Гжель цветная роспись: Купить товары из фарфора в авторской Гжельской росписи

Содержание

Гжель: от истоков до современности

19.02.2022

Гжель — один из самых знаменитых и любимых в России видов народной росписи по фарфору. Если вы ещё не знаете, как он зародился и развивался, читайте нашу статью. Мы расскажем увлекательные подробности об отечественном промысле и познакомим с изделиями, которые вы сразу сможете приобрести. Оставайтесь, будет интересно!


  • История возникновения гжели
  • Развитие гжельского ремесла
  • Процесс создания изделий
  • Виды гжельской росписи
  • Техника росписи
  • Примеры изделий в технике гжель

История возникновения гжели

Промысел берёт своё начало и название из деревни Гжель, в Гжельской волости недалеко от Москвы. Зарождение промысла принято отсчитывать с 1339 года — именно этим годом датируются письменные издания, в которых упоминается гжель. Из духовной грамоты Ивана Калиты известно, что Гжель была прибыльной волостью, жители которой занимались ремёслами. Однако, возможно, этот промысел зародился раньше. Историки считают, что жители деревни активно занимались ремёслами ещё в XI веке.

Деревня Гжель издавна славилась месторождениями глины. Уже с середины XVII века там добывали разные сорта. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором просил прислать глину для аптекарских и алхимических сосудов. Сырьё стали вывозить из деревни Гжель, но несмотря на это, ремесло по-прежнему продолжало развиваться и совершенствоваться.

Основными изделиями, которые создавали из глины в то время, были гончарные трубы, кирпичи, посуда и игрушки. В XVIII веке глиняные игрушки оказались на пике популярности. Согласно оценке некоторых источников, в год их изготавливалось несколько сотен тысяч. Волость неплохо зарабатывала, поставляя готовые шедевры в Москву.

Производство глиняных изделий постепенно росло, стали появляться первые заводы по изготовлению посуды. В начале XIX века в деревне Володино братья Куликовы разработали состав фаянсовой массы и открыли первый фарфоровый завод. Они были единственными производителями фаянсовой керамики, поскольку технику изготовления хранили в тайне. Пока однажды материалы не были украдены. Воры раскрыли секрет изготовления фаянса и использовали его — в 1812 году уже насчитывалось 25 похожих заводов.

Время шло, мастера оттачивали и совершенствовали работу и в 1829 году начали производить изделия из фарфора в той форме, которую мы привыкли видеть сейчас: лаконичные, изящные, на первый взгляд очень нежные, но при этом устойчивые к воде и газу.

Изделия получались белого цвета. Сначала их оставляли чистыми, но позже мастера стали расписывать поверхность разноцветными красками. Так и появилась роспись по фарфору — гжель, а её родоначальниками принято считать братьев Куликовых.

Развитие гжельского ремесла

До XIX века гжельские изделия напоминали современную майолику, были такими же разноцветными. Однако в XIX веке из Азии пришла мода на кобальт и бело-синих изделий становилось всё больше.

К концу XIX века гжельское производство пришло в упадок в связи с промышленным кризисом страны и возобновилось только спустя век. После революции почти все заводы в Гжели остановили свою работу и изделия из керамики изготавливали только кустарные мастера. В начале XX века купцы Кузнецовы, уроженцы деревни Гжель, предприняли попытку возродить промысел. Тогда гжельские изделия даже стали активно экспортироваться в другие страны. Но особой популярности они не получили.

С 1945 года начинается новый этап в развитии этого ремесла. В середине XX века мастера стали собираться в добровольные объединения и расписывать белый фарфор только синей краской. Так кобальт укоренился и стал отличительной чертой гжели. В это же время один из гжельских мастеров — Салтыков А. Б. — утвердил технику мазков для гжельской росписи.

С 1960 года гжельская керамика стала участвовать в зарубежных выставках и получать награды и, как следствие, приобретать всемирную известность. Сбыт изделий налаживался.

На сегодняшний день деревня Гжель — культурный центр этого промысла. Она объединяет художников, мастеров и учеников, влюблённых в гжельское ремесло. Там же, в Раменском районе Московской области, находится Гжельский государственный университет, где учатся будущие мастера, преемники продвижения этого промысла. Работы опытных умельцев и студентов этого университета вы можете увидеть на нашем сайте.

Смотреть изделия с гжелью

Процесс создания изделий

Гжельские изделия всегда изготавливаются вручную, будь то частная мастерская или огромный завод.

Процесс создания состоит из нескольких этапов.

  1. Форму изделия выливают из высококачественной смеси фарфора.
  2. Полученную заготовку обжигают в печи.
  3. Высохшую форму расписывают красками.
  4. Покрывают поверхность подготовленной смесью глазури.
  5. Повторно обжигают изделие в печи, чтобы сохранить рисунок и сделать материал долговечным.

Виды гжельской росписи

Существуют две разновидности гжели:

  • цветная,
  • синяя.

Изначально гжель была разноцветной, но в XIX веке из Азии пришла мода на использование кобальта. Благодаря ему к середине XX века в нашей стране основными оттенками гжели стали синий на белом. Кобальт входил в основу синей краски и придавал готовому изделию насыщенный и стойкий цвет. Особенность такого покрытия в том, что оно долговечно. Даже сейчас трудно отличить изделия тех времен и предметы, изготовленные сегодня.

В настоящее время сувениры и посуду расписываются как цветными, так и синими красками, ведь гжель — это не просто сине-белые изделия, а техника изготовления и росписи по фарфору.

Примеры цветной росписи

Интересный факт

Мастера различают 20 оттенков синего на фарфоре. Каким будет цвет зависит от того, как художник положит мазок.

Техника росписи

Синий рисунок выполняется одной краской — кобальтом, который приобретает синий цвет после термообработки. Мастера разбавляют вещество водой, наносят узоры мазками, линиями, а в орнамент добавляют растительные мотивы. Профессионалы выводят рисунок на поверхность точно и быстро.

Выделяется несколько мотивов гжельской росписи.

  • Сюжеты: сельские сцены, времена года, пейзажи.
  • Орнамент: сетки, камельки, гребёнки.
  • Животный мир: в этой категории популярнее всего птицы.
  • Растения: цветы, ягоды, ветки.

Самый популярный рисунок — роза. Её форма доводилась до совершенства столетиями: тугой бутон из тёмных лепестков и голубые ажурные раскинутые лепестки. Роза получила название «агашка», от распространённого тогда в гжельской местности имени Агафья.

Примеры изделий в технике гжель

Из фарфора в технике гжель сегодня изготавливают огромное количество предметов.

Посуда

Гжельская посуда прекрасно смотрится на столе как сервизом, так и в комбинациях с другой современной посудой и предметами интерьера.

Смотреть посуду с гжелью

Интерьерный декор

Большой популярностью пользуются различные предметы интерьера — шкатулки, копилки, подсвечники и другой декор.

Смотреть интерьерный декор с гжелью

Сувениры

Также гжель славится своими сувенирными игрушками-фигурками.

Смотреть фигурки с гжелью

Гжель — старинный промысел нашей страны, однако он сохранил свою популярность и по сей день. Гжельские изделия эксклюзивны. Если вы купили одну тарелочку, то знайте, второй такой не найти. Ведь вручную создаются только уникальные вещи. Убедиться в этом вы можете, заказав легендарную гжельскую керамику в нашем каталоге.

Посуда
Сувениры
Интерьер

Все новости

в

Цветная эпоха фарфора — НХП

— Глухой кобальт, надглазурная гжель, лубочная гжель — помимо привычной бело-голубой гжели существуют и другие, менее известные разновидности этой росписи.

Расскажите, какой гжелью занимаются мастера ГФЗ?

— Цветной росписью в Гжели занимаются давно. Исторически она всегда была доминирующей. В XVIII — XIX веках майолику, фаянс и фарфор в Гжельском регионе расписывали именно цветными красками. На роспись кобальтом приходилась совсем незначительная часть, и было это связано с петровской модой на всё голландское. С XVIII века до середины ХХ фарфор в Гжели расписывали только надглазурными цветными красками, обжигали при температуре 850 С и добавляли золотой декор.

Кобальтовая роспись становится визитной карточкой региона только с 1946 года, когда от технического фарфора, производимого для военных нужд, перешли к бытовому и стали расписывать его кобальтом. Так было дешевле и быстрее. Цветная надглазурная роспись тоже продолжала существовать, но в значительно меньших объемах. Так, постепенно за гжелью закрепился имидж исключительно бело-синего, расписанного кобальтом фарфора.

— Как давно ГФЗ занимается возрождением цветной гжели?

— Новая «цветная» эпоха началась в регионе в начале 2000-х годов. Для изготовления фарфора в подглазурной цветной росписи нужны краски особой рецептуры, изменения в технологии производства, высокотемпературный обжиг при 1350 С. Мы много экспериментировали, улучшали рецептуру красок, были в чём-то первопроходцами ещё до моего прихода на АО «ГФЗ». Очень пригодились знания, которые я получил, работая до этого в Германии.

С тех пор технология усовершенствовалась, укрепилась. Теперь это одно из любимейших наших направлений, опирающееся на старые докобальтовые традиции Гжели.

В 2017 году мы с художницей Юлианой Косихиной, которая активно участвовала в возрождении традиции цветной подглазурной росписи, пришли работать на АО «ГФЗ». И стали активно внедрять наши вновь открытые техники на производстве, обучили приёмам цветной росписи других художников. Так в XXI веке в Гжели началось серийное производство цветного фарфора.

— Художники используют старинные сюжеты росписей или создают собственные орнаменты и персонажей, сохраняя при этом технику?

— Сюжеты очень разнообразные. Многие наши покупатели — поклонники так называемой «традиционной» гжели, кобальтовых роз и цветов. Но мы-то с вами знаем, что на самом деле традиция гораздо шире и разнообразнее. Более того, как любой народный промысел (ключевое слово — народный), гжель очень подвержена изменениям, поискам новых форм и сюжетов. В каждом историческом периоде она отвечает на современный этому периоду запрос. Мы также идём в ногу со временем. Нам важно, чтобы консервативные покупатели всегда имели возможность приобрести свою любимую розу. Но хочется и выходить за рамки предложенного историей сюжета.

Художники создают и пишут новые орнаменты с цветами, ягодами, овощами и фруктами как для кобальтовых, так и для цветных изделий. Есть художники, увлечённые темой русский сказок, басен. Они пишут сложные сюжетные, я бы даже сказал, «полотна».

В своём творчестве мы обращаемся и к стилизованной «лубочной» тематике. Но всё это в любом случае проходит через «фильтр» авторского восприятия.

— Чем отличается техника работы с цветной гжелью и привычной бело-голубой?

— Фарфор с кобальтовой (бело-голубой) росписью обжигается при температуре 1350 С. Именно высокая температура делает кобальт из серого синим.

Цветная надглазурная роспись с золотым пестрением предполагает низкотемпературный обжиг при 850 С. Краски наносятся в несколько слоёв, неоднократно обжигаются.

А работа с цветными подглазурными красками гораздо сложнее. Тут и высокая (1350 С) температура в печи, и работа с несколькими палитрами одновременно, и особая рецептура красок! На заводе мы такие краски изготавливаем сами.

— Какие новые проекты запускает ГФЗ?

— Во-первых, это, конечно, сезонные коллекции. С конца лета творческая группа художников завода разрабатывает продолжение новогодней коллекции.

Во-вторых, мы активно занимаемся темой спортивных традиций с выпуском ретро изделий по проекту «Олимпийский резерв».

Третий важный проект — производство изделий, которые могут помочь улучшить экологическую ситуацию. Тему защиты окружающей среды мы считаем очень важной.

— Как фарфор может помочь экологии?

— Экологические свойства фарфора таковы, что он сам является частью геологии и минералогии самой планеты Земля. Все компоненты взяты из недр земли и возвращаются туда же через тысячелетия…

При использовании человеком фарфор нейтрален и по химическому составу, и по физическим свойствам. Это идеальный zero-waste (как сейчас говорят) продукт.

Во многом поэтому наши новые кофейные стаканы для кофе с собой пользуются таким спросом! Люди постепенно становятся всё более осознанными в своём потреблении, хотят производить меньше бытовых отходов.

В больших городах кофе с собой очень популярен. Все пользуются одноразовыми картонными стаканчиками и после 10 минут выбрасывают их в урну. Кажется, ну и что, он же картонный? А на самом деле внутри он покрыт тонкой пленкой пластика. И разлагаться будет лет 500. Не лучше ли иметь всегда при себе свой собственный стаканчик из фарфора, многоразовый, красивый? И прекратить просто так создавать картонно-пластиковый мусор.

— Кто был инициатором новой коллекции и как проходила работа над ней?

— Идея пришла от наших учредителей. Они пьют кофе каждый день, часто набегу. И проблему с одноразовыми стаканами видят хорошо. Вот так по их заданию мы разработали новый для нас продукт и запустили в производство. И получили фурор! Ведь и роспись на каждом стаканчике уникальная, и мы постоянно дополняем коллекцию новыми мотивами. Сейчас у нас уже 32 вида росписи (и кобальт, и цветные краски).

Летом все покупали и заказывали стаканы в цветных незабудках Юлианы Косихиной, сейчас моментально раскупаются стаканы с кобальтовыми берёзками и домиками в снегу Ирины Антроповой.

Люди покупают себе, дарят близким, собирают совместно коллекции. Экологичность дополнилась важными элементами, превратившись в увлекательное действо. А мы осознаем, что за счёт развития нашей экологичной линейки, снижается спрос на одноразовые вещи.

— Как завод планирует развивать экологичное направление?

— Мне пока не хотелось бы открывать все карты. Но мы присматриваемся сразу к нескольким сферам использования одноразового пластика, которые также вызывают обеспокоенность у экологов. Давайте немного подождём. Уверяю вас, хорошие новости не заставят себя долго ждать.

Цветная роспись, Масляные банки, Банки, Сервировка стола, Подглазурная цветная роспись

перейти к содержанию

Доступные фильтры

Авторская картина (230)
Часы, вазы (37)
Цветная живопись (321)
Чашки, кружки, стаканы (45)
Глухой Кобальт (118)
Дизайнерские товары (32)
Подарки к праздникам (111)
Домашний текстиль (36)
Предметы интерьера (64)
Предметы интерьера (23)
Предметы интерьера (27)
Предметы интерьера (24)
Ирина Антропова (61)
Юлиана Кошихина (33)
Чайники, сахарницы (40)
Пейзажи, сюжеты, архитектура (58)
Лариса Сорокина (38)
Наталья Кустарева (40)
НОВЫЙ ГОД (25)
НОВЫЙ ГОД 2021 (32)
Масленки, бидоны (40)
Надглазурная роспись (190)
Растительные орнаменты (687)
Тарелки, блюдца (34)
Салатники, блюда (76)
Самовары, штофы, стаканы (49)
Скульптура (38)
Скульптуры (80)
Сергей Сысоев (27)
Розетки, конфетницы (25)
Сувениры (119)
Сувениры (50)
Сувениры, игрушки (38)
Сервировка стола (197)
Сервировка стола (63)
Сервировка стола (31)
Группа посуды (67)
Группа посуды (307)
Группа посуды (32)
Группа посуды (93)
Чайные пары (48)
Чайные пары, чашки (29)
Текстиль (37)
Подглазурная цветная роспись (131)
Вазы, кувшины (42)

Фильтр

Показано 1–21 из 321 результатов

Сортировать по популярностиСортировать по среднему рейтингуСортировать по последнимСортировать по цене: от низкой к высокойСортировать по цене: от высокой к низкой

  • Сырница Горка «Брусника»

    $5. 050,00 В корзину

  • Скульптура Лошадка-качалка в цвете

    2 730,00 $ В корзину

  • Тарелка столовая 28 см «Клевер» Обеденная

    15 470,00 $ В корзину

  • Тортница Элегия «Пышные цветы»

    8 440,00 $ Добавить в корзину

  • Чайная пара Чародейка «Дивные цветы»

    5.020,00 $ В корзину

  • Десертная тарелка Дуб в цвете Титова

    2,140,00 $ В корзину

  • Кувшин Вдохновение в картине «Фрукты» Устюхиной

    7.980,00 $ В корзину

  • Ваза для цветов Идиллия в картине «Нежность» Ларисы Сорокиной

    6 780,00 $ Добавить в корзину

  • Чайник Пышка на картине «Нежность» Сорокиной

    4 620,00 $ В корзину

  • Булатный бык на картине Сорокиной «Нежность»

    14 400,00 $ В корзину

  • Подарочный чайник малый в картине «Цветная бязь» Подарок

    2. 630,00 $ В корзину

  • Супница «Грушенька Фруктовая» Елена Устюхина

    24 980,00 $ Добавить в корзину

  • Чайник Вдохновение во фруктах картина Елены Устюхиной

    7.680,00 $ В корзину

  • Блинница Все для кота Масленица в фруктовой живописи

    23.000,00 $ В корзину

  • Яичная тарелка в авторской росписи Устюхиной

    6.050,00 $ В корзину

  • Яичная тарелка в авторской росписи Устюхиной

    $6.050,00 Добавить в корзину

  • Яичная тарелка «Нежность» Сорокина

    6.050,00 $ В корзину

  • Тарелка закусочная Дуб (диаметр 240 мм) Анютины глазки

    9.310,00 $ В корзину

  • Чайная пара Ольга в авторской картине Сорокиной

    4 620,00 $ В корзину

  • Тарелка 175 мм «Анютины глазки» Пирожков

    7 300,00 $ Добавить в корзину

  • Тарелка 175 мм «Крыжовник» Пирожков

    7 300,00 $ В корзину

Народная гжельская роспись из России в голубых тонах Векторное изображение

Народная гжельская роспись из России в голубых тонах Векторное изображение

    org/BreadcrumbList»>

  1. лицензионные векторы

  2. Гжель Векторы

ЛицензияПодробнее

Стандарт
Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях.

Расширенный
Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный / редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменять
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по запросу
Способы купитьСравнить

Плата за изображение
$ 14,99

Кредиты
$ 1,00

Подписка
$ 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены $ $ .

Оплата с помощью Цена изображения

Плата за изображение

$ 14,99

Одноразовый платеж

Предоплаченные кредиты

$ 1

Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.

План подписки

От 69 центов

Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.

Способы купитьСравнить

Плата за изображение
$ 39,99

Кредиты
$ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий. Цены $ $ .

Оплата с помощью Стоимость изображения

Плата за изображение

$ 39,99

Оплата разовая, регистрация не требуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 ООО "Аркада". Все права защищены.