Экибана | это… Что такое Экибана?
Толкование
- Экибана
Икэбана. Стиль Рикка
Икэба́на (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икэбаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
Выставка икэбаны в метро Киото
Содержание
- 1 История
- 2 Школы
- 2.1 Икэнобо
- 2.2 Охара
- 2.3 Согэцу
- 3 Стили
- 4 Галерея
- 5 Литература
- 6 Ссылки
История
Икэбана возникла в Японии в 15 веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.
Об искусстве Икэбана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако Икэбана не является ни копией, ни миниатюрой. В Икэбана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.
— Икэнобо Сэнкэй. «Истинная уточненность»
Школы
Икэбана развивается в рамках определенных школ и стилей. Наиболее известными в Японии признаются три школы: Икэнобо, Охара, Согэцу.
Икэнобо
Основная статья: Икэнобо
Первой школой развития Икэбаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине 15 века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор культивируют старые стили икэбаны, такие как стиль Рикка и Сека. Икэбана в стили Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.
Охара
Основная статья: Охара
Школа Охара основаная в 1897 году привнесла в икэбану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растение устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанах).
Согэцу
Основная статья: Согэцу
Школа Соцэгу (яп. 草月 — «Трава и Луна») — наиболее современная из школ, возникла в 1927 году. Отличие этой школы — применение в икэбане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икэбаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро. Создал школу Софу Тэсигахара — талантливый художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.
Стили
- Рикка (立花) — Наибольшей популярности стиль Рикка достиг в 17 веке, сейчас считается устаревшим и редко практикуется.
- Рикка Сёфутай
- Рикка Симпутай
- Сёка (生花)
- Сёка Сёфутай
- Сёка Симпутай
- Нагеирэ (投げ入れ) (другое название Хэйка) — икэбана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
- Тябана
- Морибана (盛り花) — икэбана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержатся вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кэндзан) или тяжелые металлические держатели с открытыми гнездами (сиппо).
- Дзиюка — свободный стиль.
Галерея
Стиль Хэйка
Стиль Морибана
Свободный стиль
Стиль Хэйка
Литература
- Пронников В.А. — Икэбана, или вселенная, запечатленная в цветке. — М., ‘Наука’, 1985
- Коевенская Т., Панкратов В. — Цветочная аранжировка. — М., ‘Агропромиздат’, 1988
Ссылки
- Медиафайлы по теме Икэбана с Викисклада.
- История школы Икэнобо
Wikimedia Foundation.
2010.
Нужно сделать НИР?
- Экзюпери
- Экимян, Алексей
Полезное
Экибана | это… Что такое Экибана?
Толкование
- Экибана
Икэбана. Стиль Рикка
Икэба́на (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икэбаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
Выставка икэбаны в метро Киото
Содержание
- 1 История
- 2 Школы
- 2.1 Икэнобо
- 2.2 Охара
- 2.3 Согэцу
- 3 Стили
- 4 Галерея
- 5 Литература
- 6 Ссылки
История
Икэбана возникла в Японии в 15 веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.
Об искусстве Икэбана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако Икэбана не является ни копией, ни миниатюрой. В Икэбана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.
— Икэнобо Сэнкэй. «Истинная уточненность»
Школы
Икэбана развивается в рамках определенных школ и стилей. Наиболее известными в Японии признаются три школы: Икэнобо, Охара, Согэцу.
Икэнобо
Основная статья: Икэнобо
Первой школой развития Икэбаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине 15 века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор культивируют старые стили икэбаны, такие как стиль Рикка и Сека. Икэбана в стили Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.
Охара
Основная статья: Охара
Школа Охара основаная в 1897 году привнесла в икэбану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растение устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанах).
Согэцу
Основная статья: Согэцу
Школа Соцэгу (яп. 草月 — «Трава и Луна») — наиболее современная из школ, возникла в 1927 году. Отличие этой школы — применение в икэбане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икэбаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро. Создал школу Софу Тэсигахара — талантливый художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.
Стили
- Рикка (立花) — Наибольшей популярности стиль Рикка достиг в 17 веке, сейчас считается устаревшим и редко практикуется.
- Рикка Сёфутай
- Рикка Симпутай
- Сёка (生花)
- Сёка Сёфутай
- Сёка Симпутай
- Нагеирэ (投げ入れ) (другое название Хэйка) — икэбана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
- Тябана
- Морибана (盛り花) — икэбана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержатся вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кэндзан) или тяжелые металлические держатели с открытыми гнездами (сиппо).
- Дзиюка — свободный стиль.
Галерея
Стиль Хэйка
Стиль Морибана
Свободный стиль
Стиль Хэйка
Литература
- Пронников В.А. — Икэбана, или вселенная, запечатленная в цветке. — М., ‘Наука’, 1985
- Коевенская Т., Панкратов В. — Цветочная аранжировка. — М., ‘Агропромиздат’, 1988
Ссылки
- Медиафайлы по теме Икэбана с Викисклада.
- История школы Икэнобо
Wikimedia Foundation.
2010.
Нужен реферат?
- Экзюпери
- Экимян, Алексей
Полезное
Все, что вам нужно знать о японском цветочном искусстве
by Shozo Sato | АРТ
© Сёдзо Сато, Сунамоно Икебана
Японская аранжировка цветов
, или Икебана , прошла долгий путь от своих скромных корней в качестве храмовых подношений много веков назад. Сегодня это популярный и инновационный живое искусство , уникальное для Японии, которым дорожат как эксперты, так и новички.
Мастер икебаны Сёдзо Сато впервые начал свою миссию по разъяснению японской икебаны западной аудитории более 50 лет назад. В своем последнем томе « Икебана: искусство аранжировки цветов» он раскрывает новаторские достижения последних нескольких десятилетий.
В этой статье Сато-сэнсэй обсуждает различные стили икебаны и включает в себя некоторые техники и уроки, которые вам понадобятся для создания собственного цветочного искусства. Независимо от того, являетесь ли вы новичком в икебане или просто ищете вдохновения, вам понравится этот выбор невероятных аранжировок, а также бесценные советы по созданию собственных.
Когда вы будете готовы узнать больше, ознакомьтесь с икебаной в книге «Искусство аранжировки цветов», доступной на Amazon .
1. Что такое икебана?
2. Откуда взялась икебана?
3. Аранжировки и стили икебаны
4. Основные приемы икебаны
5. Уроки икебаны
1. Что такое икебана?
© Сёдзо Сато, Фристайл Клен Икебана
Икебана (生花) означает живых цветов . Японское искусство аранжировки цветов было описано как более тонкое, более чувствительное и более сложное, чем методы аранжировки цветов, обычно используемые в других культурах. Это так, потому что Икебана является искусством в Японии в том же смысле, что живопись и скульптура являются искусством в других местах.
2. Откуда взялась икебана?
© Сёдзо Сато, Сунамоно Рикка и Дозука Рикка
Простые цветочные композиции были созданы еще в VII веке, когда буддизм пришел в Японию из Китая. Был обычай класть цветы перед изображениями Будды, и на протяжении веков эти цветочные подношения приобрели довольно сложную форму.
Во времена Хэйан (8-12 вв.) было обычным делом посылать стихов, прикрепленных к цветущей ветке , как выражение восхищения и чувства.
С возвышением класса самураев в 14 веке феодалы обрели статус и господство, и они хотели продемонстрировать свое богатство и власть. Первые токонома , или ниши , были построены в их домах и дворцах, без сомнения, для демонстрации доспехов, но как только нация объединилась и наступили мирные времена, начали выставляться предметы искусства, в том числе цветочные композиции.
3. Аранжировки и стили икебаны
I) Рикка
© Shozo Sato, Цветочная композиция Рикка
Ранние буддийские цветочные украшения должны были символизировать идеализированную красоту рая, и в результате они, как правило, были богато украшены и роскошны. Те же атрибуты сохранились в Rikka – первом стиле икебаны – который был направлен не столько на раскрытие красоты цветов, сколько на использование цветов для воплощения возвышенной концепции космоса.
Структурные правила Рикки, называемые позициями, определяют основную композицию стиля. Девять ключевых позиций были разработаны буддийскими монахами, которые включили буддийские учения в свои цветочные композиции.
Икебана — это изобразительное искусство, в котором используются растительные материалы самых разных форм. В зависимости от материалов художественное суждение должно использоваться для корректировки установленных форм. В стиле Рикка важно соблюдать девять позиций; но делать это, понимая, что в этой структуре есть место для личного самовыражения, и есть секрет Рикки.
© Сёдзо Сато, Икебана Позиции
1. Shin : Духовная гора
2. UKE : получение
3. Hikae : Ожидание
4. Sho Shin : Waterfall
5. SOE : Поддерживающая ракет . Nagashi : Stream
7. Mikoshi : Overlook
8. DO : Body
9. Mae Oki : переднее тело
II) Seika : переднее тело
II) SEIKA
© Шозо Сато, Кензан Сейка
В отличие от формальных строгих правил икебаны Рикки, другие более свободные способы аранжировки цветов были известны как Нагейре, просто означающее , брошенное в . Отличительной чертой аранжировки Нагейре было то, что цветы не стояли прямо искусственными средствами, а им позволяли отдыхать в вазе естественным образом.
Не случайно стиль Рикка ассоциируется с более традиционными формами буддизма, а стиль Нагейре — ассоциируется с дзен , так как аранжировки Рикка выросли из философской попытки осмыслить организованную вселенную, в то время как аранжировки Нагейре представляют собой попытку достичь непосредственного единства со вселенной .
К концу восемнадцатого века взаимодействие между Риккой и Нагейре привело к появлению нового типа цветочной композиции под названием Seika , что буквально означает живых цветов .
© Shozo Sato, Цветочная композиция Seika
В стиле Seika были сохранены три исходные позиции: shin , soe и uke (хотя теперь известно как taisaki ), создавая неровный треугольник.
В композиции Seika, которая размещается в нише токономы, активное пустое пространство как внутри композиции, так и внутри рамки токономы жизненно важны.
Исторически аранжировки Seika изготавливались из одного материала, за исключением более роскошных аранжировок, созданных для празднования Нового года. Сегодня это правило ослаблено, и распространены композиции из одного, двух или трех материалов.
III) Морибана
© Сёдзо Сато, Фристайл Морибана
До недавнего времени ниша токонома, где традиционно выставлялась икебана, считалась священным местом, но она больше не является частью современной западной японской архитектуры. Современные открытые пространства требуют, чтобы икебана была просматриваемой со всех сторон , на 360 градусов. Это полностью отличается от подхода к икебане в прошлом. Чтобы ее оценили, Сейка должна быть в токономе и смотреть на нее, сидя на полу перед аранжировкой. Морибана ( нагромождение ) Категория икебаны возникла как способ создания более трехмерной скульптуры с использованием натуральных растений.
IV) Современная икебана
© Shozo Sato, Современная икебана
Концепция и стиль классических цветочных композиций, таких как Rikka и Seika, по-прежнему остаются основополагающими, но современные вкусы привели к использованию различных материалов, ранее не использовавшихся в икебане. В этом примере, возможно, уникальная цветочная ваза с тремя тонкими нарисованными линиями вдохновила художника на создание этой потрясающей композиции. Если бы не использовались растительные материалы, эту композицию можно было бы считать современной скульптурой.
4. Основные приемы икебаны
© Shozo Sato, Бамбуковая композиция
Икебана можно перевести как живые цветы и, как и все живые существа, у каждого вида растений есть свой набор характеристик. Основная характеристика, которая нас интересует, состоит в том, является ли стебель или ветвь растения хрупким или гибким .
Многие виды вечнозеленых растений имеют тяжелый сок, который становится мягким при нагревании и снова твердеет при охлаждении. Поместите часть ветки, которую вы хотите согнуть, над пламенем свечи, осторожно сгибая ее под нужным углом, затем сразу же погрузите нагретую часть в холодную воду до полного остывания. Всегда помните, чтобы скрыть следы ожогов от глаз зрителя.
Некоторые ветки, такие как клен или цветущая слива , нельзя резко согнуть, и они просто сломаются надвое. Чтобы сделать из этих материалов резкий изгиб, используйте ножницы, чтобы сделать надрез, равный половине диаметра ветки, и аккуратно откройте излом так, чтобы верхняя часть коры перекрывалась. Серия этих плавных изгибов создаст необходимый угол.
Цветы с полыми стеблями можно легко выпрямить с помощью тонкой проволоки, просто слегка подтолкнув проволоку вверх от нижней части стебля.
Как пользоваться кензаном
© Shozo Sato, использование Kenzan
Оазис , который используют западные флористы, не рекомендуется для икебаны, потому что пена не позволяет корректировать углы растений. Большинство Кензан отлиты с латунными иглами на свинцовой основе для веса. Важно хорошо мыть и полоскать кензан после каждого использования, чтобы поддерживать его в хорошем состоянии.
Срежьте основание стебля цветка под углом, что облегчает вставку и стабилизацию ветки.
Для более толстых стеблей отрежьте часть, чтобы сделать нижнюю часть ветки тоньше. Обеими руками надавите на ветку на иглы кензан.
5. Уроки икебаны
© Сёдзо Сато, Нишу Ике
Ознакомьтесь с отдельными компонентами и их расположением в линиях. Важно дать ощущение энергии роста растения , чтобы к кончику он стал почти прямым. Воображаемая линия от кончика голени до самого низа должна быть перпендикулярна краю вазы.
© Шозо Сато, Какисубата Ирис
Большинство листьев растений кажутся двусторонне-симметричными по обе стороны от главной жилки. Тем не менее, при внимательном рассмотрении часто оказывается, что не все они симметричны. Если это так, то более широкая сторона называется ян , а узкая сторона называется инь . Используя это различие, более широкая сторона листа должна быть обращена к передней части композиции, а меньшая сторона — к задней.
© Shozo Sato, Nageire Композиция
Для композиций Нагейре доминирующую ветвь крепить не нужно, вместо этого они свисают вниз под углом 45 градусов от высокой вазы и наклоняются на 45 градусов вперед. Размер и вес цветочных материалов помогут определить высоту и ширину используемой вазы. Чтобы заставить цветочный материал стоять в желаемом положении, необходимо учитывать некоторые элементарные принципы динамики физики.
Если вы хотите узнать больше об икебане, а также насладиться многими другими несравненными образцами искусства, ознакомьтесь с Икебана: искусство аранжировки цветов , Сёдзо Сато. Дайте нам знать, что вы думаете в комментариях ниже.
Об издательстве Tuttle: Ведущее издательство книг о культуре, искусстве, кухне, языках и литературе Азии. Узнайте больше на tuttlepublishing.com .
JO SELECTS предлагает полезные советы и подлинные рекомендации для высококачественного, подлинного японского искусства и дизайна. Мы знаем, как сложно искать японских художников, ремесленников и дизайнеров в огромном Интернете, поэтому мы придумали этот путеводитель по образу жизни, чтобы выделить самые вдохновляющие японские произведения искусства, дизайны и товары для повседневных нужд.
Все предложения по продуктам выбираются и проверяются индивидуально. Мы стараемся обновлять информацию, но все цены и наличие могут быть изменены. Являясь партнером Amazon, Japan Objects зарабатывает на соответствующих покупках.
18 октября 2019 г. | Искусство, Ремесла, Сады
РОДСТВЕННЫЕ ЯПОНСКИЕ ИСКУССТВА
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ
В ИСКУССТВЕ, РЕМЕСЛЕ
Теги Сад
Что такое икебана? Японское искусство, которое возвращается
Творчество
Натали Ченчи
21 марта 2018 г. 21:29
26 октября 1975 г. Ikebana International. Касуми Тешигахара. Фото Denver Post через Getty Images.
Что такое икебана?
В икебане, японском искусстве аранжировки цветов, цветы, ветки, листья и стебли находят новую жизнь в качестве материалов для творчества. В отличие от западных привычек небрежно ставить цветы в вазу, икебана стремится выявить внутренние качества цветов и других живых материалов и выразить эмоции.
Как выглядит икебана?
Оформление икебаны мало чем отличается от скульптуры. Соображения цвета, линии, формы и функции определяют построение произведения. Полученные формы разнообразны и неожиданны, и могут широко варьироваться по размеру и составу, от кусочка, сделанного из одного цветка, до того, что включает в себя несколько разных цветов, ветвей и других природных объектов.
В японской культуре большинство местных цветов, растений и деревьев имеют символическое значение и связаны с определенными временами года, поэтому в традиционной икебане при разработке аранжировок приоритет всегда отдавался как символизму, так и сезонности. Некоторые из наиболее распространенных элементов: бамбуковая трава круглый год; ветки сосны и японской сливы под новый год; персиковые ветки на День девочек в марте; нарцисс и японский ирис весной; коровья лилия летом; и хризантемы осенью. Современные практики икебаны требуют такой же чувствительности к временам года, как и к среде, в которой делается аранжировка.
Иногда практикующие икебану или икебанисты обрезают цветы и ветки до неузнаваемых форм или даже раскрашивают листья элемента. Ветки растений могут быть устроены так, чтобы прорастать в космос в различных направлениях, но, в конце концов, вся работа должна быть сбалансирована и сдержана. Иногда композиции помещают в вазу, хотя это не всегда так.
В икебане недостаточно иметь красивые материалы, если они не используются искусно для создания чего-то еще более прекрасного. При наличии опытного мастера один тщательно размещенный цветок может быть столь же мощным, как и тщательно продуманная композиция.
Кто практикует икебану?
Хирозуми Сумиёси, Рикка , ок. 1700 г. Изображение с Викисклада.
Цветная диаграмма № 15 из сёка работ 40-го директора школы Икенобо Сэндзё, из Сока Хякки , 1820 г. Изображение взято с Викисклада.
Объявление
Икебаной могут заниматься как любители, так и профессионалы, каждый из которых способен добиться элегантных результатов. Однако, как и во многих других видах искусства, освоение основ является основополагающим для любой практики, и только тогда человек может начать экспериментировать.
Руководствуясь точностью, основной ценностью японской культуры, новичков обучают базовым техническим навыкам, например, тому, как правильно срезать ветки и цветы, как измерять углы в пространстве для правильного размещения ветвей и стеблей и как сохранять живые материалы. — наряду с этикетом поддержания чистоты на рабочем месте.
Начинающих также учат, как сделать свои глаза более чувствительными к материалам, чтобы они могли выявить свои внутренние качества и понять, как они меняются с каждой аранжировкой. Аранжировки для начинающих, сделанные в 9В стилях 0008 Nageire и Moribana часто используются две высокие ветки и небольшой букет цветов. Эти произведения следуют системе трех стеблей шин , соэ и хикаэ — элементов, которые традиционно представляли небо, человека и землю соответственно. Теперь, на практическом уровне, они относятся к основным используемым основам. Все остальные стебли называются дзюши , что означает поддерживающий или подчиненный стебель.
Как устроена основная икебана?
Фото Энни Далбера, Wikimedia Commons.
Фото Энни Далбера, Wikimedia Commons.
Например, чтобы приготовить базовую композицию морибана, икабанаист наливает воду в неглубокий контейнер, затем помещает в него кензан — небольшой предмет, покрытый булавками, который удерживает цветы на месте. Затем мастер выбирает две ветки, одну для голени и одну для соэ, и цветок для хикаэ. Затем каждый стебель измеряется и обрезается до точной длины (которая указана в руководстве для начинающих Moribana) и закрепляется по одному на кензане под разными углами. Чтобы завершить аранжировку, добавляются дополнительные стебли дзюши, чтобы скрыть кэндзан и заполнить аранжировку. Эти принципы можно повторять снова и снова, изменяя положение и углы для достижения различных форм и эффектов.
Начало икебаны
Фото Карлоса Дондериса, с Flickr.
Считается, что корни икебаны в Японии восходят либо к церемониальным практикам местной синтоистской религии, либо к традиции подношения цветов в буддизме, которая была импортирована из Китая в 6 веке.
Первый известный письменный текст об икебане под названием Сенденсё был написан в 15 веке. В нем читатели найдут подробный набор инструкций о том, как создавать аранжировки, подходящие для определенных сезонов и случаев; его директивы ясно дают понять, что практика икебаны воплощает развитое понимание и чувствительность к природе, которыми японская культура известна в более широком смысле.
Примерно в то же время икебана стала светским занятием. Дизайн японского дома в этот период отражает этот переход: новые дома почти всегда строились со специальной нишей, называемой токонома , в которой находились свиток, драгоценный предмет искусства и цветочная композиция.
Среди приглушенных цветов и плоских плоскостей традиционного японского дома токонома выделялась как уникальное место для цвета и декора, и большое внимание уделялось размещенным там предметам. В соответствии с преклонением японской культуры перед непостоянством, показы токонома регулярно менялись со сменой времен года и во время праздников. Организация цветов в этом контексте проложила путь к икебане и ее признанию в качестве отдельного вида искусства.
Традиционные школы икебаны
Фото Карлоса Дондериса, через Flickr.
Фото Карлоса Дондериса, через Flickr.
В 15 веке, с внезапным распространением токонома и учений Сенденсё, практика икебаны начала процветать. Сначала возникла школа Икенобо, название которой связано с длинной чередой священников в Киото, которые следовали буддийской традиции подношения цветов в храме. За это время Икенобо Сенкей прославился своими искусными цветочными композициями; сегодня он считается первым мастером икебаны.
Светский стиль, который практиковал Сенкей, стал известен как Рикка , что означает «стоячие цветы». Этот тип икебаны состоит из семи основных элементов (иногда из девяти), которые представляют собой смесь ветвей деревьев и двух или трех цветов — обычно используются сосна, хризантема, ирисы и самшит. Эти элементы традиционно сочетаются в богато украшенной китайской вазе, создавая разрывные треугольные формы с высокими элементами в центре и более короткими, выступающими наружу. Чтобы основные элементы стояли вертикально без поддержки, требуется высокий уровень технических навыков. Композиции Rikka считаются самыми грандиозными, но и самыми жесткими (даже по сегодняшним меркам). Первоначально они предназначались для храмов, а позже были найдены в королевских дворцах и величественных домах богатых.
В то же время более скромный подход к аранжировке цветов также набирал популярность как продолжение дзен-буддизма и эстетики ваби-саби и чайной церемонии, выросшей из его основных принципов. Самый известный чайный мастер Японии Сэн-но Рикю в своих чайных церемониях ценил несовершенную и скромную эстетику, в том числе с использованием цветов. Вместо того, чтобы создавать невероятные аранжировки в стиле Рикка, Рикю предпочел минималистские аранжировки с одним стеблем, например, ипомею, помещенную в простую вазу, сделанную местным мастером. Эти церемонии привели к формированию второго основного стиля икебаны, который стал известен как Нагейре, что означает «брошенный».
В своей ранней форме Нагейре была свободна от правил и формальностей, которыми руководствуется стиль Рикка. В отличие от Рикки, цветы в аранжировках Нагейре не были предназначены для того, чтобы стоять вертикально сами по себе, а вместо этого помещались в высокие вазы, поддерживающие стебли цветов.
Рикка и Нагейре представляют две противоположные точки зрения. Рикка, хотя технически это светский стиль, занимается космосом, возвращаясь к своим буддийским истокам. Напротив, более органичный подход Нагейре больше фокусируется на связях с природой.
Современные школы икебаны
Вид инсталляции Nendo, Калейдоскопический плющ , 2017 г. в сотрудничестве с hnm, syk + onndo. Фото Акихиро Ёсида. Предоставлено Нендо.
Из-за более чем 200-летней политической изоляции Японии в икебане не было новых нововведений до 1868 года, когда страна вновь открылась для иностранной валюты. Люди быстро приняли западные обычаи, и в мире икебаны это стало катализатором ряда радикальных изменений.
В 1912 году была основана первая современная школа икебаны, школа Охара. Его основатель, Уншин Охара, помог развитию этого вида искусства, представив стиль Морибана и осуществив через него два основных изменения: включение западных цветов и использование неглубокого круглого контейнера, чтобы цветы стояли вертикально с помощью Кензана.
Гибкость и вариативность, которые допускает стиль Морибана, сделали его фаворитом и основным продуктом почти в каждой школе икебаны сегодня. В основе Moribana лежит система из трех стеблей, при которой три цветка почти всегда закрепляются, образуя треугольник. Композиции, которые не следуют этой системе треугольников, известны как фристайл. Фристайл также используется для описания более творческих и оригинальных подходов к икебане, когда производитель использует свои знания о форме, цвете и линии из предыдущей практики для разработки новых аранжировок, которые не обязательно соответствуют традициям.
Изменения продолжились с созданием школы Согецу в 1927 году. Ее основателю, Софу Тэсигахара (чей отец также был мастером икебаны), приписывают превращение икебаны из технической практики в искусство на уровне скульптуры. с тех пор его просматривают.
Подход Тешигахары требовал большей свободы и использования других живых материалов. Для него забытые части природы, такие как грязь, камни и мох, были столь же созревшими с выразительным потенциалом, как и цветы. Он искренне верил, что превосходная икебана не оторвана от жизни и времен ее создателя, а цветок — незаменимый, выразительный инструмент, раскрывающий душу. С этими нововведениями стиль Рикки начал угасать. В настоящее время Икенобо, Охара и Согецу являются наиболее популярными стилями, и сегодня действует около 400 этих школ.
Ikebana Today
Camille Henrot
Сорви молодого Вертера, Иоганна Вольфганг фон Гете , 2014
König Galerie
В середине 20-го века, международной сталкиваемости Ikebana. Гордон Аллен, американец, изучавший икебану, живя в Японии. Она видела в икебане средство объединения людей со всего мира. Начиная с 1956 года Аллен работал с основными школами икебаны, чтобы основать некоммерческую организацию под названием Ikebana International, которая продвигала дипломатическую миссию: «Друзья через цветы».
За прошедшие десятилетия в глобальном масштабе появились отделения всех основных школ. В последние годы эта практика вдохновила современных художников, таких как Камилла Энро, и многих художников-флористов, которые используют принципы икебаны для создания новых оригинальных творений.
Любой, кто сегодня занимается икебаной, хорошо знает, что построение отношений лежит в основе практики — отношений между материалами, между учениками и между учителями и их учениками.
Сегодня в Японии слово kado , означающее «путь цветов», является предпочтительным термином для икебаны, поскольку считается, что оно более точно отражает дух искусства как пути обучения на протяжении всей жизни.