Ар-деко в творчестве Фрэнка Ллойда Райта 1910-1920-х
0
8 июня 1867 родился великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Слава его стиля давно перешагнула круг научных публикаций и даже в России переросла в настоящую народную любовь к «дому в стиле Райта». Кто не видел под Москвой или даже не проектировал сам особняки в таком стиле? Однако почти никто из нас не видел этих его домов в натуре. Все они, разбросанные в километрах от центра Чикаго и пережившие уже столетие со дня своего возведения, образуют круг построек, объединенных волей этого гениального мастера, которому буквально с нуля удалось создать свой собственный, радикальный стиль. И именно с биографии Райта, как кажется, списан ставший каноничным образ архитектора-новатора, рисующего все – от дверной ручки до небоскреба. Однако была ли архитектурная карьера Райта счастливой?
Выстроив в общей сложности более 350 особняков, Райт оказался зажат в рамки выбранного им самим жанра – загородного дома, свободно распластанного по территории, одновременно и «укорененного в земле», и потустороннего, левитирующего. Как кажется, дома Райта всегда решены невысокими этажами с сильно вынесенными карнизами, аккуратно нарисованными редкими деталями и изысканными витражами. Но что это было, проявление роскоши или экономии? В контексте возведения в Нью-Йорке и Чикаго десятков богато украшенных высотных зданий 1900-30-х – скорее второе.
Известные нам сегодня как «дома в стиле Райта», особняки эти были, в значительной мере, продиктованы японской культурой, знакомство с которой состоялось еще на Всемирной выставке в Чикаго (1893). Именно там выполненный в традиционном стиле японский павильон поразил воображение молодого архитектора – и жесткой геометрией форм, и контрастным сочетанием цветов. Райт увидел в этом не экзотику, но стиль будущего. [1] Не получив классического архитектурного образования, Райт первые годы работал в мастерской Луиса Салливена. Однако соприкосновение этих двух гениев – фигура Салливена заслуживает отдельного повествования – дало искру. Они не могли работать вместе, один родившийся с циркулем руке, другой – с угольником. Все, что у Салливена было нарисовано криволинейно, уРайта получилось ортогонально.[2] И потому, начиная с дома Уинслоу в Оак парке (1893), Райт ищет путь к самостоятельной архитектурной работе.[3]
Дом Уинслоу, Ф.Л. Райт, 1893
Bilyan Belchev / CC BY-SA 4.0
Роби хаус в Чикаго Ф.Л. Райт 1908
Lykantrop / free use
Подчеркнем, в 1900-е годы Райт закладывает основы и авангарда, и ар-деко. Собственно, как пионера ар-деко можно рассматривать и его «учителя» Салливена.[4] Оба они, такие разные, стали основоположниками этого нового стиля. И только через много лет американские архитекторы, наконец, «увидят» и оценят революционную красоту и новацию работ Салливена и Райта.[5] Удаленные окраины Чикаго и малые соседние городки известны теперь только благодаря этим постройкам. В Чикаго автору этих строк посчастливилось увидеть лишь две постройки великого мастера – это знаменитый особняк Роби хаус (1908) и монументальную церковь Юнити темпл (1906), выстроенную Райтом в Оак парке. Но и этого было достаточно, чтобы оценить мощную силу этого сложного, новаторского искусства.
Роби хаус в Чикаго Ф.Л. Райт 1908
Фотография: Андрей Бархин
Вестибюль станции метро «Сокольники», 1935
Фотография: 1935 / Pastvu
Роби хаус, скромный по размерам особняк, стал известнейшим примером американского авангарда и т.н. «стиля прерий».[6] Однако он стал объединением самых разных эстетических идей – его интерьеры стали воплощением ориентализма, а горизонтали карнизов, как представляется, уже предвещают эстетику стримлайна, одного из течений в архитектуре и дизайне 1920-30-х. Редким в СССР подражанием стилю чикагского мастера стал наземный вестибюль станции метро «Сокольники» (1935). На это указывают и общие пропорции, и упрощенные профиля, а также окна и цоколя, увенчанные характерными вазами. Косвенное влияние Райта ощущается вработах Э. Мендельсона и О. Перре.[7] Отметим, что в архитектуре примеры «ребристого стиля» и стримлайна возникают на 10-20 лет раньше аналогичных форм в автомобильном дизайне.
Роби хаус в Чикаго, Ф.Л. Райт, 1908
Фотография: Андрей Бархин
Наиболее заметное влияние стиль Райта оказал на становление архитектуры амстердамской школы.[8] Ратуша в Хильверсуме (В. Дудок, 1928) предстает крупнейшим образцом европейского авангарда, но его формы почти дословно цитируют чикагский первоисточник. В Хильверсуме перед зрителем предстает укрупненный до размеров ратуши образ Роби хауса, сохранивший все детали прототипа – монументальные подоконные тумбы, горизонтали карнизов и клетчатые полоски заглубленных окон. Печная труба вросшего в землю особняка превратилась в колокольню, парящую над водоемом.
Ратуша в Хильверсуме, В. Дудок, 1928
Фотография: Андрей Бархин
Ратуша в Хильверсуме, В. Дудок, 1928
Фотография: Андрей Бархин
Юнититемпл в Оак парке, Чикаго, Ф.Л. Райт, 1906
Фотография: Андрей Бархин
В архитектуре Юнити темпл очевидно и увлечение Райта японской культурой (особенно, как и в Роби хаус, в интерьере), и открытие мастером новых стилевых форм – фантазийной геометризации ар-деко и абстракции авангарда.[9] Причем пластика этой церкви сочетает в себе и неоархаические, ацтекские образы, и технократические, машинные. Юнити темпл – это редчайший, реализованный образец из целой серии проектов Райта, созданных в формах раннего ар-деко в 1900-10-е. Но даже один этот памятник говорит о его создателе, как о великом мастере, проложившем новый путь, по которому можно было бы совершать все новые шаги.
Юнититемпл в Оак парке, Чикаго, Ф.Л. Райт, 1906
Фотография: Андрей Бархин
Синагога в Амстердаме, Г. Элте, 1927
Фотография: Андрей Бархин
ПроектКолл пресс билдинг, Сан Франциско, Ф.Л. Райт, 1912
Слева: Фрэнк Ллойд Райт рядом с макетом проекта в Сан-Франциско / фотография Bill Ray. Справа: ПроектКолл пресс билдинг, проект, Ф.Л. Райт, 1912
Период 1910-1920-х стал для Европы и США эпохой обмена архитектурными новациями, и после выставки 1925 года в Париже мода на новый стиль, ар-деко уже полновластно захватит города Америки. Однако еще в 1910 г. в Берлине выходит двухтомное издание проектов и построек Ф. Л. Райта, и оно оказало значительное влияние на развитие в Европе и авангарда, иар-деко. Ответом Юнити Темпл стали, выстроенные в Амстердаме и повторяющие ее формы, здания – Синагоги (Г. Элте, 1927) и Иерусалимской церкви (Ф. Б. Янтсен, 1929).
Холлихок хаус в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1919-22
Teemu008 from Palatine, Illinois / CC BY-SA 2.0
В эстетике раннего ар-деко Ф. Л. Райт был готов создавать не только особняки. Одним из первых примеров «ребристого стиля» мог бы стать небоскреб Колл билдинг, спроектированный для Сан Франциско в 1912 г.. Шедевром мастера стал проект высотного здания Нэшнл Лайф Иншуранс билдинг для Чикаго (1924). Однако сообщество архитекторов и заказчиков в те годы фактически отвергло мастера. Райта не воспринимали, как архитектора годного для работы с высотными зданиями. И это в 1920-е, то есть годы массового строительства высотных зданий и расцвета их стиля – ар-деко.
Еннис хаус в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1924
Mike Dillon / CC BY-SA 3.0
«Дом над водопадом», Ф.Л. Райт, 1936
Фотография: Carol M. Highsmith / Библиотека Когресса США / public domain
В те годы Райт работает в Японии, а затем в Лос-Анджелесе, где возводит великолепную серию частных вилл, особняков.[10] Это Холлихок хаус (1919-1922), Миллард хаус (1923), Сторер хаус (1923), Фриман хаус (1923), Еннис хаус (1924), выстроенные из бетона в архитектуре т.н. «текстильных блоков».[11] И их пластика воплотила в себе парадоксальный синтез неоархаических и технократических мотивов, однако это дало здесь сильнейший художественный результат. Таким образом, эволюция стиля Ф. Л. Райта в 1910-20-е состояла в усложнении архитектурной декорации и приближении к эстетике ар-деко.
Творчество Райта было крайне разнообразно, это было последовательное движение от одной концепции к другой – от «стиля прерий» к «текстильным блокам» и «юсоновским домам». [12] Однако если на рубеже 1900-10х работы мастера действительно опередили время – и по архитектурной графике, и по пластике и композиции объемов, то на рубеже 1920-30-х, когда архитектура ар-деко достигла своего расцвета, Райт оказался не востребован.[13] Более того, в то время как на рубеже 1910-20-х в работах мастера заметно некое сближение фантазийно-геометризованной пластики его особняков с откровенной неоархаической, мезоамериканской стилизацией, в Европе и СССР уже зарождается эстетика авангарда.[14] И в 1920-30-е гг. архитектура Райта, парадоксальным образом, оказалась уже не актуальна ни в возводимых в классике столицах – Вашингтоне и Москве, ни в творческих лабораториях ВХУТЕМАСа и Баухауза.[15]
Наиболее радикальным жестом в творчестве Райта 1920-30-х стал знаменитый «Дом над водопадом» (1936). Это был, по выражению мастера, образец т.н. «органической архитектуры».[16] Подобная терминология сперва может несколько сбить столку, ведь железобетонные консоли «Дома над водопадом» столь же «органичны» в пропитанном влагой лесу Пенсильвании, как и неоклассические портики. Однако принципы «органической архитектуры», «organic architecture» Ф. Л. Райта были эволюцией идей Луиса Салливена (1856-1924), его тезиса «Форма следует функции». Несмотря на разногласия, Райт навсегда сохранил уважение к своему старшему коллеге, называя его «Lieber Meister», «Дорогой учитель».[17]
«Дом над водопадом» стал манифестом авангардной абстракции. Не многие, кто бывал в США, видел этот объект.[18] Расположенный в сотнях километров от Нью-Йорка и Чикаго, и затерявшийся в лесах под Питтсбургом, он остается одним из самых труднодоступных и притягательных для поклонников наследия Райта. Однако созданный во второй половине 1930-х, то есть спустя годы после расцвета советского авангарда этот памятник кажется запоздалым откликом на новации Европы и СССР.[19]
По удивительной симметрии истории, американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) и советский архитектор И. В. Жолтовский (1867-1959) прошли свой жизненный путь в одни годы.[20] Такие разные – Жолтовский проработавший больше 30 лет на государство и осуществивший в Москве десяток неоренессансных зданий, и Райт, новатор, работавший исключительно для частного заказчика. В этой параллели, как кажется, нет ничего общего кроме сходства цифр, дат рождения и смерти. Однако в этом видится характерная иллюстрация двух творческих стратегий – одни сочиняют язык, другие на нем умело говорят. В. А. Моцарт был рожден создавать новую гармонию, С. Т. Рихтер – эту гармонию исполнять. И творчество Фрэнка Ллойда Райта с блеском демонстрирует нам торжество первого принципа.
Материал подготовлен для Архи.ру и Isolationmag.ru
[1] В 1905 г. Райт предпринимает путешествие в Японию (первое из целой серии) и начинает коллекционировать японские гравюры. В 1919-23 он проектирует в Токио отель «Империал» (не сохр.) и виллу Т. Ямамура (1918-1924).
[2] Архитектурная фирма «Адлер и Салливен» была на рубеже 1880-1890-х среди лидеров в строительстве первых небоскребов. Однако сотрудничество Данкмара Адлера и Луиса Салливена было прервано крахом на биржах в 1893 г. и последовавшей за этим экономической депрессией. В том же году фирму покидает и Ф. Л. Райт. Формальным поводом для увольнения Райта была его работа над частными заказами на стороне. После разрыва отношений Салливен и Райт не разговаривали 12 лет.
[3] В 1893 г. Райт начинает свою самостоятельную архитектурную практику. К ранее возведенному в Оак парке своему дому (1889), он пристраивает мастерскую.
[4] Отметим, что тезис Салливена «Форма должна соответствовать функции» учитель и ученик понимали совершенно по-разному. Салливен понимал под «соответствием» предельно усложненную флористичную пластику, Райт – фантазийно-геометризованный, упрощенный декор и даже аскезу.
[5] Отметим, что архитекторы ар-деко 1920-30-х были уже увлечены идеей аутентичного воспроизведения архаических мотивов. И в то же время они восприняли и были готовы применять приемы фантазийной геометризации Райта.
[6] По проекту основным этажом был второй (с гостиной и столовой). Это стало реализацией задачи, поставленной заказчиком, Фредериком Роби – «видеть своих соседей, не будучи увиденным».
[7] Выстроенный в середине 1930-х, Даниловский универмаг (Г.К. Олтаржевский, 1936) стал одним из самых интересных и ярких примеров стиля стримлайн в Москве, и в тоже время, это был ответ Мосс хаус в Берлине, 1923. Грандиозное здание Наркомзема (А. В. Щусев, 1933), решенное горизонталями карнизов и рамок стало ответом и Э. Мендельсону (универмаг Шокен в Штутгарте, 1928, не сохр.), и Дж. Терраньи (дому Новокомум в Комо, 1928).
[8] Подробнее о раннем ар-деко Амстердама см. статью автора https://archi.ru/lib/publication.html?id=1850570051&fl=5&sl=1
[9] В подобном стиле было решены Ларкин билдинг в Буффало (1904, не сохр.), Бок хаус в Милуоки (1916) и Холлихок хаус в Лос-Анджелесе (1919-1922).
[10]Этим событиям в судьбе архитектора предшествовала непоправимая трагедия. 15 августа 1914 году Дж. Карлтон, работавший у Райта слугой, сжигает виллу Талиесин и убивает всех сотрудников мастерской и домочадцев, в том числе возлюбленную мастера Марту Бортвик-Чини. В тот день Райт был по работе в Чикаго.
[11] Первыми объектами с т.н. текстильными блоками были – Мидвей Гарденс (Чикаго, 1914, не сохр.) и складские помещения А. Д. Германа (Ричленд Сентр, 1915).
[12] Райт стремился находить все новые источники вдохновения и архитектурные приемы, «не подражая даже самому себе». В 1930-е Райт создает новую концепцию своих особняков – т.н. «усониевские дома», название которых происходит от USONA, акронима United States of North America (так в XIX веке именовали США).
[13] Отметим, что успеху своих работ, изданных в т.н. портфолио Э. Васмута (1910), Райт, в значительной мере, был обязан графической манере своей сотрудницы Марион Махони, подготовившей, как считается, более половины листов. Однако в 1914 г. Марион уезжает в Австралию, где ее супруг Уолтер Гриффин в выиграл конкурс на проект новой столицы – Канберры.
[14] Райт не хотел расставаться с декоративными средствами своего стиля и потому не мог принять пуризм авангардной архитектуры 1920-х. «Дома не должны быть сверкающими на солнце коробками» – говорил Райт. См. Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. – Москва, 1973. – С. 38, 50, 54
[15] Отметим, что в эти годы амбиции Райта нельзя назвать скромными. «Я не только полностью намереваюсь стать величайшим из ныне живущих архитекторов, но величайшим из тех, которые когда-либо будут жить. Да, я намереваюсь быть величайшим архитектором всех времен» – заявлял Райт в 1930-м году. См. Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт – архитектор и человек на все времена», 2003. – С. 269
[16] По мнению А. Ф. Гольдштейна перевод «органичная архитектура» более точно передает идею Райта, исключая биоморфные, растительные коннотации и подчеркивая рациональное начало. Подробнее о семантике термина см. Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. – Москва, 1973. – С. 131 и Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт – архитектор и человек на все времена», 2003. – С. 269-270
[17] Интервью с Ф. Л. Райтом (1953), см. https://www.youtube.com/watch?v=W8EABJrMplY&t=778s
[18] Фоторепортаж архитектора Михаила Лина см. https://carmelist.livejournal. com/229906.html
[19] В 1937 г. Райт был приглашен на I Съезд советских архитекторов и посетил СССР.
[20] Ф. Л. Райт одно время указывал в качестве года своего рождения 1869 (год, когда на самом деле родилась его сестра Мери Джейн). Он хотел казаться младше, чтобы еще сильнее поразить собеседника, тем насколько рано он начал свою самостоятельную архитектурную практику. В действительности Райт уходит от Салливена и начинает работать в своей мастерской в Оак парке в 1893 году, тогда ему было около 26 лет.
Библиография
- Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. – Москва, 1973.
- Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Том I – М.: Прогресс-Традиция, 2001.
- Овсянникова Е. Б. Влияние экспрессионизма на архитектуру 1930-х годов. / Овсянникова Е. Б., Туканов М. А./ Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / Под ред. Г. Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2003. С. 387-406
- Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт – архитектор и человек на все времена» // Об архитектуре, её истории и проблемах. Сборник научных статей/Предисл. А. П. Кудрявцева. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 261-274.
- Frank Lloyd Wright on Architecture Selected: Selected writings. 1894-1940 / Ed. by Frederick Gutheim. New York: Duell, Sloan and Pearce, 1941
- Hess A. Frank Lloyd Wright Prairie Houses / Hess A., Weintraub A. – NY.: Rizzoli, 2006.
- Pfeiffer B. B. Frank Lloyd Wright. – Koln: Benedikt Taschen, 2001.
- Bayer P. Art Deco Architecture. London: Thames & Hudson Ltd, 1992.
- Sandoval H. M. People that Changed the Course of History: The Story of Frank Lloyd Wright 150 Years After His Birth. – Atlantic Publishing Group Inc, 2017
- Secrest M. Frank Lloyd Wright: A Biography – University of Chicago Press, 1998
Электронные источники
- Броновицкая А. Ю. «Фрэнк Ллойд Райт». [Электронный ресурс] // Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж» в рамках цикла «Архитекторы XX века. Часть 1» – Режим доступа: URL. – https://www.youtube.com/watch?v=9GA__NJtNGE (дата обращения: 10.06.2020).
- Горбутович Т. Два дома Фрэнка Ллойда Райта из текстильных блоков сумму [Электронный ресурс] URL: https://gorbutovich.livejournal.com/103205.html (дата обращения: 10.06.2020).
- «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта [Электронный ресурс] // AD Russia – URL: https://www.admagazine.ru/interior/dom-nad-vodopadom-frenka-llojda-rajta (дата обращения: 10.06.2020).
- «Дом Эннисов» Фрэнка Ллойда Райта продан за рекордную сумму [Электронный ресурс] URL: https://www.elledecoration.ru/news/architecture/dom-ennisov-frenka-lloida-raita-vystavlen-na-prodazhu-id6786081/ (дата обращения: 10.06.2020).
- Измайлова А. Гиперреалистические рендеры ныне не существующих построек Фрэнка Ллойда Райта [Электронный ресурс] URL: https://archi.ru/news/72984/ispanskii-arkhitektor-vossozdaot-v-realistichnykh-renderakh-nesuschestvuyuschie-postroiki-frenka-lloida-raita (дата обращения: 10. 06.2020).
- Лин М. Fallingwater. Дом над водопадом. [Электронный ресурс] // Живой Журнал. Архитакты и прочие изобразия. – URL: https://carmelist.livejournal.com/229906.html (дата обращения: 10.06.2020).
- Новиков К. Строитель прерий [Электронный ресурс] // «Коммерсантъ Деньги» №21 от 04.06.2007, стр. 73 – URL: https://www.kommersant.ru/doc/771111 (дата обращения: 10.06.2020).
- Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): Frederick C. Robie House [Электронный ресурс] // Архитектура и Проектирование | Справочник – URL: http://arx.novosibdom.ru/node/2052 (дата обращения: 10.06.2020).
- AD Classics: Frederick C. Robie House / Frank Lloyd Wright [Электронный ресурс] URL: https://www.archdaily.com/60246/ad-classics-frederick-c-robie-house-frank-lloyd-wright/ (дата обращения: 10.06.2020).
Райт, Фрэнк Ллойд | это.
.. Что такое Райт, Фрэнк Ллойд?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Райт.
Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.
Содержание
|
Биография
Райт родился 8 июня 1867 в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд Райт, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер.
Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 он поступил на инженерный факультет Университета Висконсина. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую известным идеологом «чикагской школы» Л. Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».
В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.
Стиль Прерий
Дом Роби
Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[1]. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы[2]. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.
Свой собственный дом, «Резиденция Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. «Талиесин» дважды пострадал от пожаров в 1914 и 1925 и полностью перестраивался, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».
В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует свое двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.
«Юсоновский» период, 30-е годы
«Дом над водопадом»
Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции[3], продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой[4]В 1935—1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах с добавлением дополнительных стальных опор.
Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.
«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.
Древовидные колонны в интерьере «Джонсон Вакс»
В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира компании «Джонсон Вакс» (1936—1939) в Расине, шт. Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места. [5]
Поздние работы
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке
Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.
В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.[6]
Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем[7] здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий из себя сужающуюся кверху треугольную призму.
Семья и личная жизнь
Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода.
- Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году.
- Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребенка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён.
- Брак с Мириам Ноэль (1923 г.) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году
- Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в г. Скоттсдейл, шт. Аризона. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.
У Райта осталось семь детей: три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта — Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Энн Бакстер — актриса, лауреат премии «Оскар».
Галерея
Список построек
Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005, один — во время урагана «Камилла» в 1969. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оак Парк, шт Иллинойс.
- Дом и студия архитектора, Оак-Парк, шт. Иллинойс, 1889—1909
- Дом Уинслоу, шт. Иллинойс, 1894
- Дом Уиллитса, Хайлэнд-Парк, шт. Иллинойс, 1901
- Административное здание компании Ларкин, Буффало, шт. Нью-Йорк
- Дом Мартина, Буффало, шт. Нью-Йорк, 1903—1905
- Здание унитарианской церкви, Оак Парк, шт. Иллинойс, 1904
- Дом Уэсткотта, Спрингфилд, шт. Огайо
- Дом Роби, Чикаго, шт. Иллинойс 1909
- Талиесин I, Спринг Грин, шт. Висконсин 1911
- Имперский отель, Токио, Япония 1923. — единственное каменное строение в Токио, которое пережило Великое землетрясение Канто
- Дом Изабеллы Мартин, Буффало, шт. Нью Йорк, 1928
- «Музей Соломона Гуггенхайма, г. Нью Йорк, 1943—1959
- Судебный центр округа Марин, Сан-Рафаэль, шт. Калифорния, 1957—1966
См. также
- Эшби, Чарльз Роберт
Примечания
- ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 201
- ↑ Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.90
- ↑ Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.274
- ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 258
- ↑ Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.278
- ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 559
- ↑ Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990, стр.279
Ссылки
- Frank Lloyd Wright Foundation Официальный сайт фонда Райта (англ.)
- Архитектор американских ландшафтов, 1922—1932 (англ.)
- Видеосъемка зданий Райта на YouTube
- Мемориальный зал Грэйди-Гэммидж университета Аризоны (рус.)
- Планы домов мастерской Райта
- Дом над водопадом
Литература
- Пфайффер, Брюс Брукс Райт. — М.: Арт-Родник, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — 3000 экз. — ISBN 5-9561-0196-2
- Julie Sloan Light Screens: The Leaded Glass of Frank Lloyd Wright. — Rizzoli, 2001. — 160 с. — ISBN 0847823059
- Пфайффер Б. Райт. 1867—1959: Архитектура демократии. М., АртРодник, 2006
- Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., Стройиздат, 1990
- Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001
- Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973
- Уникальные дома от Райта до Гери, Анисимова И. И., 2009, ISBN 978-5-9647-0161-3
Фонд Фрэнка Ллойда Райта
Фонд Фрэнка Ллойда Райта
ПожертвоватьКупить билеты
Поиск
Sacred Spaces Exhibition
Эта фотовыставка будет работать до 29 января 2023 г. #SacredSpacesExhibit
Дом для праздников
Это захватывающее мероприятие включает в себя поделки, праздничную музыку и многое другое! Присоединяйтесь к нашей витрине «Пряничный домик»!
Спланируйте свой визит
Откройте для себя Taliesin West 7 дней в неделю!
С несколькими турами и программами на выбор.
Sunsets & Sips
Присоединяйтесь к нам в новой программе «счастливый час», предлагаемой в Taliesin West
Откройте для себя сторону Скоттсдейла и пустыни Сонора, не похожую ни на одну другую, изучив зимний дом Фрэнка Ллойда Райта и пустынную лабораторию, объект, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
спланируйте визит
Еще один объект, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, дом, построенный Райтом в его родном Висконсине, служил его лабораторией органической архитектуры. Думайте об этом как о его автобиографии из дерева и камня.
спланируйте визит
ПРОГРАММЫ В ТАЛИЕСИН ЗАПАД
октябрь
14
Выставка «Священные места» 14 октября – 29 января
Входит в ваш билет на экскурсию, начиная с пятницы, 14 октября. Фотографии зданий, храмов, церквей и домов Фрэнка Ллойда Райта, сделанные художником Эндрю Пиладжем, показывают, как архитектор мастерски создает опыт, который кажется освященным и священным. Эта выставка, представленная в рамках экскурсии по Западному Талиесину, состоит из более чем 30 крупномасштабных изображений, позволяющих посетителям […]
Учить больше
ноябрь
22
Йога с Харуми Маэдзима
Вторник, 22 ноября, с 17:30 до 18:30. Пусть красивые сады и безмятежные дорожки Талиесин-Уэст внушают благоговейный трепет и признательность за мир вокруг вас в нашей серии Wellness. Мы приглашаем вас ощутить влияние органической архитектуры и дизайна Фрэнка Ллойда Райта с помощью управляемых занятий, таких как йога, тай-чи, медитация, […]
Учить больше
ноябрь
27
Музейный магазин Воскресенье
ТОЛЬКО ОДИН ДЕНЬ! 10:00 – 17:00 Помогите нам отпраздновать Воскресенье в музейном магазине, и мы подарим вам подарки! Получите БЕСПЛАТНОЕ медное украшение Taliesin West Copper Ornament при любой покупке на сумму от 50 долларов в магазине и в Интернете. Участвуйте, чтобы выиграть один из трех замечательных призов. Находясь в магазине, просто заполните форму «Enter-to-win». Каждый покупатель, […]
Учить больше
ноябрь
30
Закат и глотки
Sunsets and Sips — это программа «счастливый час», которую мы проводим в Taliesin West два раза в месяц. С видом на город внизу мы приглашаем гостей задержаться и пообщаться с напитком в руке. Прогуляйтесь по безмятежным улочкам Taliesin West и посетите некоторые крытые помещения. Открытые пространства меняются еженедельно. *Пожалуйста […]
Учить больше
Целью нашей новейшей инициативы, Института Талиесина, является предоставление образования и информационно-просветительской работы студентам и специалистам в области архитектуры и дизайна, а также всем тем, кто интересуется историей и будущими принципами органической архитектуры.
узнать больше
Вращающаяся стрела
Новости и обновления от Фонда Фрэнка Ллойда Райта
Будьте в курсе… Присоединяйтесь к нашему списку электронной рассылки
Фонд Фрэнка Ллойда Райта — ваш источник новостей и информации о:
- культурных мероприятиях и программах в Taliesin и Taliesin West
- последние продукты, вдохновленные Райтом, доступны в нашем магазине
- обновленная информация об усилиях Фонда Фрэнка Ллойда Райта по сохранению
- новости о других сайтах Райта
Поделитесь с нами своим адресом электронной почты, чтобы начать получать наш ежемесячный электронный информационный бюллетень!
ИмяФамилияАдрес электронной почтыПожалуйста, оставьте это поле пустым
Особняк
, вдохновленный Фрэнком Ллойдом Райтом, выставлен на продажу за 38 миллионов долларов Особняк
, вдохновленный Фрэнком Ллойдом Райтом, выставлен на продажу за 38 миллионов долларов
В вашем веб-браузере отключен Javascript.
Для полной функциональности этого сайта необходимо включить JavaScript. Пожалуйста, разрешите Javascript и перезагрузите эту страницу.
Национальный выпуск выходного дня /
20 ноября 2022 г.
17:00
ТРД Персонал
Фрэнк Ллойд Райт и модернистская резиденция площадью 7000 квадратных футов в Вестоне, штат Массачусетс (Gibson Sotheby’s International Realty, Getty)
Особняк в Массачусетсе, вдохновленный архитектурой Фрэнка Ллойда Райта, поступил на продажу за 38 миллионов долларов.
Эми Мизнер и Уильям Монтеро из Gibson Sotheby’s International Realty выставили на продажу модернистский дом площадью 17 000 квадратных футов в Уэстоне, штат Массачусетс, по самой высокой цене, зафиксированной в истории города, сообщает Mansion Global.
Неназванные продавцы, владеющие домом через траст, построили дом на 12,6 акров рядом с городским водохранилищем.
По словам Мизнера, запрашиваемая цена в 38 миллионов долларов более чем вдвое превышает самую высокую сумму, уплаченную за дом на одну семью в этом районе.
«За последнее десятилетие в Уэстоне было продано лишь несколько [домов] более чем за 15 миллионов долларов», — сказал Мизнер изданию.
На самом деле это два участка, которые были объединены, что сделало его гораздо большим жилым участком, чем тот, который обычно находится в Уэстоне, который находится в 12 милях к востоку от Бостона.
Фасад дома выполнен из симметрично уложенных кирпичей из известняка, с оцинкованной отделкой и медными водосточными желобами. Полы из известняка проходят по всему дому и снаружи, в том числе в отапливаемых дворах и в застекленном коридоре.
В доме есть медиа-зал и домашний кинотеатр, а также отдельные помещения для персонала. Кроме того, в доме есть бар с освещенной зоной отдыха и закрытая веранда, которую можно защитить от солнца электронными экранами.
Внутри дома шесть спален, шесть полных ванных комнат и две половинки ванных комнат. В главной спальне есть собственная ванная комната с мраморной ванной, гостиная и собственный балкон.
В отеле также есть бассейн, спа и сауна, массажный кабинет, игровая комната, апартаменты для гостей, фитнес-центр и застекленный винный погреб. Также имеется патио из известняка с местом для костра, гидромассажной ванной, пейзажным бассейном и водопадом.
Читать далее
- Исторический дом в Новой Англии, где семья покинет три века спустя
- Исторический особняк Кейп-Код впервые выставлен на продажу по рекордной цене
— Виктория Прюитт
Перепечатки и разрешения
Связанные статьи
ARROW_FORWORD_IOS
СОДЕРЖАНИЕ ЛИНДЕНЦИИ ЛИНДЕНЦИИ ЗДОРОВАЯ ЗАМАНИЕ за 70 млн. Долл. США на долгожданную распродажу
Southampton’s Linden Estate Toptan’s Estate Luxtans Luxtan’s Luxtan’s
Quirky Homes Luxtan’s Luxtans
Quirky Homes Luxtans
Quirky Homes. Давний таунхаус Иваны Трамп в РАО выставлен на продажу за 26 млн долларов
Давний таунхаус Иваны Трамп в РАО выставлен на продажу за 26 млн долларов
Особняк, подаренный Маккензи Скотт на благотворительность, продан за 37 миллионов долларов
Особняк, подаренный на благотворительность Маккензи Скотт, продан за 37 миллионов долларов
Особняк, подаренный на благотворительность Маккензи Скотт, продан за 37 миллионов долларов 37 миллионов долларов
Внутри исторического особняка Шахаба Кармели в Ист-Хэмптоне
Внутри исторического особняка Шахаба Кармели в Ист-Хэмптоне
Основатель FURminator выставил на продажу мегаособняк в Сент-Луисе за 15 миллионов долларов
Основатель FURminator продает особняк в Сент-Луисе за 15 миллионов долларов
Акции Compass выросли на 90% после отчета о доходах
Акции Compass выросли на 90% после отчета о доходах
arrow_forward_ios
Мы используем файлы cookie на нашем веб-сайте, чтобы предоставить вам наиболее актуальный опыт, запоминая ваши предпочтения и повторяя посещения.