архитектурное искусство средневековья, нормандская архитектура периода донжона, romanesque дома, церкви
Романский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на территории Восточной Западной Европы до конца 12-го века. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Дозорные башни, массивность стен и сводов, световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода.
Содержание
- 1 Происхождение и определение термина Романский стиль, его история возникновения
- 2 Характерные черты архитектуры, схема
- 2.1 Базилики и капители
- 2.2 Храмы, соборы и церкви
- 2.3 Архитектурные здания Британии: отличительные элементы
- 2. 4 Англия: готика и эпоха Средневековья в одном
- 2.5 Сооружения Европы: признаки романовского стиля в постройках
- 2.5.1 Германия: описание основных памятников
- 2.5.2 Франция в шедеврах архитектуры – замки и крепости
- 2.5.3 Испания
- 2.5.4 Италия
- 3 Скульптура
- 4 Изобразительное искусство
- 5 Интерьер
- 6 Видео-обзор на романский стиль и его особенности
- 7 Выводы
Происхождение и определение термина Романский стиль, его история возникновения
Только в начале 19-го века появилось определение “романский стиль”, когда возникла необходимость ввести определенные уточнения в историю искусства Средневековья.
До этого момента архитектурные стили имели общее название и обозначались термином “готика“. Сегодня готическое направление считается более поздним периодом, который приходится на 12-й век. Романский стиль, как термин, появился благодаря французским археологам, которые считали это архитектурное направление не совсем удачным вариантом позднеримской архитектуры. На этом фото отчетливо можно просмотреть особенности романского стиля:
Нотр Дам ля Гранд, Пуатье, Франция, 11-век
Характерные черты архитектуры, схема
Характерные особенности романской архитектуры
Романская архитектура основывалась на использовании деталей римского каменного зодчества и их опыта, относящегося к античному стилю. К особенностям стиля относятся:
- Полуциркульные арки.
- Массивные стены.
- Цилиндрические, а также крестовые своды.
Пример схемы возведения сооружения представлен на рисунке сбоку.
Базилики и капители
В капителях и соборах устанавливались массивные колонны, надежно поддерживающие каменную конструкцию. Иногда колонны заменяли пилонами – мощные столбы (восьмигранные, крестчатые). Пример собора в романском стиле можно увидеть на фото, представленном сбоку. Строения отличались простотой геометрических форм, однако стены украшались всевозможными резными и рельефными скульптурами.
Романский стиль – это не просто общие особенности и определенные характеристики. Это целая эпоха, которую можно подразделить на два основных подвида:
- Замковый – небольшие жилые постройки в несколько этажей, отличающиеся округлыми сегментами.
- Крепостной – боевые крупные крепости квадратной формы, надежно защищающие своих обитателей от вражеского нападения.
Храмы, соборы и церкви
Величественные храмы огромных размеров находились на расстоянии колокольного звона. Они выступали в роли крепости для прихожан храма, а порой и для жителей всего города. Дома феодалов, а точнее сказать их замки, являлись настоящей крепостью. Они были окружены стенами внушительной высоты с башнями. А добраться до ворот можно было через подъемные мосты, опускающиеся над поверхностью воды глубокого рва.
Романский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с последующими направлениями в архитектуре – классицизму, готическому.
Этот стиль развивался на основе романского искусства, но существовали отличительные черты готики:
- Благородство изысканных форм.
- Увеличение опорных столбов, а также высота постройки.
- Окна зданий увеличены в размерах.
- Тонкость скульптурной и резной работы.
Архитектурные здания Британии: отличительные элементы
Направление романского стиля в архитектуре относилось непосредственно к замкам. Внешняя специфика соответствовала практическим требованиям:
- Минимализм декора. Возведение замка внушительных размеров было непростой задачей в 11-м веке. Это требовало огромных затрат, посему декорированием фасада здания занимались в последнюю очередь.
- Каменная кладка. Аккуратная подгонка камней гарантировала прочность строения, и за неимением кирпичей это был самый надежный вариант.
- Окна небольшого размера. В те времена стекло было дорогостоящим и редким материалом. Выстраивать замки с большими окнами было не только невыгодно, но и не целесообразно – полупрозрачность строения могла снизить его безопасность.
Собор Святого Дэвида
Англия: готика и эпоха Средневековья в одном
Становление романской архитектуры в Англии непосредственно связано с нормандским завоеванием, хоть и заметны в работах отблески архитектуры раннего Возрождения. В начале столетия деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.
Донжон – главная башня средневекового замка, стоявшая отдельно в недоступном месте. Играла роль убежища во время нападений врага.
В 1077 годы был воздвигнут знаменитый Тауэр, во время правления Вильгема Завоевателя. Донжон Тауэра – Белая башня. Этот шедевр архитектуры и по сей день пользуется популярностью среди туристов.
Сооружения Европы: признаки романовского стиля в постройках
Отличительной чертой романского направления стало объединение в одном построении двух типов храмов: приходского и монастырского. Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного фасада западной части здания. Это можно наблюдать на примере собора, расположенного в Дареме.
В начале 12-го века возводились башенообразные донжоны: прямоугольные ил многоугольные конструкции. Но к концу века башни приобрели округлую форму.
Германия: описание основных памятников
Вормский собор – ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
Лизены – вертикально расположенные плоские выступы на поверхности стены.
Франция в шедеврах архитектуры – замки и крепости
Первоначальные формы романской архитектуры появились к концу 10-го века. Широкое распространение получили паломнические соборы Франции с хором и радикальными капеллами обходной галереи вокруг него. Также использовались трехнефные базилики – в среднем нефе находились своды цилиндрической формы (Сен-Сернен, Тулуза).
Французское зодчество романского периода отмечено невероятным многообразием школ. Бургунская школа Клюни 3 тяготела к особой композиции монументального характера.
Испания
В романскую эпоху в Испании началось строительство замков-крепостей и городских укреплений . Архитектура храмов и церквей была очень схожа с зодчеством французских строителей, что можно наблюдать на примере кафедрального собора в Саламанке. В целом она определенно отличалась четкостью разграниченных объемов, целостностью завершенных частей и безупречностью форм.
Кафедральный собор в Испании
Италия
В зодчестве культового направления архитекторы Италии придерживались центрического типа для крещалин и базикального для соборов. Центрами средневекового романского стиля были два города: Тоскана и Ломбардия. В ломбардских храмах особое внимание уделялось фасадам. Скульптурный декор, лизены, выносные крыльца-портики, миниатюрные галереи – все эти элементы культуры в убранстве итальянских церквей 11-12 столетия.
Одним из самых интересных архитектурных ансамблей являются колокольни, собор и баптистерий в Парме. Фасад собора украшают портики и аркады, а также миниатюрные галереи. Здание бапсистерия имеет восьмигранную форму и опоясывается 6-ю воздушными галереями.
Скульптура
В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.
Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов и качестве памятников.
Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах – удлиненные пропорции.
Основной задачей романских художников являлось создание образа вселенной, поэтому они не стремились передать сюжеты реального мира.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство того времени тесно переплеталось с романской архитектурой. Поэтому главенствующее место в убранстве соборов занимала фреска. Разноцветные росписи ярким ковром покрывали стены нефов, поверхности сводов, аспиды и притвора.
В период 11-12 вв. впервые стали появляться витражи, которые располагались в оконных проемах капелл и аспиды. На ярких витражных картинах изображали сцены из Священного Писания.
Интерьер
Интерьер внутренней планировки соборов отвечал социальным и культурным потребностям. В храмах устанавливалось по три нефы, которые разграничивали пространство для прихожан разных слоев населения.
Византийские аркады стали использоваться и в романской архитектуре. Внутренние колонны имеют цилиндрическую форму, что позднее применялось в готике. Капитель имела форму куба, пересеченного шаром. Но со временем она упрощалась и в итоге приняла канонический вид. Скульптурные фигуры в форме рельефа покрывала поверхности капители и стен.
Пробковая подложка под линолеум – для чего она нужна и в каких случаях применяется.
Чем была отличительна Викторианская эпоха и каковы ее особенности, читайте тут.
Необычный дизайн кухни: https://trendsdesign.ru/home/kitchen/kak-dostich-neobychnogo-dizajna-kuxni.html
С начала 10-го века применяется техника витражей, композиция которых была довольно примитивной. Позднее можно было встретить настоящие картины, выполненные из многоцветных стекол различных цветов. В этот период также появляются стеклянные лампады и сосуды.
Видео-обзор на романский стиль и его особенности
Выводы
Романский стиль оставил за собой массивный отпечаток на дальнейшем развитии интерьера и экстерьера других эпох. Постепенно перетекая в готическое направление, все равно стиль остался основополагающим для готики и других архитектурных эпох мира. Хорошим примером стал маньеризм, как переход с одной исторической эпохи к другой. Если же вы больше приверженец нестандартных форм и хаоса, то вперед читать за авангард, как одну из ветвей искусства XX века.
Читайте также про эпоху Рококо.
Романская эпоха — время замков • Архитектура
Романская эпоха — время замков
Жилищем феодала в романскую эпоху был замок. Необходимость защищаться превратила его в неприступную крепость. Укрепленный замок — Замок феодала символ безопасности, мощи, престижа. Замки появились в IX-X в. на территории современной Франции,
Германии и Италии, а в XI в. началось их массовое строительство по всей территории Европы.
Первоначально оборонные сооружения преобладали над жилыми постройками. С XI в. замки стали строить на искусственных холмах. Первоначально замок представлял собой деревянную башню без входа на первом этаже, а лишь с лестницей на второй этаж; в случае нужды мостик и лестница легко убирались.
Самые важные укрепленные места находились у рва, через который прокладывали перекидной мост. Замок окружали деревянные изгороди, преграждавшие подступы к каменным стенам и небольшие предмостные укрепления, защищавшие въезд на подъемный мост.
Возникновение укрепленного жилища было порождением эпохи. По мере того, как в Европе становилось все беспокойнее, замки стали возводить из камня и укреплять. Нестабильность жизни человека раннего Средневековья накладывала свой отпечаток на строительство жилья.
Замки стали часто строить на островах или полуостровах, обеспечивая их защиту.
Крыша вначале покрывалась досками, покрытыми пластинами дерна или бычьими шкурами. Под крышей в верхнем этаже всегда дежурили дозорные. Использование камня было роскошью, позволительной только самым могущественным сеньорам: королям, герцогам и графам. Немногие из их вассалов могли гордиться тем, что, получив от отца в наследство деревянную крепость, передавали детям каменный замок.
С XII в. стали строить больше каменных замков. Сначала строили квадратные, затем круглые и многоугольные замки. Со временем четырехугольные башни и прямые углы были заменены круглыми башнями и округленными углами: такая форма была более удобной для защиты. Замков было много, они отстояли друг от друга на десятки километров.
В каждой стране замки имели свои особенности. Английские замки — массивные и неприветливые, имели обычно кубическую форму с возвышающимися по углам круглыми или квадратными башнями. Окна в таких замках были узкими, сверху закругленными. Французские замки были наряднее и сложнее. Мощные круглые каменные башни заканчивались остроконечными кровлями. Немецкие замки строили на скалах. В центре располагались укрепленные площадки. Замки всегда имели мощную башню.
В замках все было продумано. Даже дорогу к замку стремились провести не как-нибудь, а с целью ослабить подходящего противника. Она была специально проложена так, чтобы подходила к воротам справа, потому что в левой руке воины держали щиты. В башнях винтовые лестницы закручивались слева направо, что было удобно защитникам и невыгодно нападавшим.
Владелец замка думал прежде всего о прочности и неприступности жилья, поэтому материалом для постройки служил камень и железо, а местом строительства — скала или остров посреди воды, болотистая местность и даже искусственная насыпь. Непременным атрибутом замка был ров и мост, толстые ряды стен и башен. Они строились в духе романской архитектуры.
Систему высоких стен — куртин — и башен с бойницами дополняли глубокие рвы до ю м и более. Башни строили на этаж выше куртин. Высота куртин колебалась до ю м, толщина — от 1, 5 до 3 м. Диаметр башен был от 6 до 20 м, и зависел от местонахождения: самые мощные башни располагались по углам и около въездных. Башни были полыми, внутри разделялись на этажи с отверстием :6оку или в центре для поднятия по санату снарядов. Лестницы скрывали за перегородками в стене.
И опускался на цепях. Кроме подъ- Замок Карнарвон. Вид емного моста вход в замок могла закрывать металлическая кованая решетка, которую днем тоже поднимали в помещение надвратной башни. Иногда решеток было несколько, для того чтобы отсекать нападавших на замок врагов.
Пространство между первыми двумя оградами занимали дома крестьян и ремесленников, обслуживающих замок, гумно, хлев, пекарню, мельницу, пресс, колодец, пруд с рыбой. Между второй и третьей оградами размещались часовня, жилье для воинов, конюшни, псарни, голубятни и соколиный двор, кладовая со съестными припасами, кухни, водоем. Последняя внутренняя ограда называлась рубашкой. За ней был только донжон.
Романская эпоха — время замков
ЛАБИРИНТ ДОНЖОНА
Жилое строение всегда находилось во внутреннем дворе замка. Это была главная башня — донжон, ключевое оборонительное сооружение и помещение, где жил сеньор, владелец замка. Башня была чаще круглой или четырехугольной, имела три этажа, имела около 30 м в диаметре и 6о м в высоту. Внешне это было внушительное сооружение, а вот внутри из-за толщины стен не такое просторное, как можно было подумать, стоя снаружи.
Первоначально донжон был квадратным, но очень скоро его стали строить круглым, что повышало прочность и экономило камень. К бойницам вели специальные узкие коридоры, проложенные в толще стены, а по верху обязательно шла стрелковая галерея с бойницами для навесного огня. С XI в. для жилища феодала стали строить отдельное здание — дворец, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служившего убежищем при штурме замка.
Вход в донжон находился на уровне не менее пяти метров над землей, на втором этаже он был защищен пристройкой. Внутрь попадали по лестнице, лесам или мостику, соединенному с парапетом. Лестницы в замке мало отличались от стремянок. С этажа на этаж поднимались по винтовой лестнице, находящейся в боковой башенке. В донжоне было три этажа один над другим, разделенные деревянными перекрытиями.
Чаще всего в мирное время на первом подземном этаже, врытом в гору, находились погреба, амбары, цистерны с водой или колодец. Там хранили свежую провизию, при необходимости — сундук с деньгами, ибо это было самое надежное место. Внутри донжона все было приспособлено к длительной осаде: кухни, кладовые, колодцы. Зал первого этажа с двенадцатью нишами в стенах служил арсеналом. Первый этаж не имел отверстий наружу, но все же не был ни тюрьмой, ни каменным мешком.
Каждый этаж представлял собой огромный круглый зал. Второй этаж — центр жизни замка. На втором этаже находились парадные залы и иногда жилые помещения. В зале второго этажа помещалась огромная печь, в которой во время осады выпекался хлеб. Третий этаж — покои хозяина и его супруги. Женская половина в замках отделялась от мужской. На третьем этаже был зал, имевший выход на галерею с бойницами. На четвертом и пятом этажах располагались прислуга, дети и гости.
Менее богатые феодалы жили в манорах — домах с толстыми стенами, массивной дверью, защищенные стенами, но без башен и оборонительных сооружений. Они, как правило, имели два зала. На первом этаже располагался зал с невысоким потолком, рядом — кухня и подвал. На втором этаже был другой зал и гардеробная со спальней. Оба эти типа жилья — донжон и манор — относились к романскому стилю, поэтому следует рассмотреть его основные черты в бытовой обстановке.
Башня Люблинского замка — Лексикон
Башня Люблинского замка, также называемая донжоном, является единственным памятником романской архитектуры к востоку от реки Висла . Это цилиндрическое кирпичное здание является одним из элементов комплекса Люблинского замка.
- Расположение
- Функции
- История
- Хронология
- Архитектор
- Стиль
- Описание здания
- Литература
В южном крыле Люблинского замка.
В прошлом выполняла оборонительную функцию, позже была включена в состав тюремного комплекса.
В исторических источниках можно встретить утверждение, что башня в Люблине была построена князем Галицко-Волынским Даниилом Романовичем , после того как он якобы захватил город. Аргументы в поддержку этого утверждения основаны на анализе хроник и на приписывании строительства башен в Белавине и Столпе князю Даниилу. Тем не менее находки Казимира Мыслиньского свидетельствуют о неверности приписывания князю строительства Люблинской башни: анализируя содержание русинской хроники, относящейся к тому периоду, этот исследователь пришел к выводу, что князь Даниил не захватил Люблин в то время и, следовательно, не мог построили это монументальное здание.
Башня была построена примерно в середине 13 века в виде цилиндрического однородного здания, имеющего черты позднего романского стиля. Здание построено типичным для крепостей того времени способом — расположено внутри укрепленного кольца, составляющего центр укреплений. С тех пор он больше не реконструировался. Башня и замковая часовня были единственными постройками, уцелевшими после разрушения замка во время войн 17 века . С 1826 года башня вместе с замком служила для исправительных целей . С 1957 года в нем разместились выставочные залы Люблинского музея.
mid-13th century — construction of the cylindrical tower at the castle hill
1826 — used as a prison
1954 — exhibition rooms of the Lublin Museum
Unknown
Romanesque
Bottom sections of здание сложено из обломков известняка и кирпича, а верхние из кирпича . Здание имеет цокольный этаж, состоящий из трех подземных этажей и покрыто крышей из деревянной конструкции. На крыше расположен небольшой деревянный бельведер с галереей.
Цилиндрическая башня построена в круглом плане. Он стоит во дворе замка, наполовину вросший в его южный фланг. Он состоит из трех этажей. Козырьком здания служит зубец, устроенный на фризе с люнетами.
В интерьере находится устроенная в стенах сводчатая винтовая лестница, ведущая с самого нижнего подземного этажа на нынешний чердак. Каждый этаж имеет куполообразный свод. Обращают на себя внимание три разных типа окон: узкие и прямоугольные, с ламелями, открывающимися внутрь; прямоугольные бойницы; окна с полукруглыми верхушками, сужающимися внутрь стены. На самом верхнем этаже многостворчатое окно с сохранившимся каменным импостом в виде квадратной колонны с усеченными краями, переходящей в трапециевидную капитель, поддерживающую две кирпичные арки.
Вход в башню ведет через дверной проем на первом этаже. Доступ в подвал или на верхние этажи возможен по винтовой лестнице внутри стены.
Составитель Михал Бартницкий
Под редакцией Моники Сливиньской
Перевод Ярослава Кобылко
Аугустынек Т., Замек – baszta zw. Донжонем . Inwentaryzacja architektoniczna , Lublin 1974.
Augustynek T., Zamek – baszta zw. Донжонем . Projekt techniczny część architektoniczna , Люблин 1979.
Grudziński J., Zamek – Donżon. Rysunki robocze , Lublin 1965.
Grudziński J., Projekt Donżonu i jego wyposażenia , Lublin 1956.
Buczkowa I., Wieża w Lubliniemkowa0074, Lublin 1982.
Brykowski R., Górecka M., Winiarz Z., Studium Historyczno-Architektoniczne wstępne Donżonu W Lublini , „Студия и Материалы Любельские”, т. 9, Lublin 1982.
Koziejowski W., Романский характер стильной архитектуры на замке в Люблине , „Roczniki Humanistyczne”, № 23 (1975), z. 5.
Курась С., Kiedy zbudowano okrągłą wieżę zamku lubelskiego , [w:] Проблемы истории и архивы , под ред. Т. Менкла, Люблин, 1986.
Теодорович-Черепинска Й., Вьежа Окронгла, , „Курьер Любельский” 1985, № 49.
Донжон (Подземелье) | ПРОСТРАНСТВА Архив
Фотографии Сильвен Лобер, авторское право Association les amis du donjon de Bouillon Viéville
Изображение предоставлено фотографом Сильвен Лоберт
Изображение предоставлено фотографом Сильвен Лобер
Изображение предоставлено фотографом Сильвен Лоберт
Изображение предоставлено фотографом Сильвен Лоберт
Изображение предоставлено фотографом Сильвен Лоберт
Изображение предоставлено фотографом Сильвен Лоберт
Изображение предоставлено фотографом Сильвен Лоберт
Фотографии Сильвен Лобер, авторское право Association les amis du donjon de Bouillon Viéville
Фотографии Сильвен Лобер, авторское право Association les amis du donjon de Bouillon Viéville
Статус
Сохранившийся
Адрес
6-34 Chemin des Graviers, Сен-Жермен-сюр-Авр, 27320, Франция
Построено
Начато c.