Икебана из цветов: Икэбана – японское искусство составления цветочных композиций

Икэбана – японское искусство составления цветочных композиций

Икэбана – это старинное искусство составления композиций из цветов и других материалов. При составлении композиций учитывается сезонность и другие элементы эстетики, а также гармония с окружающим пространством. В икэбане существует множество стилей, от современного до традиционного, которые популярны как в Японии, так и за её пределами.

Идеальный баланс

Японское искусство аранжировки цветов «икэбана» или «кадо» (путь цветов), сформировалось в качестве направления искусства в конце 15 века. В настоящее время существует множество современных и традиционных стилей и направлений икэбаны. В отличие от других способов аранжировки цветов, икэбана учитывает баланс между расположением цветов, черешков и других растительных материалов и сосудом, а также окружающим пространством. Композиции икэбаны могут быть крупными, из нескольких элементов, или небольшими.

Икэбана является популярным хобби, а композиции икэбаны украшают банкетные залы, традиционные гостиницы, корпоративные конференц-залы, универмаги, мэрии и другие общественные места.

Икэбана обеспечивает гармонию между различными элементами – сезонными цветами и растениями, сухими ветками, камнями и мхом, искусно размещённом в сосуде из керамики, стекла, бамбука или металла. Красота композиции подчёркивается с помощью крошечных простых деталей.

Все стили аранжировки цветов, кроме икэбаны, используют для фиксации цветов влажные губки (© Pixta)

Кэндзан – тяжёлая металлическая пластинка с шипами для фиксации цветов в икэбане (© Pixta)

Ножницы для резки цветов ханабасами и плитка для фиксации цветов кэндзан – незаменимые инструменты для создания икэбаны (© Pixta)

Икэбана в плоском сосуде (© Pixta)

Истоки икэбаны

Считается, что искусство икэбаны уходит корнями в традицию подношения цветов к буддийскому алтарю, которая появилась в Японии вместе с буддизмом в середине VI века. В эпоху Муромати (1333-1568) вазы с цветами стали использовать для украшения ниши токонома в домах аристократов, построенных в стиле сёин-дзукури, и постепенно цветочные аранжировки превратились в неотъемлемый элемент приёма гостей.

В XVI веке мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591) превратил японскую чайную церемонию в изысканную форму искусства. Это способствовало развитию сопутствующих видов искусства, в том числе тябана (цветы для чайной церемонии). Сэн-но Рикю придавал большое значение использованию природных материалов и подчёркивал, что цветы должны выглядеть так же, как и в природе. «Чайные цветы» тябана, использовавшиеся для украшения чайной комнаты, выражали сезоны года или вкусы гостей, и развитие этого искусства оказало огромное влияние на икэбану.

Цветы для чайной церемонии тябана и свиток какэдзику служат украшением ниши токонома

Развитие искусства икэбаны

В середине XVII века стала развиваться икэбана, не связанная с чайной церемонией. Это способствовало выходу икэбаны на новый уровень. Ведущая старейшая школа икэбаны Икэнобо была основана священником Икэнобо Сэнкэй, жившим в эпоху Муромати и пользовавшимся покровительством аристократов. Его ученик Сэнъо внёс вклад в дальнейшее развитие школы. Он считал, что следует не просто восхищаться красотой цветов, а составлять композиции с увядшими стеблями, изогнутыми ветвями и другими символическими элементами, выражающими величие природы. Писатель Кавабата Ясунари рассказал об этой эстетике в своей речи «Красотой Японии рождённый» во время церемонии награждения Нобелевской премией по литературе в 1968 году.

Аранжировка цветов в стиле морибана использует для фиксации растений плоскую мелкую подставку (© школа икэбаны Охара)

За многовековую историю в икэбане появилось множество стилей. В эпоху Эдо (1603-1868) пользовались популярностью стили рикка и сёка, предполагавшие использование от одного до трёх видов цветов. В наши дни в качестве основных стилей икэбаны следует упомянуть хэйка с пышными букетами в узких вазах, и морибана в широких плоских сосудах суйбан. В качестве акцента в икэбане могут использоваться камни, мох и даже металл.

Икэбана – это не просто искусство аранжировки цветов. Она уделяет большое внимание этикету и манерам, а также процессу обучения. Цель икэбаны – духовное развитие человека и воспитание уважительного отношения к цветам как к живому существу. Желающие овладеть икэбаной на протяжении многих лет изучают теорию и занимаются практикой под руководством опытных учителей.

Композиция в стиле рикка симпутай, составленная 45-м мастером школы Икэнобо Санъэем для церемонии по случаю 50-летней годовщины Агентства по культуре (@Икэнобо Кадокай)

Основные школы икэбаны

Основные школы икэбаны – это Икенобо, Согэцу и Охара. В отличие от школы Икэнобо с 550-летней историей, две другие школы были основаны сравнительно недавно – около сотни лет назад. Школа Согэцу, созданная в 1927 году мастером Тэсигахара Софу, не требует строгого следования правилам и предоставляет возможность для свободного самовыражения. Школа Охара, основанная в XIX веке мастером Ахара Унсин, породила стиль морибана.

Икэнобо

Композиция в стиле рикка симпутай, созданная 45-м мастером Икэнобо Сэнъэй (© Икэнобо Кадокай)

Согэцу

Композиция из японской айвы и тюльпанов, созданная 4-м главой школы Согэцу Тэсигахара Аканэ (©Мэгуму Вада, школа икэбаны Согэцу)

Охара

Композиция морибана школы Охара в сосуде суйбан (© школа Охара)

Классы икэбаны доступны в большинстве японских городов, а многие школы имеют зарубежные отделения. В процессе обучения при переходе на следующий этап можно получать сертификаты, а некоторые ученики со временем сами становятся учителями.

Фотография к заголовку: цветочная композиция Накамуры Фукухиро (© Икэнобо Кадокаи)

основные школы, стили, принципы создания своей композиции


Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.


В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…


Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.


Икебана в стиле морибана


Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.


Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.


Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

  • Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.


    Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле

  • Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.


    Когда все раздражает… составь икебану!

  • Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.


    От такого презента сложно отказаться

  • Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.


    Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан

  • Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.


    Уроки икебаны

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.


Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.


Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

  • небо;
  • человека;
  • землю.

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!


С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.

Объяснение икебаны: руководство по японской аранжировке цветов

Floral Animalia, компания по производству садовой одежды, созданная Розэ Николс, проводит практический семинар в городском саду за своей дизайнерской студией в Лос-Анджелесе.

Heidi Cabrera

Минималистская цветочная композиция, созданная по простым принципам икебаны.

Мы рекомендуем только то, что нам нравится. Если вы покупаете что-то через наш сайт, мы можем получить комиссию.

Дизайнер Розэ Николс обращается за помощью к архитектору и энтузиасту икебаны Рави Гуне Вардене для проведения мастер-класса.

Heidi Cabrera

На первый взгляд, японское искусство икебаны — минималистское, точное и строгое соблюдение правил — настолько пугающее, насколько может быть аранжировка цветов. Его корни можно проследить примерно до 1400 года нашей эры, когда замысловатые подношения были помещены на буддийские алтари. Размещение и выбор сезонных цветов и веток призваны выражать эмоции через растения. Как и в случае с чем-либо с такой богатой культурной историей, вы можете потратить всю жизнь на овладение искусством или целый день, изучая, как сделать достойную копию.

GuneWardena за работой.

Heidi Cabrera

Дизайнер Розэ Николс, создавшая линию прекрасных садовых аксессуаров и одежды под названием Flora Animalia, наняла Рави ГунеВардена, партнера архитектурной фирмы Escher GuneWardena и давнего ученика Икебаны. GuneWardena поделилась шагами по созданию простой аранжировки на семинаре, проходившем в саду за дизайнерской студией Николса в Лос-Анджелесе.

Соберите необходимые инструменты и растительный материал

Убедитесь, что у вас достаточно острые ножницы, чтобы аккуратно срезать стебли и ветки.

Heidi Cabrera

Еще видео с заката

Цветочная «лягушка» с шипами, сильная и достаточно тяжелая, чтобы поддерживать стебли, необходима. То же самое можно сказать о паре машинок для стрижки и мелком судне, достаточно глубоком, чтобы удерживать воду, но не настолько высоком, чтобы оно блокировало устройство. Кувшин с водой и миска для погружения и обрезки стеблей также помогают.

Основы икебаны

Самым простым этапом создания икебаны может быть сбор цветов и веток. Вы можете отрезать что-нибудь из сада или взять букет TJ. Просто убедитесь, что у вас есть три отдельных компонента для формирования аранжировки: Soe , Shin и Hikae . Самый высокий элемент, Shin , должен быть достаточно прочным, чтобы стоять вертикально в центре композиции. Обычно это ветка или цветок с одеревеневшим стеблем.

Shin находится в центре композиции.

Heidi Cabrera

Начало работы

Поместите лягушку в сосуд и наполните ее водой, пока она не достигнет середины зубцов.

Выберите самый высокий элемент, Shin , и обрежьте конец его стержня, пока он погружен в миску с водой. Shin должен быть примерно в два раза больше сосуда, то есть в два раза больше его диаметра. Если ваш сосуд имеет диаметр 10 дюймов, обрежьте голень так, чтобы получилось около 20 дюймов. Поместите голень в центр крестовины и закрепите ее в острых зубцах.

Следующим идет Soe , наклоненный на 45 градусов влево.

Хайди Кабрера

Второй элемент Soe должен составлять 2/3 высоты Shin . А Hikae , третий элемент, вдвое меньше Soe . Для упрощения: если Shin имеет размер 21 дюйм, Soe должен быть 14 дюймов, а Hikae — 7 дюймов. Вы также можете поместить несколько небольших стеблей и цветов вокруг основания в качестве наполнителя, который используется экономно.

Шина должна быть вставлена ​​прямо, а затем сдвинута на 15 градусов влево. Далее идет Soe , который вставлен прямо и отрегулирован так, чтобы он наклонялся на 45 градусов влево. Последним идет Hikae , который выходит из-под контроля. Он вставлен спереди справа от стрелки и наклонен на 75 градусов вправо.

Третий элемент, Hikae , выступает вправо на 75 градусов.

Heidi Cabrera

Требуется немного терпения (может быть похоже на Дженгу с цветами, если баланс не правильный). Но практика — примерно 600 лет практики — приводит к совершенству. Между тем, достаточно хорошее может быть и красивым.

Готовый продукт — упражнение в терпении, равновесии и сдержанности.

Хайди Кабрера

How To Ikebana — японское искусство аранжировки цветов

Одиночный стебель никогда не умирает – гласит послание японской флористической философии икебаны. Это не новая концепция. Отнюдь не. На самом деле, японские синтоистские священники — местная религия Японии — веками предлагали вечнозеленые ветки духам, чтобы попытаться запечатлеть природную красоту. Затем, когда в шестом веке пришел буддизм, буддийские монахи превратили эти синтоистские подношения в прекрасные композиции: так родилось искусство икебаны.

Хирозуми Сумиёси, Рикка, ок. 1700. Изображение с Wikimedia Commons

Икебана («живые цветы») — японское искусство аранжировки цветов. Он также известен как Кадо («путь цветов»). Традиция восходит к 7 веку, когда к алтарям приносили цветы. Позже их поместили в токонома (нишу) дома. В отличие от западных привычек небрежно ставить цветы в вазу, икебана направлена ​​на выявление внутренних качеств цветов и других живых материалов в рамках определенных правил построения и, в конечном счете, на выражение эмоций.

Цветная диаграмма № 15 работ сёка, выполненная 40-м директором школы Икенобо Сендзё, из Сока Хякки, 1820 г. Изображение с Викисклада.

Его материалы — живые ветки, листья, травы и цветы. Его сердцевиной является красота, возникающая в результате сочетания цветов, естественных форм, изящных линий и смысла, скрытого в общей форме аранжировки. Это дисциплинированная форма искусства, в которой аранжировка представляет собой живое существо, в котором природа и человечество объединены. Он пропитан философией развития близости с природой.

«Счастье — это держать цветы в обеих руках».

– Японская пословица

Икебана – способ расположения цветов в соответствии с древними принципами. Ветви и цветы расположены под определенными углами, чтобы представить тен (небо), чи (земля) и цзинь (человек). То, как они расположены, олицетворяет силу, нежность и эфемерность живых цветов. Как ни странно, слово икебана происходит от «икуру » — жить и « хана » — цветы: буквально «живые цветы».

Если вы когда-нибудь занимались флористикой или ставили цветы в вазу, то легко поймете почему. Акт созерцания цветка, восхищение его формой, формой и цветом. Потом решили поставить его просто так в вазу. Это искусство, которое восстанавливает наше чувство внутренней гармонии. Своего рода прекрасная смесь терапии и медитации. Любой может икебану. Речь идет о том, чтобы доверять своей интуиции и создавать что-то в соответствии с тем, как вы себя чувствуете в данный момент. Нет правильного или неправильного. Это ваше самовыражение!

«Вся вселенная заключена в одном цветке».
– Тоширо Кавасэ, ведущий современный мастер икебаны Японии

Многие инструменты, необходимые для икебаны, покажутся вам знакомыми: острые ножницы для обрезки стеблей, контейнеры различной формы – от цилиндрических ваз до неглубоких тарелок, и что-то под названием  кензан  это своего рода тяжелая свинцовая подушечка для булавок, к которой крепятся стебли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *