Шведский народный дом: старинные и современные — Швеция

старинные и современные — Швеция

Фото: Ульф Лундин//imagebank.sweden.se

Многие шведские традиции уходят корнями во времена язычества. Многие пришли из других стран – например, вместе с немецкими купцами и лютеранской церковью. Некоторые обычаи настолько древние, что никто уже не помнит и не знает, как они появились. Но мы все равно соблюдаем их, потому что мы всегда это делали и потому что они нам нравятся. Они стали частью нашего быта, они придают колорит нашей жизни и дают нам ощущение времени, а году – привычный ритм.

Многие шведские обычаи связаны с временами года. Лето шведы встречают так весело, как способны лишь люди, пережившие долгую темную зиму. А в декабре, в предрождественские недели – адвент – они зажигают свечи и приветствуют святую Люсию. Она приходит в белом одеянии, на голове – корона из горящих свечей. Времена года влияют и на традиции шведской кухни. Выбор приправ и способ приготовления блюд часто объяснялся бытом, например, тем, как крестьяне хранили запасы. Отсюда – квашеная сельдь, копченое или свежезасоленное мясо, а также сгущеные, перекипяченые, оставленные дозревать молочные продукты. Многие традиционные праздники связаны с циклом крестьянского года: весенней пахотой, сезоном охоты и рыбалки, сбором урожая. Однако со временем многие традиции потеряли изначальный смысл и приобрели новое, заимствованное содержание.
И виноваты здесь не только время и человеческая забывчивость. Шведское самосознание раздвоено и противоречиво. С одной стороны, шведы гордятся своей историей, с другой – чувствуют себя неловко, если их традиции слишком уж отличаются от других общеевропейских и международных.

Может быть, поэтому при первой же возможности Швеция поспешила вступить на путь модернизации. Как это произошло? Отдаленное географическое положение, удивительная способность оставаться в стороне от военных конфликтов, неисчерпаемые запасы леса и руды сделали Швецию богатой и необычной по международным меркам страной. Пока другие страны воевали и решали свои собственные проблемы, шведы жили в согласии и верили в прекрасное будущее: в прогресс, в обновление, в справедливое общество всеобщего благосостояния – в Швеции его называют folkhem (”народный дом”). Иногда эта вера настолько захватывала шведов, что старые традиции и обычаи казались бесполезными. Молодые не хотели слушать стариков, уроки из прошлого казались лишними. Светлое будущее было так близко – только дотянись.

В послевоенные десятилетия шведское общество двигалось вперёд рекордными темпами. Из аграрной страны на задворках Европы Швеция превратилась в прогрессивное государство: экономика и уровень жизни стремительно росли, строились дороги, развивалось сельское хозяйство, поднимались новые города – целые районы вырастали, как грибы после дождя.

Так Швеция стала современной страной. Но одновременно она утратила связь со своей историей. Понадобилось немало времени, чтобы восстановить баланс. В сегодняшней Швеции старое и новое существуют бок о бок, иногда параллельно друг другу, а иногда и как единое целое. Так же сосуществует с исконно шведским и всё то, что пришло извне, из других стран и культур: образы, традиции, способы самовыражения.

Иммиграция принесла с собой новые обычаи, которые со временем неизбежно станут частью шведского общества. А новые шведы перенимают старые шведские традиции. Особенно часто их приносят в семьи дети – из детских садов и школ. В результате происходит взаимообогащение культур. Большинство шведов знают, например, что значит для мусульман месяц поста Рамадан. Некоторые новые традиции появились совсем недавно, главным образом благодаря СМИ и рекламным кампаниям. Так, День святого Валентина и Хэллоуин отмечают теперь и здесь, правда, тоже немного по-своему.

Через несколько поколений их происхождение, возможно, будет забыто. Когда народ принимает какой-то обычай, его мало интересует, как этот обычай возник. Шведский Дед Мороз, Юльтомтен, родом из Германии, Люсия была сицилийской святой. Что не делает ни один из этих праздников менее любимым.

Рождественские украшения. Фото: Лизелотт ван дер Мейс/imagebank.sweden.se

Раковая вечеринка. Фото: Анна Холламс/imagebank.sweden.se

Традиционное празднование Мидсоммара. Фото: Анна Холламс/imagebank.sweden.se

Празднование Дня Святой Люсии. Фото: OTW/imagebank.sweden.se

Рождественские украшения. Фото: Лизелотт ван дер Мейс/imagebank.sweden.se

Раковая вечеринка. Фото: Анна Холламс/imagebank.sweden.se

Традиционное празднование Мидсоммара. Фото: Анна Холламс/imagebank.sweden.se

Празднование Дня Святой Люсии. Фото: OTW/imagebank.sweden.se

Рождественские украшения. Фото: Лизелотт ван дер Мейс/imagebank.sweden.se

Раковая вечеринка. Фото: Анна Холламс/imagebank.sweden.se

Традиционное празднование Мидсоммара. Фото: Анна Холламс/imagebank.sweden.se

Празднование Дня Святой Люсии. Фото: OTW/imagebank.sweden.se

Большинство традиционных праздников шведы отмечают дома с родными и близкими. Среди исключений – праздник летнего солнцестояния Мидсоммар. В этот день шведы, независимо от погоды, хотят вместе на свежем воздухе встречать долгожданное лето. Но Мидсоммар со своими языческие корнями – праздник особый. Как правило, Лютеранская церковь не приветствовала массовых торжеств, населения в Швеции было немного, а климат – не из лучших. В совокупности всё это привело к привычке отмечать праздники дома, в кругу семьи. Но времена меняются. И если зимой в Швеции путешественник по-прежнему удивится пустынным улицам, то в летнее время его ждёт совсем другая картина. Теперь лето – время многочисленных фестивалей и уличных праздников: под открытым небом собираются, чтобы послушать музыку, вкусно поесть и пообщаться.

Летом по всей Швеции проходят так называемые «сходки музыкантов», где играют народную музыку, в основном, на скрипках. Скрипка, или по-шведски фидель, пришла в страну в 18-м веке и быстро полюбилась крестьянам. Под музыку скрипача обычно выплясывали на раз-два-три на сельских танцах. Эта музыкальная традиция жива и сегодня, летние сходки – любимый в стране обычай.

Лето в Швеции – традиционная пора свадеб, ведь только летом можно ехать из церкви в открытом кабриолете. Только летом можно поклясться друг другу в вечной любви под шум моря, высоко на скале в шхерах. Венчание в церкви по-прежнему популярнее всего, несмотря на то, что служителей и прихожан в отделенной от государства церкви год от года все меньше. В церкви же большинство шведов предпочитают проводить похоронные церемонии.

Обряд крещения, как и раньше, неотъемлемая часть современной шведской жизни, однако его светская альтернатива, домашняя церемония, все более популярна. По-прежнему широко распространена и конфирмация (миропомазание). Сегодня она проводится не только в церкви, но и в летних лагерях: дети знакомятся с Библией, проводят время вместе, общаются и занимаются спортом.

Ворчит ли по этому поводу старшее поколение? Конечно, ворчит. И на утрату ценностей, само собой, тоже жалуется: в былые времена крещение, конфирмация и венчание в церкви были заранее предрешенными, неизбежными шагами во взрослую жизнь. Билетом в общество. Но сегодня в этом нет больше исключительной необходимости: каждый волен поступать так, как считает нужным. Швеция все больше и больше походит на остальной мир: уличный пейзаж становится все более европейским, а манеры и обычаи – все более международными. Если в Швеции вас пригласят на семейный обед, штудировать правила этикета не придется. Просто не забывайте все время повторять: «Тack!» – точь-в-точь как шведские соседи за столом. В одном слове – и «спасибо», и «пожалуйста», очень удобно:

— Передайте, пожалуйста, соль (Kan du skicka saltet, tack).

— Вот, пожалуйста (Varsågod).

— Спасибо (Tack)!

1 июня 2021 г.

Поделиться с друзьями

День Святой Люсии

Рождество в Швеции

Пасха по-шведски

День всех святых

Вальборг и 1 мая

что есть шведский folkhemmet? — Политика


Фото: Peter van der Meulen / Unsplash


Для понимания проблем, волнующих Швецию сегодня, необходимо начать со слова, которое ранее связывало шведский народ, но со временем утратило свое былое влияние. За всю нашу историю человечество повидало и прочувствовало на себе множество различных идеологий. Некоторые из них навсегда остались в прошлом, другие только обретают популярность, а есть те, которые утихли, но вызывают чувство приятной ностальгии и негласно присутствуют в повседневной жизни. Так, слово folkhemmet когда-то вдыхало жизнь в Швецию и ее народ, а теперь, после череды социальных и экономических преобразований, оно лишь изредка напоминает о себе. 


Иллюстратор — Susanne Engman. Источник: Foreign Policy


В 2018 году в Северном музее Стокгольма проходила выставка, посвященная этому слову. В ее центре – полностью реконструированная квартира конца 1940-х гг., построенная правительством для квалифицированного рабочего и его семьи. Мебель пастельных оттенков и лаконичных форм современному посетителю может показаться настоящим ретро-шиком. Действительно, в военный и послевоенный период он символизировал процветание и достаток живущей в нем семьи: в нем была горячая и холодная вода, доступ к коммунальным услугам, складские помещения, несколько комнат функционального назначения и необходимая техника. И самое важное, с точки зрения идеала народного творчества, — дом не был наградой семье за тяжелый труд; скорее, он был тем, что семья заслуживала просто за участие в жизни единого шведского общества.  


Экспонат выставки folkhemmet. Источник: Nordiska museet


У строителей «народного дома» был свой идейный вдохновитель – шведская писательница и философ Эллен Кей. Еще в начале XX века она сформулировала   концепт «Этика через эстетику». Кей придерживалась по-настоящему нравственного взгляда на дизайн и считала, что социальные улучшения происходят через создание и созидание красоты в материальной повседневности. То есть, дизайн не только улучшает жизнь, но также может использоваться как пропаганда образа жизни. Поэтому были приложены усилия не только в строительство большого количества домов для жилья, но и в обучение людей тому, как создавать интерьер и как обставлять дом. Интерьер должен был быть светлым, практичным и функциональным. 


Эллен Кей. Источник: Педагогическая карта мира (wemap.ru)


Слово folkhemmet представляло собой идеал, и вакуум, возникший после его исчезновения, объясняет всплеск реакционного популизма и рост правых настроений, который сейчас потрясает политико-социальный строй страны. Концепция «народного дома» является исключительно шведской: ни в Норвегии, ни в Дании ее нет. Все должны быть равны. Эгалитарное общество решает массу проблем: пропадает вопрос зависти, желание украсть, смысл денег меняется, потому что есть единые взгляд и восприятие вещей. 


На русский язык слово folkhemmet может переводиться как «дом для народа» или «народный дом». Оно произошло от немецкого термина Volksgemeinschaft («народная община»), который более не используется, так как в дальнейшем стал признаком нацизма. В Швеции его ввел впервые шведский социолог и политолог, автор термина «геополитика» Рудольф Челлен в начале ХХ в. А затем Пер Альбин Ханссон, будущий премьер-министр Швеции, превратил термин в политический лозунг и программу левоцентристов. Звучало это так: «Настоящий хороший дом не знает привилегированных или униженных, в нем нет ни любимчиков, ни пасынков. Здесь никто не смотрит на другого сверху вниз, никто не пытается нажиться за счет других, сильные не издеваются над слабыми. В этом доме правят равенство, забота, сотрудничество, взаимопомощь». 


Таким образом, государству, которое боролось не за диктатуру рабочего класса, не за то, чтобы одно угнетение сменить другим, а за то, чтобы на прочных основах демократии и при поддержке большинства населения обеспечить равноправие угнетенным общественным классам, чтобы все шведские дети получили равные возможности и хорошее содержание, а также возможность использовать все лучшее, что есть в стране, удалось сплотить народ, подтолкнуть людей к чувству взаимного долга и принадлежности стране, пусть и не всегда либеральными способами. 


Под нелиберальными способами подразумевается создание в 1922 году, по решению парламента, государственного института расовой биологии. С 1935 по 1976 гг. в результате работ, проводимых институтом, было насильственно стерилизовано около 60 000 человек, в основном – женщины. Так, социал-демократы хотели создать здоровое и сильное общество. Но эти действия не принесли ожидаемых результатов, поскольку человеческий геном очень сложный и нельзя изменить его свойства через рандомную стерилизацию. Мир узнал об этой программе лишь в 1997 году после ее обнародования в популярной шведской газете. 


Пер Альбин Ханссон, 1940. Фото: Gunnar Lundh / Nordiska museet


Есть еще один истинно шведский термин, который отражает собой «этику умеренности» нации, — это рациональный и прагматичный лаго́м. Lagom är bäst, как и folkhemmet, не имеет дословного перевода. Лагом – это не много и не мало, это ровно в самый раз. Его дух проявляется во всем: в неброском внешнем виде, минимализме в дизайне, поведении людей. Происхождение данного термина относят еще к временам викингов, когда по кругу передавалась чаша с напитком, и каждый должен был отпить столько, чтобы оставить остальным и при этом насладиться вдоволь самому. 


Так, повседневные обычаи способствовали формированию определенного мировоззрения, отношения к людям и жизни, благодаря чему в сознании шведов был создан хрупкий баланс между индивидуализмом и коллективизмом. Они во всем стараются придерживаться «золотой середины» Аристотеля. Профессор Копенгагенской бизнес-школы Эстер Баринага пишет, что «в обычной жизни лагом заключается в парадоксальном желании отличаться от других, но при этом не выделяясь». Если на бытовом уровне лагом — это умеренное потребление и ответственность перед ближним, то в сфере политики такой подход позволил создать то, что часто называют «капитализмом с человеческим лицом»: то есть с бесплатными и доступными социальными услугами и достаточно низким уровнем социального неравенства.


«Абсолют освобождает от вредных веществ. Поддержите шведскую экономику!» — такие лозунги были типичными для 30-х гг.: принято было поддерживать именно шведские продукты и пить только шведскую водку. Швеция славилась тем, что в 30-е во всем обществе было твердое понимание, что рабочие и владельцы заводов действуют совместно. Сальтшёнбаденское соглашение между социал-демократической партией, профсоюзами и крупным бизнесом является основой шведского социализма и определяет то, как должно действовать шведское эгалитарное общество.  


Шведская семья. Источник: Karinas Ericsson Wärn blog


Немецкий социолог марксисткой ориентации Клаус Оффе так охарактеризовал welfare state: «В свете кейнсианской доктрины экономической политики государство всеобщего благосостояния в большей степени стало рассматриваться не как груз для экономики, а как встроенный экономический и политический стабилизатор. Многофункциональный характер, способность одновременно удовлетворять конфликтующие аспекты и стратегии сделали политические меры государства всеобщего благосостояния привлекательными широкому кругу разнородных сил».


На протяжении большей части своей истории Швеция была довольно авторитарным обществом. Социальное положение каждого было определено формальностями и обязанностями, частично кодифицированным законом, личные свободы были строго ограничены. Например, быть атеистом до 1951 года было фактически незаконно, но можно было выбрать одно из 11 утвержденных законодательством верований; с 1919 по 1955 гг. алкоголь строго нормировался в зависимости от пола и возраста. Относительно последнего: так шведы хотели решить проблему алкоголизма, которая в ХIХ веке проявила себя особенно остро. До 1919 года существовала даже практика оплаты труда алкоголем. В 1891 году именно социал-демократами был построен первый парк развлечений, свободный от алкоголя. Коммерческий успех был достигнут, а вырученные деньги пустили на спонсирование рабочего движения.  


Ленин в Стокгольме. Источник: Pinterest 


Концепция «народного дома» стала фундаментом для развития шведской социальной демократии, и впоследствии был достигнут столь необходимый консенсус между правительством, капиталом и рабочим классом. Упразднить классы, конечно, не удалось, но государство смогло сбалансировать их интересы, обеспечить граждан трудоустройством, высокими социальными гарантиями и защитой, бесплатным образованием и медицинским страхованием. Права женщины в обществе расширились благодаря демографической политике и введенному принципу «равной оплаты труда» в 1951 году. Компромисс и верность общему делу обеспечили стабильность социального экономического развития. И, несмотря на то, что этот путь был нелегким, а в последние десятилетия модель welfare state претерпела ряд кризисов, общий уровень благосостояния и социального обеспечения в Швеции остается высоким.


Ее успешному осуществлению в послевоенное время послужил концепт Рена-Мейднера, который помог преодолеть рецессию, избежать высокой инфляции и девальвации валюты за счет прогрессивной системы налогообложения. Активное государственное вмешательство способствовало экономическому росту, повышению спроса и равенству доходов у населения. Внешнеэкономические условия также благоприятствовали реализации концепта: Швеция поставляла столь необходимые странам Западной Европы сырье и инвестиции. Центральную роль здесь сыграли стремление к скоординированным переговорам, политическое доминирование социал-демократов и влияние Центральной профсоюзной организации на внешне и внутриэкономические процессы.


Хотя первое поколение власти в значительной степени освободило страну от страха перед бедностью, второе поколение, возглавляемое премьер министром Улофом Пальме с 1969 по 1976 гг., казалось, хотело освободить людей от всех оставшихся элементов неравенства одновременно. Социал-демократы тогда не предвидели, что это может подорвать авторитет политических институтов. Все стало не похожим на folkhemmet, который был задуман в строгости 1930-1940-х гг. Страна перешла от централизованного планирования к более децентрализованной и менее регулируемой форме капитализма.


Со временем государство стало не то чтобы тоталитарным, но патерналистским и навязчивым, слишком опекало людей и вмешивалось в их жизнь. И то, что было важно на протяжении долгого времени, дало трещины и начало меняться. Поэтому в 1980-х гг. в Швеции уже начали отклоняться от благополучной социальной модели экономики. Связано это было с проникновением либеральных институтов в страну, урбанизацией, растущим влиянием новых экономистов Стокгольмской школы на Министерство финансов, а также сменяемостью поколений в государственных структурах.   


На изменение уклада шведского общества также повлияли потоки мигрантов, которые прибывали в Швецию в поисках лучшей жизни из разных уголков Земли. И государство предоставило им эту жизнь. Но проблема состояла и состоит в нежелании латиноамериканцев, арабов, болгар и др. полностью интегрироваться в общество консенсуса и благоденствия. Немногие выучили язык или прониклись культурой, традициями. Мягкая мультикультурная политика лишь усугубила проблему идентичности «мы-они». Стремление к бесконфликтности сыграло со шведами злую шутку: оставаясь в состоянии неопределенности, нетрудоустроенные мигранты новой волны стали нагрузкой на бюджет. 


Мигранты в Швеции. Источник: Хакасия Информ


Почти все эти изменения стали следствием глобализации и большинство из них были неизбежны. Внешние и внутренние тенденции постепенно уменьшали чувство принадлежности и заменяли заветы контрактами, а нахождение в общине – небезопасной свободой. По сути, ностальгия общества по folkhemmet признает утрату чувства взаимного долга. Нелегко представить политику или политиков, которые могли бы восстановить такое чувство сегодня. Утрата у шведов чувства дома и жизни в месте, где вы должны быть приняты, даже если вы этого не заслуживаете, преследует шведскую политику. Это одна из главных движущих сил ксенофобии, потому что она ставит вопросы, которые никогда не возникали в прежние времена: кто заслуживает места в семье и почему?


***


Анастасия Чаленко, специально для GoArctic

Домов народного творчества — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.


(более 1000 релевантных результатов)

Народная школа North House

Изучите традиционные северные ремесла на берегу Верхнего озера

Посмотреть курсы
Просмотр календаря

Политика в отношении COVID-19 в кампусе: Нажмите здесь, чтобы прочитать нашу актуальную информацию о мерах и политике в отношении коронавируса

Новое и заслуживающее внимания

Ремесленник в резиденции Нейт Уайт пишет о том, как заниматься ремеслом, не подавляя вездесущее стремление к творчеству, подвергая сомнению роль капитализма и потребительства в повседневной жизни. Не пропустите Open Studio Night в эту пятницу, 17 ноября, с 16:00 до 18:00.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ ЛИЧНО ИЛИ ОНЛАЙН! Если вы не на севере для сбора зимовщиков, мы будем транслировать презентацию Антона Трейера «Зимние истории оджибве».

Свежий информационный бюллетень Shavings здесь. Проверьте это для своевременных обновлений на Северном Доме, обнадеживающих мыслях от бывших стажеров и волонтеров, и советов по благотворительным пожертвованиям.

North House зависит от милостивой поддержки своих членов и партнеров фонда. Узнайте больше, чтобы узнать обо всех щедрых дарах, которые помогли нам процветать и выполнять нашу миссию в 2022 году.

Во время выходных MEA, 21–23 октября, кампус был заполнен семьями, которые наслаждались школьными каникулами, участвуя в местных мероприятиях, включая семейные выходные North House.

Ищете больше онлайн-контента для рукоделия? Посетите нашу страницу «Создание на месте», чтобы ознакомиться с полным расписанием предстоящих вебинаров, видеороликами и многим другим, а также с полным архивом прошлых материалов.

Рекомендуемые события и мероприятия

Жизнь с ремеслом

Выставка, посвященная программе развития ремесленников North House

Присоединяйтесь к North House, чтобы отпраздновать первые 5 лет реализации Программы развития ремесленников, организовав выставку в галерее Johnson Heritage Post в Гран-Маре и галерее художественного дерева Американской ассоциации токарных мастеров в Сент-Поле.

Предварительный просмотр

В календаре

2–4 декабря

Резьба по птицам

2 декабря

Himmeli 2: Онлайн-курс финской геометрии для мобильных телефонов

2–4 декабря

Coopering: Make a Wooden Bucket

2–4 декабря

Krympburkar: термоусадочные коробки в скандинавском стиле

Посмотреть календарь курсов

Запросить каталог

Наслаждаетесь тактильными ощущениями от просмотра нашего газетного каталога курсов? Запросите бесплатную копию каталога North House здесь! И просматривайте цифровое издание, пока ждете!

Запросить каталог

Блог местных мастеров

Прочитайте, чем занимаются наши местные мастера!

Но какова ваша финансовая цель со всем этим? — 16 ноября

Ремесленник в резиденции Нейт Уайт пишет о том, как заниматься ремеслом, не подавляя вездесущую потребность творить, ставя под сомнение роль капитализма и потребительства в повседневной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *