? Приходя в храм, православный люд возжигает перед иконами свечи, лампады, лобызает священные изображения. Во время богослужения перед иконами воскуряется фимиам — ладан
. Перед иконами молятся, совершают молебные пения, с ними совершают крестные ходы. Соответствующее отношение к иконам должно быть и в доме у православного христианина. На молитву принято становиться лицом на Восток, алтарем на Восток строятся православные храмы. Поэтому и иконы желательно на восточной стене комнаты расположить. Но если нет возможности сориентировать иконы на Восток, то можно расположить их в любом другом доступном месте. Главное, чтобы перед иконой было много свободного места, и могла уместиться вся семья на общую молитву. Можно поместить иконы на полочке, или, если их много, развесить на стене. Конечно, в первую очередь необходимо иметь в доме иконы спасителя и божией матери. Лишь в том случае, если есть возможность разместить в доме большее количество икон, то можно дополнить домашний иконостас иконами особо чтимых святых, именными иконами, т. е. иконами святых небесных покровителей членов семьи, иконами праздников и т. д. икона спасителя должна находиться справа от предстоящего, а икона богородицы — слева. Необходимо также помнить и о принципе иерархии. К примеру, икону месточтимого святого нельзя поместить выше иконы троицы, спасителя, богородицы и апостолов. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом.
Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа Народу» Александра Иванова или «сикстинская мадонна» Рафаэля, — это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т. к. фотография — это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.
Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.
Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается господом верующим в него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это Чтобы от Дурных Людей и от Сглаза Оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги — это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону покрова пресвятой богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.
Таким образом, если икона обветшала.
Довольно частым вопросом, задаваемым прихожанами, бывает о том, что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации. Конечно, икона всегда остается иконой, если даже она потеряла свой первоначальный вид. Ни в коем случае нельзя просто выбрасывать такие иконы. Их необходимо отнести в храм, где их сожгут в церковной печи. В случае если нет такой возможности, или в храме нет специальной печи, то икону можно сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое впоследствии не будет осквернено, к примеру, в саду под деревом. Таким образом можно поступить и с деревянными и с бумажными иконами.
Другим вопросом, который приходится часто слышать, является вопрос о том, что делать со старыми календарями с иконами, можно ли вырезать икону из календаря и поставить рядом с другими. Ответ однозначный: да. Но сначала необходимо наклеить такую икону на твердую основу и освятить в храме по чину освящения икон. А со старыми календарями, из которых невозможно вырезать икону, необходимо поступить так же, как и с ветхими иконами, не подлежащим восстановлению, т. е. сжечь.
Найденные и подаренные иконы.
Зачастую в разговоре с прихожанами приходится слышать о неподдельном и даже паническом страхе перед найденными и подаренными иконами. Люди, подверженные подобным суевериям, начинают искать какую-то мистику в таких иконах. Кому-то кажется, что на икону наколдовали и потом подарили, чтобы принести неприятности в семью. Другие начинают искать какие-то знаки свыше в найденной иконе. Список вопросов по этой теме можно продолжать до бесконечности. Хочу сразу развеять сомнения — в подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Существует множество сказаний о чудесных явлениях различных икон божией матери. Само собой разумеется, что при явлении эти иконы кто-то находил. Благоговейный трепет перед ними, конечно, был, и история говорит об этом. Но эти иконы с благоговением и, зачастую, с молитвой приносились в храм или на месте явления устраивались храмы и часовни. Так стоит ли бояться найденной иконы? Конечно, нет. Для спокойствия души икону можно освятить в храме и смело помещать в домашний иконостас. Также можно поступить и с подаренной иконой. Не стоит искать зло там, где его нет.
Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что люди приносят «Ненужные» иконы в храм и оставляют их там. То в свечной оставят, то на подоконнике в храме, то на амвон положат. Мотивация при подобных действиях различная бывает. Это и боязнь найденных или подаренных икон, и ветхость принесенных икон, и какое-то непонятное нежелание человека иметь в доме ту или иную икону. Невольно вспоминается пословица: «На, Тебе, Боже, что нам Негоже». Необходимо помнить, что храм божий — это не склад для «Ненужных» икон, тем более что таковых не может быть у православного христианина.
Икона в интерьере квартиры.
Многие верующие люди поддерживают христианские традиции и обустраивают у себя дома красный угол. Даже современный интерьер прекрасно сочетается с иконами. Главное — не скупать безумно все образы, а выбрать оптимальное количество икон и гармонично разместить их в доме. Все должно быть достаточно скромно и практично.
Существую базовые рекомендации, которым необходимо следовать, размещая иконы у себя в жилище
Исходя из церковных традиций, верующий должен молиться, обращаясь к востоку. Именно поэтому иконостас при возможности необходимо разместить в восточной стороне квартиры/дома. Но, к сожалению, во многих современных новостройках на востоке расположены окна или двери. В этом случае расположить иконы по этому принципу не получиться. В таком случае выбирают любую подходящую стену.
Также важный момент — доступность и свободность стены, на которой планируется будущий иконостас. Все члены семьи должны иметь доступ к иконам, особенно, если имеет место практика совместной молитвы.
Куда можно ставить иконы?
Разрешено размещать образ на стене, на полке и на столе. Практичный и удобный вариант — специальные полки для икон. К слову, на сайте pravzhizn.ru можно купить полку для икон , выбрав из каталога подходящую по размеру, цвету и цене.
С иконами уместны и могут соседствовать лампады, свечи, православные книги, молитвословы и все, что так или иначе помогает в молитве.
Не желательно размещать возле иконостаса статуэтки, светские картины, плакаты со спортсменами, музыкантами, политиками и т. п. Не приветствуются также и картины с библейскими сюжетами по соседству с иконами. По возможности необходимо как можно дальше от места молитвы разместить бытовую технику.
Красный угол часто украшают живыми цветами и вышитыми полотенцами. Такая практика существует давно и приветствуется в современном интерьере.
Главное — поддерживать традиции наших предков и стараться быть ближе к Богу.
Посмотрите также статью полки для икон идеи , возможно там найдется подходящий вариант для вашего жилья.
Икона в интерьере дома. «Красный угол» в современном доме. Как устроен домашний иконостас?
Очень многие в наше время имеют иконы в доме, но расставляют/развешивают их, так сказать, «от фонаря». То есть в произвольном порядке. Оказывается, для домашнего иконостаса, как для иконостаса в храме, существуют определенные правила. Пусть и не столь строгие, как для храмового, но соответствующие тем же канонам. Так почему бы их не придерживаться?
Раньше, то есть в старину, было сложнее. В традиционном обществе принято было строго следовать сложившемуся обычаю. Даже если ты вдруг, по некоей странной причине, оказался неверующим.
Прежде всего, иконы не были расставлены по одной, а размещались в строго определенном месте дома. Наверное, все знают, что угол, где размещались иконы, назывался «красным». Был он довольно сложно организован: полка, часто многоярусная; божник — занавесь, закрывающая образы сверху и по бокам. Здесь же зажигались лампады, хранились святая вода, просфоры, поминальные книги.
Все эти традиции, как и вышивку с изображениями голубя — символа Святого Духа, и теперь соблюсти несложно. А вот дальше шли усложнения в сравнении с нынешними обычаями. «Красный» угол являлся главной частью дома. Так что, подобно алтарной части храма, располагался на востоке. Не знаю, дом так ориентировался или сторона для размещения икон выбиралась уже после постройки. Предположу, что скорее первое. Это вполне соответствует традиции.
Ну этого мы, за редкими исключениями, контролировать не можем. Поэтому, по возможности, выбираем для иконостаса восточную часть комнаты. По возможности же — не по соседству со всякими развлекательными устройствами типа телевизора и караоке. И элементами декора: тарелочками, статуэтками, панно. Особенно языческого толка, типа талисманов, фэн-шуйных элементов и пр. Соответственно, не стоит расставлять иконы и по разным полкам. Во-первых, вразнобой не принято, и соблюсти это правило несложно. Во-вторых, по полкам иконы, скорее всего, окажутся вперемешку с книгами, и это в лучшем случае! А то и с украшениями, теми самыми пирамидками-нэцке-статуэтками и пр.
Лучше, если иконы не висят на стене, а стоят. Для тех, кто готов потратиться, сейчас есть специально изготавливаемые домашние иконостасы. Можно купить готовый или заказать под ваши нужды — по размерам ваших икон и вместе с тем индивидуально под интерьер вашей квартиры.
Конечно, расположение домашнего иконостаса (неважно, специально изготовленного или просто места, где расставляются иконы) — все это желательно. Не предписания, а скорее рекомендации. В светской жизни можно и нужно согласовываться с ее реалиями! А вот далее существуют весьма строгие, но выполнимые правила.
Во-первых, обязательно должны присутствовать иконы Спасителя и Божией Матери . Во-вторых, они всегда являются центром иконостаса.
Сверху и по центру располагается икона Спасителя. Еще лучше, если она и больше других по размеру. Слева от нее располагают икону Богоматери.
Можно расположить в центре Венчальную пару.
Повторю: это центральные и самые верхние по расположению образы.
Выше можно расположить лишь Распятие или Святую Троицу .
Если в доме есть особо почитаемая икона, семейная реликвия, ее можно размещать в центре, ниже образов Христа и Богородицы!
Часто в иконостас включают именные иконы членов семьи, семейные иконы.
Кроме перечисленных выше, других строгих установлений нет. Дальше ориентируйтесь на ваши потребности, устремления, чутье и, конечно, художественный вкус.
Иконы в современном интерьере. Иконы в современном интерьере: как правильно разместить иконы в квартире
У многих из тех, кто решил приобрести одну или несколько икон и разместить их в своем жилье, возникают вопросы: как правильно повесить иконы, где их расположить, какое место занимают иконы в современном интерьере, какую роль они играют? Это зависит в первую очередь от того, относятся ли владельцы жилья к иконам, как к предметам религиозного культа, или воспринимают их просто как дополнение интерьера.
В первом случае иконы нужно прежде всего осознанно подбирать: прежде, чем купить икону , желательно как можно больше узнать о ее значении, а не ориентироваться на внешние признаки. Во втором случае иконы — антикварные или более современные — часто приобретают в качестве картин, а потому выбирают их и размещают в квартире по тем же принципам. Однако, несмотря на то, что иконопись, несомненно, является одним из направлений изобразительного искусства, превращать икону всего лишь в произведение живописи и интерьерный аксессуар вряд ли правильно: ее смысл и ценность намного значительнее.
Традиционно, иконы размещали в «красном» (восточном) углу комнаты; однако в наши дни на вопрос «где повесить икону?» православные священники обычно отвечают: «В любом доступном и свободном месте». Это связано с тем, что планировка современных квартир совсем иначе соотносится со сторонами света, чем в старинных домах — и на месте «красного угла» вполне может оказаться стена с окнами или дверь. Поэтому иконы можно располагать в любом месте — главное, чтобы они находились на виду, а перед ними оставалось свободное пространство.
Не рекомендуется размещать иконы в непосредственной близости от изображений нерелигиозного характера (от семейных фотографий до фотообоев, постеров или плакатов), а также в книжных шкафах, на полках с посудой, статуэтками и другими мелочами. Лучше просто повесить икону на стену или сделать отдельную полочку — особенно, если икон несколько – и поставить их на нее, создав таким образом небольшой домашний иконостас. Можно спорить о том, насколько уместны иконы в современном интерьере — однако те, кто чувствует настоящую необходимость иметь иконы в своем доме, смогут найти для них и подходящее место, и достойное обрамление. За исключением санузла и прихожей, размещать иконы можно в любой комнате, включая кухню и спальню.
Икона в интерьере кухни. Какие иконы должны быть обязательно в доме
Любая икона считается прообразом святого, поэтому изображения ликов располагались в восточных углах. Как вариант — выбрать самое удобное место, в котором можно остаться наедине и молиться.
У каждой святыни есть собственное значение, поэтому лучше не покупать наугад, а разобраться, кто изображён на иконе, и какую миссию он выполняет.
Священники рекомендуют поставить в новой квартире хотя бы одну икону, опираясь в своем выборе на следующий перечень:
- образ Иисуса Христа — исцеляет от серьезных недугов, оберегает от бед, поддерживает и направляет во время трудностей;
- лик Святой Богородицы — привлекает чистую любовь, прощает, дарит смирение, здоровье и семейное благополучие;
- изображение Николая Угодника — помогает при решении сложных проблем, вселяет веру в безнадежном положении, исцеляет;
- образ Семистрельной Богородицы — оберегает домочадцев от ссор, защищает от сплетников и недоброжелателей, отваживает воров;
- лик Святой Троицы — приносит уважение и покой в дом, очищает от грехов, избавляет от негативных эмоций, защищает от сглаза;
- изображение «Неувядаемого цвета» — способна наделять душевной силой, направлять на правильный путь, сохраняет красоту и молодость, отваживает от искушений, дарит надежду;
- образ Ангела-Хранителя — исцеляет, дарит любовь, спасает от грехов, означает надежду и покой;
- изображение православных праздников — икона Крещения или Рождества Христова;
Икона Крещения
- икона Тайной вечери — снимает тяжесть с души, избавляет от греховных мыслей, помогает наладить отношения с родными и друзьями.
Как разместить иконы в современной квартире. Как правильно расположить иконы в квартире
С давних времен иконы украшают не только стены храмов и церквей, но и дома верующих людей. Чтобы иконы стали оберегом для вашего жилища, а образы святых помогали вам в любую трудную минуту, необходимо правильно расположить их.
Для православных верующих собственный дом, как и церковь, является важным местом, которому необходима Божья защита. Иконы, как одни из самых важных предметов религии, должны занимать самое почетное место в доме. Лики святых всегда находились на самом видном месте и оберегали жилище и его обитателей.
Современные люди реже придают значение правильному расположению икон в квартире, поэтому чаще всего выбирают для них неправильное место. Чтобы икона не потеряла свою силу, а святые всегда могли вас услышать, следует учитывать, как и где правильно разместить святой образ.
Где следует размещать иконы в доме
Очень часто не только неправильное размещение, но и соседствующие предметы негативно влияют на силу икон. Конечно, только вы можете решать, где бы вы хотели видеть образы святых в своем доме, но старайтесь уделять внимание тем вещам, которые будут расположены рядом с иконами. Многие мелочи, в том числе фотографии, сувениры и даже обычные статуэтки, способны повлиять на силу икон, и вместо оберега они станут обычным украшением. Если в шкафах вы содержите домашнюю библиотеку, состоящую в основном из книг, не имеющих богословского характера, то также не стоит пытаться разместить там святые образы. Выбирая правильное место для расположения икон, вы сможете обеспечить защиту вам и вашему дому.
С древних времен и по сей день самым правильным местом для расположения святых образов является «красный угол» — угол дома, обращенный на восток. В Древней Руси считалось, что любой человек, входящий в дом, должен первым делом почтить Господа, а уже затем — главу дома. Обычно там устанавливали небольшой шкаф или вешали полки, где и располагались иконы. В настоящее время планировки квартир не всегда позволяют установить иконы напротив входа. Если у вас нет возможности организовать в квартире «красный угол», то иконы можно разместить с правой стороны от входной двери.
Если в доме есть маленький ребенок, то иконы можно повесить над его кроваткой: так вы сможете обеспечить своему чаду постоянную защиту. В этом случае уделите внимание иконам Божией Матери . Как покровительница семьи и детей, она станет оберегом для вашей квартиры и для всех домочадцев.
Расположить иконы можно в любой комнате, обязательно на видном месте — это обеспечит максимальную защиту вам и защитит ваш дом от несчастных случаев и незваных гостей.
Если вы решите расположить икону в кухне на обеденном столе, не забывайте помолиться Богу перед каждом приемом пищи, чтобы Всевышний благословил вас, а вы поблагодарили его за все, что имеется у вас на столе.
Как нельзя располагать образы святых
Не следует располагать иконы по соседству с электрической техникой, так как постоянное их использование способно ослабить силу святого образа. Если вы хотите разместить икону на рабочем месте, где имеется компьютер, желательно ставить икону не на стол, а расположить ее где нибудь поблизости — на стене или на окне. В этом случае действию иконы ничего не помешает, а святой лик будет помогать вам в работе.
Нельзя размещать иконы со статуэтками, сувенирами, фэн-шуй украшениями и прочими мелочами, так как в духовном мире иконы обладают особым значением, и для верующих людей недопустимо приравнивать святые образы к обычным предметам домашнего декора. По этой же причине нельзя вешать иконы рядом с картинами.
Нельзя ставить иконы по соседству с фотографиями или вешать рядом с плакатами знаменитых людей. Считается, что таким образом во время молитвы вы обожествляете живого человека. Ваша просьба к святым в этом случае вряд ли будет услышана.
Нельзя располагать иконы на полке с книгами, которые не имеют богословского содержания. Любая рукопись перенимает настроение и энергетику автора, и не всегда она является положительной. Чтобы не создавать скопления негативной энергетики вокруг икон, желательно не располагать образы святых в книжном шкафу.
Как правильно размещать иконы в доме
Желательно развесить иконы на стене или поставить их на полке, чтобы изображенные святые могли охватывать своим взором всю вашу квартиру, тем самым защищая ее.
Если вы решили разместить иконостас в «красном углу», приобретите полку-киот. На ней вам будет удобнее расположить иконы на видном месте и, как положено, образы святых будут обращены ко входу.
В центре иконостаса обязательно должна находиться икона Спасителя. По правую сторону следует расположить икону Пресвятой Богородицы, а слева — образ Иоанна Крестителя, провозвестника Иисуса Христа. Наличие этих икон и их правильное расположение придаст вашему иконостасу необычайную божественную силу.
Над иконами можно установить только распятие — важнейшую православную святыню.
Дополняя свой иконостас образами других святых, следуя принципу церковной иерархии, нельзя ставить их выше иконы Спасителя.
Если вы захотите украсить иконы, можете сделать это при помощи живых цветов.
«Красный угол» в современном доме. Как устроен домашний иконостас? | Дом и семья
Раньше, то есть в старину, было сложнее. В традиционном обществе принято было строго следовать сложившемуся обычаю. Даже если ты вдруг, по некоей странной причине, оказался неверующим.
Прежде всего, иконы не были расставлены по одной, а размещались в строго определенном месте дома. Наверное, все знают, что угол, где размещались иконы, назывался «красным». Был он довольно сложно организован: полка, часто многоярусная; божник — занавесь, закрывающая образы сверху и по бокам. Здесь же зажигались лампады, хранились святая вода, просфоры, поминальные книги.
Все эти традиции, как и вышивку с изображениями голубя — символа Святого Духа, и теперь соблюсти несложно. А вот дальше шли усложнения в сравнении с нынешними обычаями. «Красный» угол являлся главной частью дома. Так что, подобно алтарной части храма, располагался на востоке. Не знаю, дом так ориентировался или сторона для размещения икон в доме выбиралась уже после постройки. Предположу, что скорее первое. Это вполне соответствует христианской традиции.
Ну этого мы, за редкими исключениями, контролировать не можем. Поэтому, по возможности, выбираем для иконостаса восточную часть комнаты. По возможности же — не по соседству со всякими развлекательными устройствами типа телевизора и караоке. И элементами декора: тарелочками, статуэтками, панно. Особенно языческого толка, типа талисманов, фэн-шуйных элементов и пр.
Соответственно, не стоит расставлять иконы и по разным полкам. Во-первых, вразнобой не принято, и соблюсти это правило несложно. Во-вторых, по полкам иконы, скорее всего, окажутся вперемешку с книгами, и это в лучшем случае! А то и с украшениями, теми самыми пирамидками-нэцке-статуэтками и пр.
Молитва перед иконами в красном углу. В. М. Максимов, «Больной муж», 1881 г.
Фото: общественное достояние
Лучше, если иконы не висят на стене, а стоят. Для тех, кто готов потратиться, сейчас есть специально изготавливаемые домашние иконостасы. Можно купить готовый или заказать под ваши нужды — по размерам ваших икон и вместе с тем индивидуально под интерьер вашей квартиры.
Конечно, расположение домашнего иконостаса (неважно, специально изготовленного или просто места, где расставляются иконы) — все это желательно. Не предписания, а скорее рекомендации. В светской жизни можно и нужно согласовываться с ее реалиями! А вот далее существуют весьма строгие, но выполнимые правила.
Во-первых, обязательно должны присутствовать иконы Спасителя и Божией Матери. Во-вторых, они всегда являются центром иконостаса.
Сверху и по центру располагается икона Спасителя. Еще лучше, если она и больше других по размеру. Слева от нее располагают икону Богоматери.
Можно расположить в центре Венчальную пару.
Повторю: это центральные и самые верхние по расположению образы.
Выше можно расположить лишь Распятие или Святую Троицу.
Если в доме есть особо почитаемая икона, семейная реликвия, ее можно размещать в центре, ниже образов Христа и Богородицы!
Часто в иконостас включают именные иконы членов семьи, семейные иконы.
Кроме перечисленных выше, других строгих установлений нет. Дальше ориентируйтесь на ваши потребности, устремления, чутье и, конечно, художественный вкус.
Продолжение следует…
Теги:
икона,
христианские традиции,
икона в доме,
иконостас,
красный угол
иконостас | Блог The Frame
Это очень короткая и поверхностная ссылка на некоторые яркие работы, появившиеся в то время, когда сама Украина формировалась как страна. Это продукт влияний западноевропейского барокко и сильно декоративных направлений народного искусства в Украине, действующих вместе на ядре религиозного искусства: иконы и иконостасы, которые были основным выражением резного и живописного искусства в регионе на протяжении нескольких столетий. Поскольку история картинных рам находится там в зачаточном состоянии, как и в некоторых других странах, этот краткий очерк является лишь указателем на некоторые из тех произведений искусства, которые в разное время в прошлом подвергались опасности и снова находятся под угрозой исчезновения. угроза; история и искусство страны — это душа ее народа, и их необходимо признать и записать.
Царские врата иконостаса, середина 16 го века, с Волыни, Национальный Киево-Печерский историко-культурный музей-заповедник. Фото: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконостас является православным аналогом расписных ширм и больших настенных полиптихов, характерных для Средневековья и раннего Ренессанса в Западной Европе и дольше просуществовавших в Испании и Португалии [1] . Как и в случае с этими полиптихами и ширмами, изделия из дерева являются структурной, декоративной и часто символической частью целого, и украинская резьба по дереву, кажется, достигла высокого уровня сложности и мастерства, чтобы производить работы, которые могли бы прославить Бога во всей своей красе. аспекты. В современных музеях составные элементы — расписные панели, отделенные от иконостасов, в которых они размещались, или двери, подобные приведенным выше, которые отделяют сакральное пространство храма от пространства, где молились прихожане, — часто вообще не имеют рам или имеют частичные рамы. молдинги, которые дают мало представления о величественных сооружениях, частью которых они являлись. Эти особые двери окаймлены веревочными или тросовыми молдингами, которые действуют как gadrooning, чтобы обеспечить мерцание света вокруг картин, выделяя и оживляя их, а также обеспечивая фокус в большом декоративном театре самого иконостаса.
«Ученики Лавры [т.е. ученики Лаврской иконописной мастерской, основанной в начале 18 века в Киеве] были хорошими орнаменталистами; их произведения украшены орнаментальными мотивами, заимствованными из народной вышивки, резьбы по дереву, различных проектов декоративных картушей, ювелирной чеканки» [2].
Бернардо Дадди (ок. 1318-48), Мадонна с младенцем на троне со святыми , Christie’s, Нью-Йорк, распродажа старых мастеров, часть I, 14 апреля 2016 г., лот 125
Этот смешанный союз народного и изобразительного искусства характерен и для 17 го века; например, украшение золотых грунтов в украинском религиозном искусстве сильно отличается от итальянских росписей по золотым грунтам, где штамповкой украшают фризы рам, обрисовывают нимбы или создают тонкое мерцание света на штофе. как узоры и границы вокруг нарисованных фигур.
Анон., 17 й век Украинская школа, панно со сценами Святой Георгий и змей, казнь Иоанна Крестителя и Авраам, приносящий в жертву Исаака , и фрагмент, Национальный художественный музей Украины, Киев
Например, в этом украинском триптихе 17 го века панно, написанное около трех столетий после небольшой готической эдикулы Дадди золотой фон за Святым Георгием является главным символическим и декоративным элементом. Он изображает святого (важную фигуру в Украине и покровителя Львова) на фоне того, что похоже на гравированные подсолнухи, но, вероятно, является их меньшими сестрами, бархатцами – одним из цветов, связанных с Девой Марией. В то время подсолнух был новым видом в Европе, который постепенно распространился на восток и был принят в качестве мотива народного творчества на Украине (где он обильно рос с начала 19 века).-й -й век), лишь позже ставший, по счастливой случайности, национальным цветком страны. Подсолнухи, бархатцы и само солнце также ассоциировались со Христом как с метафорическим солнцем мира, возможно, подразумевая более раннюю ассоциацию Аполлона как бога солнца.
В отношении этой конкретной картины выгравированные цветы и листья обновляют прежнее использование перфорации, придавая работе более динамичный, барочный оттенок, отражающий переход от стилизации традиционных византийских икон к более реалистичной обработке фигур. и движение. Цветы также отражают резные цветы в перемычках. Еще одной особенностью украинских рам является куполообразная арка яйцевидной лепнины, нанесенная перпендикулярно полотну, сочетающая в себе классические архитектурные орнаменты с выступающим краем взора, акцентирующим внимание на живописной сцене.
Анон., Поклонение волхвов , из Хломчи, Львов; Muzeum Historyczne, Санок, Польша
В то время как арка в панели St George… опирается на рудиментарные кронштейны, прикрепленные к краю прицела обычной кассеты , эта Поклонение волхвов имеет полный архитектурный дверной проем (как если снаружи от церкви, где будет висеть икона), на пейзаж, где Святое Семейство сидит за пределами своей конюшни, чтобы принять королей. Глубокие внутренние стороны пилястр и арки высечены неглубоким рельефом с завитками листвы и цветов, а внешний край арки — яйцевидным дротиком, как 9.0023 Сент-Джордж… — кроме этого яйца окрашены попеременно в красный и зеленый цвета, что придает им вид драгоценных камней, вставленных в ранний металлический книжный переплет. В перемычках есть резные цветы, но вместо листьев они тянутся за гроздьями винограда, символизируя вино Евхаристии. Золотой фон панели еще раз прорезан ноготками, установленными в своего рода решетку между небом и землей.
Глубина арочного дверного проема придает ему поразительно реалистичный эффект, приветствуя молящегося в непосредственной близости от сцены с другой стороны, где фигуры, кажется, едва переступают порог. Это фигуры, которые все еще пытаются перейти от иератического стиля более ранних икон к более анатомическому натурализму, и это напряжение перекликается с реализмом арки на фоне плоской декоративной обработки позолоченного цветочного неба.
Анон., 17 -й век Украинская школа, Музей сакрального искусства, Львов
Такой же глубокий, скульптурный край взгляда появляется на этой иконе. Это один из более чем четырех тысяч музеев сакрального искусства во Львове, Украина, которые расположены в бывшем соборе Святого Казимира. В 2008 г. фонд США предоставил музею грант на сохранение сорока его икон, включая эту [3]; многие из них были спасены во время различных войн и периодов разрушений, в том числе иконоборчества советской эпохи, и потеряли части или все свои рамы или представляли собой необрамленные панели от более крупных иконостасов.
Там, где рамы сохранились, им уделялось мало сравнительного внимания с точки зрения исторических исследований, хотя некоторые из красиво вырезанных рам основных иконостасов вполне могут быть подписаны, как и их греческие родственники. Эта отдельно стоящая икона, хотя и довольно потрепанная, датирована (1759 г.), и на ее структуру, должно быть, повлияли реформы, проведенные Петром Великим, который хотел вестернизировать обычаи и моду России [4]. Украинская церковь была более открыта для таких реформ, чем русская, и, очевидно, на нее также повлияла работа ремесленников, привезенных царем с запада.
Анон., 17 -й век Украинская школа, деталь
Эта конкретная рама имеет рудиментарную эдикульную форму, с карнизом и капителями (которые, кажется, потеряли некоторые крепления снизу: возможно, выступы или небольшие капли). Сама икона по форме повторяет восточные архитектурные формы, но выпуклый бордюр у визирного края отражает орнамент западного барокко с его поперечным акантом на выпуклом наличнике. Как и у многих икон, рама позолочена и полихромна, с малиновым фоном — как царский ковер — за нижним рядом аканта, в то время как основной фон небесно-голубой, оттеняющий «подсолнухи» (вероятно, ноготки, опять же) и струящиеся листья в перемычках.
Анон., 17 й век Украинская школа, Мадонна с младенцем , Музей сакрального искусства, Львов
Другая аналогичная рамка, на этот раз с арочным прицелом, окаймленным таким же характерным орнаментом из аканта, иллюстрирует важность полихромии в этих кадрах; акант выделен золотым цветом на синем фоне, а нижние молдинги вокруг панели пределлы с надписью выполнены в черном и золотом цветах, что контрастирует с ярко-красным цветом основной рамы.
Высшая точка украинских резных рам, однако (и это чрезвычайно высокая точка), — это сам иконостас: включение тех же элементов, которые появляются в небольших рамах отдельных панелей, таких как эдикула, неглубокий рельефный резной орнамент , золочение и полихромия, глубокие арки и внутренние рамы с декоративными фризами, перпендикулярными плоскости картины, чеканка золотом, пастилья; а также перфорированные картуши в стиле барокко, саломоновые колонны, прикрепленные tondi и летающие навершия.
Павел Габриевич (? резчик) и Йов Кондзелевич (живописец; 1667-ок.1740), Богородчанский иконостас, 1698-1705, нижние ярусы, представленные в Национальном художественном музее, Львов
и обширное произведение искусства барокко, которое было передано Львовскому национальному музею в 1924 году, проехав по ряду мест из своего первоначального дома в православном монастыре, Манявской пустыни. Его размеры 1300 х 1100 см., и он настолько огромен, что его верхняя половина висит в различном расположении отдельных панелей вокруг двух других стен его галереи в Музее [5]. Она была вырезана и расписана бригадой мастеров, работавших с художником-монахом Йовом Кондзелевичем в течение семи лет, с 169 г.8 к 1705 г., для православного монастыря Манявской пустыни (который был перестроен в 20 веке, и теперь содержит копию всего иконостаса). Кондзелевич, кажется, организовал всю композицию, сам нарисовал ряд самых больших панно и известен тем, что подтолкнул стиль иконописи к гораздо большему реализму в ликах и анатомии божественных фигур и святых.
Реконструкция Богородчанского иконостаса в 3D-сканировании, позволяющем увидеть его целиком. Фото: Энциклопедия Украины
Что еще необычно, так это деревянный каркас, поражающий своей роскошью, даже с точки зрения иконостаса в целом. Он был изготовлен на месте монахами, в числе которых были столяры и резчики, хотя предполагается имя местного резчика и позолотчика Павла Габриевича как одного из тех, кто, возможно, руководил его созданием [6].
Богородчанский иконостас, деталь Царских врат
Великолепно расписан в характерных для украинского сакрального искусства цветах – синем, красном и зеленом – с накладными низкорельефными спиралевидными виноградными лозами, панелями из завитой листвы, барочными пронизанными лиственными рамами , огромные скульптурные модильоны с листьями и раковинами, маленькие наличники в стиле рококо, расписные кожаные картуши, внутренние рамы с гирляндами херувимов и святых в фактурных и узорчатых окантовках, а также священная двустворчатая дверь с иконописными рамами-солнечными лучами и виноградными лозами.
Несколько раз разбирался – при закрытии монастыря в 18 веке и переносился в место, давшее ему название Богородчаны; во время Первой мировой войны; когда он был перемещен в музей в 1924 году; во время Второй мировой войны; и снова под советской оккупацией. Теперь его снова разобрали, упаковали и перевезли в безопасное место.
Игнатий Стобенский (резчик) и Иван Руткович (живописец; ок. 1650-е — после 1728 г.) и мастерская, Жолковский иконостас, 1728 г., Троицкая церковь, 1720 г., Жовка, Львов
Жолковский иконостас, выполненный рядом художников, работавших с Иваном Рутковичем в 1728 году, установлен в крошечной деревянной церкви Святой Троицы (1720 год) в Жолкве, недалеко от Львова (одна из шестнадцати деревянных церквей в Карпатах, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Список наследия [7]). О резчике Игнатии Стобенском, по-видимому, мало сведений, кроме его имени; его изделия из дерева представляют собой эффектное и ошеломляющее произведение пронизанного золотым лиственным орнаментом, устремляющегося огромными пламенноподобными ярусами к распятию на макушке и заслуживающее такого же внимания, исторической записи и похвалы, как и любая работа мастеров-деревщиков эпохи Возрождения в Италии или великих художников. 0023 мэтры-скульпторы из 17 -го -го и 18-го -го века Франция.
Жовквский иконостас, деталь нижних ярусов
Скрученные саломоновые колонны, увитые евхаристическими виноградными лозами и опирающиеся на вьющиеся, увитые виноградной лозой модули, сами по себе поражают своей орнаментальной формой: такие колонны обычно можно увидеть в версии огромных (66 футов высотой) саломонных опор балдахина Бернини в соборе Святого Петра в Риме, где украшение пропорционально намного меньше и состоит из тонких ветвей лаврового листа, усеянных пчелами Барберини. Колонны иконостаса, напротив, кажутся не чем иным, как виноградными лозами, закрученными в спиралевидные столбы из плодов и листьев, поддерживающими лиственные капители, панно из резных акантов и голов херувимов, прорастающих из подсолнухов, и разделяющих расписные филенки, имеющие свою собственную прокручивающиеся рамки листьев, украшенные зелеными и желтыми символическими подсолнухами и лилиями.
Как пишет Танос Андроник о греческом иконостасе,
«Задача резчика по дереву или каменщика, выполняющего иконостас, состоит в том, чтобы соединить земное и божественное, чтобы мир, который он создает на своей великой стене из дерева или мрамор населен людьми, святыми и животными, существующими в гармонии среди фруктов, цветов и листвы и в гармонии с Богом. Литургические темы, темы и трактовки, требуемые Церковью, во многом ограничивают его возможности; однако в оформлении резного орнамента, удерживающего иконы в каждом ярусе, окаймляющего и переплетающегося по разделительным площадям, перетекающего на ворота и их сени, творческая и стилистическая свобода мастера бесконтрольна. Божественное смешивается с натуралистическими местными деталями и смешивает византийский стиль с барокко или рококо» [8].
Это мощное выражение земного и божественного в гармонии, однако, является хрупкой вещью трехсотлетней давности, хранящейся в маленьком деревянном здании того же возраста. Как и люди, которым он принадлежит, его можно уничтожить так легко, так беспорядочно и так расточительно; война — это угроза не только человеческим жизням, но и объектам, которые заключают в себе их прошлое.
MyDogSighs: плачущий глаз для Украины, нарисованный в Northcote Lane, Cardiff; Март 2022 г.
*************************************************
УКРАИНА – Искусство и культура под угрозой: pdf
**************************************** *******
[1] См. Thanos Andronikos, ‘Введение в греческие православные иконостасы’ для объяснения устройства и значения иконостаса
[2] Цитата из P. Zholtovskyi, Художественная жизнь в Украина в 16 -м -18 -м -м веках , 1983, с. 7, у Марины Бойченко, Андрея Никифорова и др., «Эстетические и философские основы развития украинского художественного образования в конце 17 -й – начало 20-го -го веков», Журнал междисциплинарных исследований, 2004
[3] См. «Фонд послов США по сохранению культуры: Годовой отчет, 2008-09»
[4] См. « Русские рамы: интервью с Оксаной Лысенко из Русского музея, Санкт-Петербург’
[5] Проект создания 3D-скана всего иконостаса можно найти здесь
[6] Василь Романюк, «История странствий Богородчанский иконостас’
[7] Список ЮНЕСКО здесь; церковь можно увидеть здесь
[8] Андроник, op. цит.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Иконостас | EWTN
Иконостас
(греч. eikonostasion, eidonostasis, ширма, от eikon,
изображение, изображение и histemi, место), главный и наиболее
отличительная черта всех греческих церквей, будь то католическая или
православный. Можно сказать, что это отличает греческую церковь от
полностью от римского по своему внутреннему устройству. Это состоит
большого экрана или перегородки, идущей из стороны в сторону
апсида или через весь торец церкви, разделяющий
святилище от тела церкви и построено из твердого
материалов, таких как камень, металл или дерево, и который часто достигает
(как в России) до самого потолка церкви, таким образом, совершенно
отгораживание жертвенника и святилища от молящегося. Это
имеет три двери: большая царская дверь посередине (так называемая
потому что он ведет прямо к алтарю, на котором царь
царей приносится в жертву), дверь дьякона справа, а дверь
проскомидии (приготовления к Литургии) слева, когда
просмотр сооружения с точки зрения верующего в
тело церкви.
На каждом иконостасе должны стоять две картины или иконы, нет
неважно, насколько смиренны в греческой церкви; изображение нашего Господа на
справа от Царских ворот, а от Богоматери слева.
Но в лучших церквях России, Греции, Турции и Востока
на иконостасе множество картин.
Кроме двух совершенно необходимых картинок весь экран
покрыты ими. У царской двери всегда
Благовещение и часто четыре евангелиста. На друг друга
двери есть св. Михаил и св. Гавриил. За дьяконским
дверь там обычно святой, которому посвящена церковь,
а на противоположном конце либо святой Николай Мирликийский, либо
Святой Иоанн Креститель. Прямо над царскими вратами картина
Тайной вечери, а над ней часто помещается большая картина
(деисус) Господа нашего, сидящего увенчанным на престоле, облеченным в
священнические одежды, как король и первосвященник. На самом верху
иконостас представляет собой большой крест (часто распятие в барельефе),
источник нашего спасения, а по обе стороны от него картины
Богоматери и Святого Иоанна.
Где иконостас очень высокий, как у славянских
национальности, будь то православные или католические, изображения на нем
располагаются ярусами или рядами по всей длине. Те, кто на
нижний наземный ярус уже описан; первый уровень
выше — ряд картин, посвященных главным праздникам
церкви, такие как Рождество, Благовещение, Преображение,
так далее.; над ними ярус с Пророками Старого Закона;
и, наконец, самый верх иконостаса. Эти фотографии
обычно написаны в строгой византийской манере, хотя во многих
русские храмы стали использовать современное искусство; Храм
Спас в Москве является ярким примером. Иконостас в с.
Греческие (эллинские) церкви никогда не были такими возвышенными и полными
картины как в России, так и в других странах. Любопытная форма
украшения икон или картин выросли в России и
встречается и в других частях Востока. Поскольку православный
Церковь не допускала скульптурных фигур внутри
церквей (хотя у них часто есть многочисленные статуи на
снаружи) они имитировали эффект скульптуры на картинах
помещенный на иконостас, который производит несочетаемый эффект
на западный ум. Икона, которую обычно рисуют
дерева, покрыт кроме лица и рук рельефом
серебряные, золотые или жемчужные семена, показывающие все детали и изгибы
драпировка, одежда и ореол: таким образом придавая грубое камеоподобное
эффект вокруг плоско раскрашенного лица и рук иконы.
Иконостас – это действительно восточная разработка в украшении
святое место около христианского алтаря. Первоначально алтарь стоял
простой и суровый как в восточных, так и в латинских обрядах. Но в
западноевропейские церкви и соборы готическая церковь
строители возвели великолепную стену, reredos, сразу за
жертвенник и нагромождение украшений, фигур и резьбы на нем
пока не засиял красотой. На Востоке, однако,
Греки обратили свое внимание на преграду или перегородку, разделяющую
жертвенник и святилище от остальной части церкви и началось
украсить и украсить его и, таким образом, постепенно сделать его выше и
покрыл его изображениями апостолов, пророков и святых.
Таким образом, греческая церковь украсила святое место в
перед алтарем, а не за ним, как в латинских церквях.
В современном виде в храмах византийской (а также
коптский) Обряд иконостаса сравнительно современный, не старше
шестнадцатого или семнадцатого века. Он никогда не использовался в
римские церкви или любую из латинских церквей Запада, и была
неизвестно ранней Церкви. Современный алтарь латинского
Ритуал правильно изображает первобытный барьер, разделяющий
жертвенник от народа. В великих готических соборах хор
можно сказать, что экран или дорожный экран является аналогом
иконостаса, но это ближайший к нему подход в
Западная церковь. Никто из историков или литургических писателей
ранняя или средняя греческая церковь когда-либо упоминала иконостас.
Действительно, сегодня это имя в основном употребляется в русском языке, так как имеет значение
греческой работы не ограничивается только экраном алтаря,
но применяется к любому объекту, поддерживающему изображение. Слово
впервые упоминается в русских летописях в 1528 г. , когда один из них был построен
Макарий, митрополит Новгородский.
В ранних греческих церквях вокруг талии был небольшой барьер.
высокой, а то и ниже, отделяющей алтарь от людей. Это было
по-разному известный как кигклис, решетка, дрипакта, забор, диастила, а
барьер из колонн, в соответствии с тем, как он был
построен. Очень часто изображения святых прикреплялись к
вершины колонн. Когда Юстиниан построил «великий»
церкви св. Софии в Константинополе, он украсил ее двенадцатью
высокие колонны (в память о двенадцати апостолах) для того, чтобы сделать
шлагбаум или алтарь, и над вершинами этих колонн он
поставили архитрав, который проходил во всю ширину святилища.
На этот наличник или перекладину помещали большие диски или щиты.
с изображениями святых, и такое расположение было
называется темплоном (templum), либо из-за придуманного сходства с
фасад старых храмов или как выражение христианской идеи
храма, где поклонялись Богу. Каждая церковь г.
Византийский обряд, в конце концов, подражал «великой» церкви.
открытая темплоновая форма иконостаса стала приниматься среди
церквей Востока, а само название использовалось для обозначения
то, что сейчас является иконостасом.
Прошло много веков, прежде чем появился хоть какой-то подход к
делая твердую перегородку, которую мы находим в греческих церквях
Cегодня. Но постепенно потребность в большем убранстве росла, и
удовлетворить его, картины были размещены по всему иконостасу, а
поэтому он начал принимать несколько нынешнюю форму. После Совета
Флоренции (1438 г.), когда была предпринята последняя соборная попытка воссоединения
церкви потерпели крах, греческое духовенство с большим удовольствием
строят и украшают свою церковь так же мало, как латинские
насколько это было возможно, и с тех пор иконостас принял форму
стеноподобный барьер, который он имеет в настоящее время. Как его нынешняя форма
является лишь вопросом развития церковной архитектуры, подходящей
и приспособленный к греческому обряду, иконостас постоянно
используется как католиками, так и православными.