Стиль Ампир в интерьерах > 40 фото-идей дизайна комнат в стиле ампир
Содержание:
- История возникновения и развития
- Характеристики стиля ампир
- Основные цвета
- Ампир и барокко – есть ли разница?
- Жив ли стиль сегодня?
- Оформляем жилище в стиле ампир
История возникновения и развития
Возник стиль ампир в интерьере в начале 19 века, сменив классицизм, в то время, когда императором стал Наполеон. Дословно с французского style Empire переводится – «имперский стиль». Он активно развивался в первую половину столетия, а во вторую – начал уступать эклектическим направлениям.
Эксперты считают, что имперский стиль был призван подчеркнуть статус государства и самого правителя. Ввиду своих особенностей, о которых мы расскажем далее, он пришелся по вкусу аристократам Франции и главам других стран.
Довольно быстро он распространился в Российской империи и был популярен до 40-х годов 19 века. Во время правления Александра І была мода на французский язык и культуру. Поэтому новое течение не осталось без внимания.
В России ампир разделился на московский и петербургский. Последний олицетворял все лучшие его проявления, в то время как в московском просматривались элементы классицизма.
Вновь возродился стиль в 30-х годах 20 века, просуществовав 20 лет. В то время он носил название – сталинский ампир и был более сдержанным.
Характеристики стиля ампир
Перечислим основные характеристики стиля ампир:
- Гармоничное сочетание интерьеров Древнего Египта (Новое царство) и античной эпохи.
- Большие по площади помещения с высокими потолками.
- Принципы центрической композиции – центр пола либо потолка подчеркивается с помощью декора.
- Мебель преимущественно из дерева красного или темных тонов с богатым резным декором.
- Тяжелая, массивная драпировка.
- Наличие изделий из бронзы, серебра, позолоты и патины.
- Колоны, пилястры.
- Витиеватый узор.
- Лепнина.
- Предметы, ассоциирующиеся с воинскими достижениями – доспехи, щиты, оружие.
- Скульптуры.
- Картины маслом в богатых рамах.
- Большие зеркала с массивными золочеными рамами.
Основные цвета
Главный цвет, подчеркивающий черты стиля ампир – золотой. Он идеально олицетворяет дворцовую обстановку.
Дополняют его следующие цвета:
- Белый.
Создает ощущение легкости, воздушности. Золотым и белым цветом чаще всего отделывают потолок, стены и лестницы. - Красный.
Насыщенный красный цвет задействуется в качестве мягкой обивки, дорожек, штор. - Синий.
Используется в менее важных помещениях – предпокои, будуары. - Бирюзовый.
Дань современным тенденциям. Он уместный, прежде всего, в столовых и спальнях.
Ампир и барокко – есть ли разница
Даже неопытный в дизайне человек увидит много общего в барокко и ампире. Но есть ли разница?
Как уже было сказано выше, ампир возник во Франции в 19 веке. Барокко же зародилось в Италии, придя на смену ренессансу в 18 столетии. В переводе с итальянского baroque означает – напыщенность, причудливость. Стиль также противостоял классицизму, но уверенней.
В отличие от ампира, он более смелый, напыщенный, контрастный и динамичный. Если ампир демонстрирует воинские достижения, то барокко – отрешение от естественности, популярность маскарадных масок и балов.
Жив ли стиль сегодня?
Можно с уверенностью сказать, что дизайн в стиле ампир жив и имеет своих приверженцев.
Его выбирают амбициозные, уверенные в себе люди, которые ставят себе цели часто государственного масштаба. Ампир как нельзя лучше подчеркивает высокий статус и значимость человека в обществе.
Если несколько столетий назад в этом жанре выполняли дворцы, резиденции правителей, барские усадьбы, то сейчас сфера реализации расширилась. Ампир можно встретить в больших загородных домах, просторных квартирах с высокими потолками, банкетных и концертных залах, люксовых номерах в гостиницах.
Имперский стиль может нравиться кому угодно, но реализовать его под силу не каждому. Во-первых, ему нужна большая площадь, во-вторых, немалые финансовые траты, в том числе на антиквариат, в-третьих, без помощи профессионального дизайнера не обойтись.
Дизайнер поможет не только оформить обстановку по всем правилам, но и умело вписать современные, необходимые предметы быта, которые не были знакомы Наполеону, а некоторые из них – Сталину.
Оформляем жилище в стиле ампир
Рассмотрим варианты оформления дома или квартиры в стиле ампир.
Стены
Для комнаты в стиле ампир стены – не просто фон, а огранка изысканного содержания помещения.
- Каменная кладка не используется, обои – в редких случаях, например, с витиеватым узором, имитацией ткани.
- Поверхности окрашиваются белой или нежно-бежевой краской. Вместо нее можно использовать штукатурку.
- Далее их делят на симметрические части с помощью накладных молдингов, колон и лепнины.
- Выступающие элементы можно оставить белыми или покрыть позолотой.
Для спальни в стиле ампир используются цветные вкрапления нежных, ненасыщенных оттенков. Оптимальный цвет – бирюзовый. Он располагает к расслаблению и спокойному сну.
В качестве декора на стенах используют оружие (мечи, щиты, шпаги), а также картины маслом в массивных рамах – семейные портреты, изображения великих полководцев, императоров, реже – пейзажи.
Пол
- Напольное покрытие из лучших сортов древесины. Чаще всего укладывают паркетную доску художественным методом.
Такой пол предполагает узоры, созданные с помощью контрастов древесины. Орнамент начинается и сосредотачивается в центре помещения. Паркетная доска покрывается глянцевым лаком. Она торжественно блестит, отражая красоту и величественность стиля.
- Напольное покрытие делают и из мрамора тоже с узорами на греческий мотив.
В отличие от уязвимого к влаге и истиранию дерева, мрамор целесообразно укладывать в прихожей, кухне, ванной.
- Спальня включает в себя натуральный ковер с узорами и характерными для стиля расцветками.
- Гостиная в стиле ампир также может включать в себя ковер в диванной или обеденной зоне.
Потолок
Представляет собой произведение искусства с гризайлями, изысканной лепниной, патиной или позолотой.
- Основа потолка преимущественно белого цвета.
- Так как направлению свойственна центрическая композиция, вокруг люстры сосредотачивается основная масса лепных узоров, чаще всего в виде круга.
- По периметру потолка укладываются массивные молдинги.
Потолки должны быть высокими в большом помещении, тогда декор сможет максимально раскрыться.
Мебель
Воплощает роскошь и торжественность. Она изысканная и витиеватая.
- Основу составляет дерево.
- Мягкая часть мебели чаще всего – бархат или кожа.
- Ножки мебели с плавным изгибом. Они могут изображать лапы льва либо грифона.
- Плавные линии просматриваются и в декоре.
- Орнамент может быть выполнен в виде вьющихся растений и цветов.
Мебель в стиле ампир для каждого помещения подбирается одной породы. Довольно популярны консоли, банкеты с мягкой обивкой бархатом, кресла с массивными мягкими спинками, невысокие журнальные столики с массивными ножками, кровати с балдахинами, зеркала-псише, шкафы-витрины с полочками из стекла, большой обеденный стол со стульями с высокими спинками.
Центр помещения оставляют свободным. Мебель расставляется симметрически.
Освещение
Центром внимания служит главная люстра, кристально чистые частички которой переливаются под мерцанием множества ламп.
- Плафоны могут быть в форме свечей.
- Второстепенное освещение слегка приглушенное.
- Стены украшают бронзовые канделябры, пол – торшеры с массивными ножками.
Основа освещения богата декором в виде плавных изгибов, вьющихся растений, а также грифонов. Ее часто изготавливают из золоченой бронзы.
✽ ✽ ✽
Стиль ампир в интерьере квартиры максимально раскроется и обаяет своим величием, если жилище будет большой площади (70, 100 и более м кв.).
Реализовать его в хрущевке или в панельном доме будет неуместно и проблематично. Но даже если площадь квартиры позволяет, создавать стиль рекомендуется, заручившись поддержкой и помощью опытного дизайнера.
Смотрите более 700 фото классического дизайна домов, в том числе в стиле ампир в нашей галерее →
Стиль ампир в интерьере
Более величественный, чем классика, менее вычурный, чем барокко, традиционный и немного напыщенный – таков стиль, который стал отражением римского классического дизайна с элементами древнеегипетской культуры. При этом зародился он во Франции – во времена правления Наполеона Бонапарта. И ассоциируется стиль ампир с характером этого императора, стремящегося к славе римских правителей.
Сегодня редко кто использует такой дизайн в чистом виде, но его элементы могут присутствовать в оформлении благородных, торжественных и величественных помещений. Чаще всего его применяют в официальных учреждениях – зданиях, принадлежащих властным структурам, чтобы подчеркнуть их значение и величие. В таком стиле может быть оформлен кабинет генерального директора крупной корпорации или помещения фешенебельной гостиницы.
Немного истории
Зародился стиль ампир в начале XIX столетия, когда художник Жак Луи Давид, часто изображавший и восхвалявший императора Бонапарта, представил правителю мебель в его характере. Изделия так понравились Наполеону и его свите, что автор стал регулярно выполнять заказы на такую мебель.
Но «правил» величественный дизайн не очень долго – примерно с 1799 по 1814 год. До этого времени приоритетом аристократических интерьеров был французский неоклассицизм. Его чертами были античные мотивы, продвижение идей Просвещения, строгость и сдержанность. На смену же пришел довольно помпезный, чрезмерно напыщенный и величественный, но не такой вычурный, как барокко, ампир. Его недолговечность объясняется тем, что высшие круги общества вынуждены были использовать понравившиеся императору и его приближенным элементы интерьера, а после падения Наполеона популярность ампира пошла на спад. Хотя между вернувшимся в моду классицизмом и ампиром можно увидеть схожие черты.
Основной идеей стиля стало восхваление императорской власти и самого Наполеона. Много внимания уделяется военным действиям французской армии. При этом все искусство строго регламентируется властью. По заказу монарха возводятся и перестраиваются дворцы Мальмезон, Версаль, Лувр и Тюильри. Авторами выступили Пьер Фонтен и Шарль Персье. Они сделали императорские усадьбы помпезными и роскошными, чтобы выразить величие Священной Римской Империи, как того требовал Бонапарт.
Жак Луи Давид стал основоположником моды на ампир. В 1800 году он написал портрет мадам Рекамье, которую на свое усмотрение «одел» в римскую тунику. На картине она была изображена на кровати с типичным изогнутым изголовьем в императорском стиле. Рядом художник изобразил торшер в древнеримском стиле. Эту картину можно считать началом «царствования» нового стиля.
В 1812 году даже был выпущен справочник «Собрание эскизов для украшения интерьера», созданный Персье и Фонтеном. В книге было прописано использование самых разных народных мотивов всех времен, что провозгласило некоторую эклектичность ампира, но основой оставался величественный римский стиль.
Но стремление прославить величие римской империи доходило до смешного: Наполеон обязывал придворных ходить в римских туниках, и элита французского общества была вынуждена зимой мерзнуть в плохо обогреваемых дворцах.
Разновидности ампира в мире
Двигаясь в своих завоеваниях по континенту, Наполеон навязывал придуманный стиль везде. Конечно, он плохо приживался, ведь культурного обоснования ему не было, кроме величия императора. Но, что интересно, ампир прижился и даже стал востребованным в России: здесь – в стране, которая тоже расправляла крылья в качестве могущественного государства, − также воспевание императорской мощи стало актуальным, только на вершину превозносили, конечно, не Бонапарта, хотя какое-то время империи сосуществовали мирно, и французский монарх даже отправлял Александру I изображение «новостроек» Парижа. Такой стиль стал модным и в высших кругах русского аристократического общества. В итоге направления разделились.
«Русский ампир» проявил себя немного мягче, чем французский. Он был более классическим, чем обязан известному архитектору К. Росси. К тому же, российская интерпретация императорского стиля разделилась на столичное и провинциальное направление, чего не было нигде, даже в самой Франции. Впрочем, провинциальное направление дизайна все-таки больше напоминало классицизм из-за его сдержанности и пластичности.
Характерные черты стиля
С приходом стиля ампир интерьеры и предметы мебели становятся тяжеловесными. При этом сохраняется и даже в некоторой степени преувеличивается торжественность оформления. Здесь повсеместно используются ордерные системы, которые проявляются не только в обилии закономерно установленных колонн, но и в параллельных, симметричных, противопоставленных элементах и плоскостях.
Очертания преимущественно прямолинейные и массивные. Прослеживается четкая и понятная геометричность. Обязательным условием являются черты античной архитектуры. Но если классицизм использовал древнегреческие мотивы, то теперь более актуальными становятся древнеримские детали. Все чаще используется триумфальная арка как элемент конструкций и декора.
Есть и другие отличия, которые позволили отделить ампир от классицизма:
- Приглушенная и сдержанная палитра теряет свою актуальность. На смену ей приходят насыщенные, но, конечно, не пестрые решения.
- Ампир – более холодный и достаточно жесткий по характеру стиль. Это объясняется диктатурой Наполеона и его восхищение военными победами древних римлян.
- Императорское направление в оформлении интерьера не стремится вытеснить классические традиции, во многом их используя. Но при этом новый дизайн демонстрирует вырождение ценностей предыдущей эпохи.
- Ампир стал декорацией к развитию событий на политическом фронте, потеряв настоящую художественную ценность и отодвинув на второй план все ценности классицизма.
Примером типичной отделки стен служат обои с имитацией деревянной обшивки, придуманные декоратором Ж. Зюбером. Другой дизайнер того времени – Ж. Дюфур предложил другие обои – с картинами на темы римских мифов. В целом ампир не был лишен романтичности и восхищения древним эпосом. Но основа всего декора – это мотивы римских походов.
При всей эклектичности ампир никогда не использовал чрезмерное смешение стилей и мотивов, поэтому всегда нужно выбирать строгую композицию.
Цветовая палитра стиля ампир
Основой композиции становится красное дерево – роскошное и действительно богатое решение. В интерьере используется много бронзы, матово-черного и патинированного металла. Из бронзы изготавливаются светильники, вазы, часы, декор мебели.
Компаньонами в палитре помещения чаще всего выступают цвета императорского флага – красный, синий и белый. Эти оттенки используются в насыщенном, ярком виде. Часто именно они покрывают стены, используются в обивке мебели. Мягкие бархатные поверхности нередко выполняют в темном и насыщенном малиновом цвете.
Формы и линии
Напыщенность геометричного и достаточно симметричного стиля выражается во многих деталях:
- Контраст чистой стены без узоров комбинируется с узкими поясами орнаментов, присутствующих в деталях мебели, декоративных ваз и других элементов, которые необходимы для очерчивания конструктивных узлов.
- Орнамент строится на геометричных фигурах – ромбах, овалах, кругах. Но может быть и сюжетным – целой вереницей римской военной процессии. Хотя чаще применимы пчелы и звезды – типичный наполеоновский узор. Как правило, такие элементы присутствуют в виде золотой или серебряной вышивки на бархатном зеленом, шелковом малиновом или атласном синем фоне.
- В декоре нередко используются римские военные мотивы – щиты, скрещенные мечи. Аналогичным образом может быть использован фамильный герб. Он станет прекрасным украшением для настоящего родового гнезда.
- В отделке как поверхностей и конструкций, так и мебели используется богатый объемный рельеф. Это и пилястры, и лепнина, и статуэтки, фрески, имитация колонн.
- Формы мебели и деталей монументальны и торжественны, поэтому совершенно не применимы в тесных помещениях.
Материалы
Как и в классицизме, в интерьере в стиле ампир используются дорогие, роскошные, внешне очень богатые материалы. Но если в классическом оформлении это будут благородно сдержанные решения, то здесь в ярких синих или малиновых красках они смотрятся дорого до вульгарности. Особенно в сочетании с золотой, бронзовой, серебряной отделкой на фоне контраста такие оттенки подчеркивают богатство обстановки.
Так, в отделке и в деталях интерьера используются натуральные породы камня, массив дерева, хрусталь, настоящая бронза и серебро. Текстиль также необходим дорогой – бархат, шелк, хлопковый велюр, парча и др.
Напольные покрытия
Полы обычно покрывают деревом или камнем. Конечно, применима и керамическая плитка, но с имитацией камня, так как сама по себе она не относится к таким роскошным материалам, как мрамор или гранит. Из дерева изготавливают паркет, который будет наиболее уместным в данном стиле. Важно лишь выбрать дорогую породу древесины – с богатой и разнообразной фактурой.
Стены
Стены традиционно обивают текстильными полотнами – парчой или же шелком. Конечно, в современном интерьере это будут, скорее всего, обои с имитацией драпировки тканью. Если выбрать просто фактурные покрытия, они могут содержать объемный позолоченный рисунок – такой же витиеватый, но более вычурный, чем в классическом стиле.
Потолки
Потолки окрашивают в традиционный белый или молочный цвет. Среди современных решений уместен только матовый натяжной потолок или окрашенный гипсокартон. Но в обязательном порядке эту поверхность декорируют лепниной и барельефами. В особо просторных залах будут уместны и статуи Атлантов, поддерживающих потолок.
Мебель
Как уже говорилось, мебель обычно представлена изделиями из красного дерева. Применимы такие породы, как карельская береза, орех. Модели снабжают резьбой и объемными деталями – фигурами животных, мифических созданий, римских богов.
Декорирование интерьера
Декор можно смело назвать самой главной деталью в композиции в стиле ампир. Именно он призван выразить все величие, которое вкладывается в такой дизайн. Несмотря на напыщенность оформления, украшение помещений следует продумать тщательно. Композиционные возможности использования орнамента, описанные выше, могут сочетаться, но важно разместить их так, чтобы не создавалось ощущение навязчивого насаждения узоров и деталей. Величие и настоящая богатая роскошь не могут быть безвкусными. Конечно, в интерьере в стиле ампир аристократичность проявляется в демонстрации богатства, но помнить про чувство меры все-таки нужно всегда.
Среди деталей декора не только лепнина и барельефы, но и:
- мраморные вазы;
- шкатулки с инкрустацией из драгоценных металлов;
- зеркала в торжественных и ажурных рамах;
- фарфоровая посуда;
- массивные часы – как из дорогих пород дерева, так и из бронзы, камня;
- картины с изображением баталий, исторических событий;
- античные статуи;
- помпезные светильники – из хрусталя, бронзы, других металлов.
Тяжелые шторы тоже являются элементом декора. Как правило, их сочетают с коваными карнизами, легкими гардинами, варьируя обстановку и настроение. Занавеси украшают драпировками, бахромой, ламбрекенами, золотым шитьем.
В заключение
Такой стиль, конечно, сложно представить в обычной квартире, но и не в каждом частном доме он будет уместен. Оформление с таким торжественным дизайном выбирают для исключительных помещений, где есть место, чтобы развернуться с массивной мебелью, насыщенными оттенками, объемным декором, витиеватым орнаментом. При грамотном использовании ярких и величественных деталей обстановка получится достаточно благородной. Именно такая подойдет для реализации в кабинете руководителя высшего звена, конференц-зала, холла респектабельной гостиницы и, конечно, рабочего места президента страны.
Фотографии интерьера в стиле Ампир
Наполеон > Консульство и стиль ампир
Консульский период во Франции начался в ноябре 1799 года, когда Директория была свергнута в результате бескровного переворота и заменена тремя консулами, включая Наполеона. Это свержение последовало за серией военных катастроф и восстаний, которые привели к подрыву доверия к правительству. Через несколько недель после переворота Наполеон был назначен первым консулом. В 1802 году он был назначен пожизненным первым консулом, а в декабре 1804 года Наполеон короновал себя императором. Период его правления в качестве императора, с мая 1804 года по июнь 1815 года, известен как период Империи.
Наполеон, завоевавший свое положение благодаря своим политическим и военным достижениям, использовал художников, дизайнеров и архитекторов для продвижения и легитимации своего режима. Он назначил Шарля Персье (1764–1838) и Пьера-Франсуа-Леонара Фонтена (1762–1853) официальными архитекторами и дизайнерами периода ампир, и они стали основными представителями стиля ампир.
Дизайн эпохи Консульства и Империи характеризовался милитаристскими элементами – символами войны и победы, имперскими гербами, такими как беркут, классические пальмовые листья и лавровые венки. Эти символы власти устанавливали прямую визуальную связь между режимом и славой и авторитетом древнеримских императоров.
Сфинксы, крылатые львы и существа с орлиными головами использовались в качестве ножек столов и подлокотников стульев. Широкие, строгие поверхности экзотических пород дерева, особенно красного дерева, были украшены мотивами маркетри и ормолу (позолоченной бронзы), а тяжелый монументальный стиль мебели отражал грандиозное великолепие. Тяжелые основания подчеркивали монументальность внешнего вида, строго соблюдалась симметрия. В разгар периода ампира стиль был величественным и пышным.
Египетская кампания Наполеона вызвала во Франции повальное увлечение всем египетским. Подробные рисунки искусства и архитектуры, опубликованные по его возвращении художником и археологом Домиником-Виваном Деноном, привели к включению египетских мотивов в мебель и декоративно-прикладное искусство следующих десятилетий.
Наряду с военными, египетскими и классическими образами период Империи также включал в себя богатство и образы любви, чувственности и соблазнения: лебедь – одна из форм, которую бог Зевс принимал, чтобы соблазнять смертных женщин; лира – инструмент искусства и обольщения; а луки и стрелы – орудия Купидона.
Лебеди, также эмблемы Венеры и принятый символ Жозефины, использовались в качестве подлокотников или целых подлокотников кресел. Аспекты мифа об Амуре и Психее также были общей темой. Бабочка, символизирующая как Психею, так и душу, была повторяющимся мотивом.
Другие символы и мотивы периода Империи включали пчелу, символ бессмертия и воскресения, специально выбранную Наполеоном, чтобы связать его новую Империю с самим происхождением Франции, рог изобилия или рог изобилия; изображения Марса и Венеры, символизирующие любовь и мир, достигнутые военным успехом, и инициалы Императора и Императрицы – N для Наполеона и J для Жозефины.
Стиль ампир приобрел большую популярность и был принят при дворах по всей Европе. В Англии он был известен как стиль Регентства.
JACOB FRÈRES (приписывается) (производитель)
Франция 1796-1803
Шарль ПЕРСЬЕ (после) (дизайнер)
Кресло-гондола из будуара мадам Бонапарт во дворце Сен-Клу (Fauteuil gondole du boudoir de Saint au de Madame Bonaparte -Облако) (1802)
позолота и роспись Бук (Fagus sp.) и Орех (Juglans sp.), бархат, золотая нить
77,0 x 51,0 x 66,0 см
Национальный музей замков Мальмезон и Буа-Прео, Рюэй-Мальмезон (инв. MM 40.47.942) на депозите Mobilier National, Париж (инв. GMT 1504)
© Photo RMN — Droits reservés
Вверху: Jacob Frères была фирмой братьев Жоржа II (1768–1803) и Франсуа-Оноре Жакоб (1770–1841), которая производила роскошную мебель с 1796 по 1803 год. Подробнее
Вверху: Jacob Frères была фирмой братьев Жоржа II (1768–1803) и Франсуа-Оноре Жакоб (1770–1841), которая производила роскошную мебель со 1796–1803. Братья были сыновьями Жоржа Жакоба (1739–1814), который делал мебель для королевского двора, а затем и для Комитета общественной безопасности. Джейкоб Фрер был нанят Жозефиной Бонапарт для меблировки ее многочисленных резиденций. Это кресло-гондола с подлокотниками в форме лебедя было спроектировано архитектором Шарлем Персье на основе предыдущих кресел-гондол, поставленных Джейкобом Фрером для будуара Жозефины в Мальмезоне. Закрыть
- ФРАНЦИЯ
Кровать (освещенная) Ампир, период 1804-15
Красное дерево (Swietenia macrophylla), позолоченная бронза
135,0 x 202,0 см , Париж Жан Толанс - MAISON GRAND FRÈRES, Lyon (производитель)
Франция, действовал 18.00-10
Alexandre BROGNIART (декоратор)
Франция 1770-1847
Вывешивание для Премьер-салона Императора во Дворце Медон (Tissu pour le Premier Salon de au l’Empereur) Дворец Медон) 1808-09 (фрагмент)
дамасская ткань
140,0 x 54,0 см
Mobilier National, Paris (inv. GMTC 99/1)
© Photo RMN — Christian Jean - Производство de Sèvres (производитель)
France Est. 1756
Египетский черниль (инкриер égyptien) (1802)
Фарфолну (патированный и позолочен)
22,0 x 26,0 см
Sèvres cité de la céramique, Paris
999999999 (
. )
© Фото РМН — Кристиан Жан - Андре-Антуан РАВРИО (приписывается)
Французский 1759-1814
Любовь во главе с Верностью, часы (Pendule: L’Amour conduit par la Fidélité) (ок. 1805)
Колесница Любви во главе с Верностью, часы ( Pendule: Le char de l’Amour conduit par la Fidélité) (ок. 1805 г.)
позолоченная бронза, эмаль, мрамор
52,0 x 52,0 x 17,0 см
Fondation Napoléon, Paris
Donation Lapeyre (inv. 488)
© Fondation Napoléon Патрис Морин Бертье
История стилей: взгляд на стиль ампир
История стилей
Анна Ковальченко
Во время моей недавней поездки в Париж я посетил Лувр, где собрал много интересного материала для своего исследования «История стилей». В частности было несколько замечательных образцов интерьера и мебели эпохи ампир, поэтому в сегодняшнем посте я хочу поделиться основными характеристиками этого стиля.
Ампир появился во времена Наполеона Бонапарта и до сих пор воспринимается как символ успеха и власти.
Ампир выражает идеологию наполеоновской эпохи. Император мечтал объединить Европу и создать огромное национальное государство наподобие Римской империи. Для выражения его устремлений требовался новый архитектурный и художественный стиль.
Краткий обзор
Многие путают ампир с классицизмом. Эти стили действительно очень похожи, но есть и существенные различия. Ампир исключает в интерьере женские элементы, такие как туалетные столики, столики для рукоделия, пуфики и т. д. Ключевые характеристики ампира – официальность и величие, изящество и монументальность.
Открытие городов Помпеи и Геркуланума сыграло большую роль в формировании стиля ампир. Эти события произошли как раз накануне Великой французской революции и последующего установления наполеоновской империи.
Эти раскопки выявили повседневную жизнь древних римлян, а также внутренний декор, предметы мебели, декоративные настенные росписи, освещение и т.д. Все это стало имитироваться и копироваться в парижских салонах во времена Наполеона.
Одной из характеристик стиля ампир, унаследованного от Римской империи, была строгая симметрия. Еще одной отличительной особенностью является использование одного и того же дерева для всех предметов мебели в комнате. В спальнях появились кровати-лодочки или сани, которые стали очень популярны.
Основные элементы
Стены обычно окрашивались в интенсивные, насыщенные цвета – изумрудно-зеленый, бордовый, темно-синий или оклеивались обоями с греческими, римскими или египетскими узорами.
Ткани
Муслин, цветной шелк, саржа, мериносовая шерсть и дамасская ткань. Частые узоры включали лавровые листья, венки и лебединые мотивы.
Звериные мотивы
Еще одна частая черта стиля ампир – анималистические мотивы. Львы, орлы и змеи, связанные с отвагой, силой и мудростью, были самыми популярными животными «Империи». Их стилизованные головы и ноги украшали подлокотники и ножки мебели, а спинки стульев и диванов часто имели форму орлиного крыла.
Материалы
В 1801 году архитекторы Персье и Фонтен опубликовали книгу «Империя стилей дизайна интерьера», которая служила руководством для мебельщиков и декораторов по всей Европе. Мебель французского ампира, как правило, изготавливалась из красного дерева, украшенного бронзовыми и мраморными украшениями.
Лавровый венок — универсальный символ триумфа, победы и могущества. В стиле ампир он стал одним из самых используемых мотивов:
Кариатиды
Мебель в стиле ампир часто представляла архитектуру в миниатюре: классическую, симметричную и жесткую. А кроме того, его украшали такие чисто архитектурные детали, как колонны и кариатиды. Большинство столешниц, изготовленных в эту эпоху, опираются на их деревянные или бронзовые плечи.
Египетские мотивы
После похода Наполеона в Египет в 1797 году все, что связано с Древним Египтом, стало чрезвычайно модным в Европе. Соответственно, мебель была покрыта изображениями сфинксов, ибисов и иероглифов.
Пчела и лебедь
Архитекторы Персье и Фонтен создали для стиля ампир строгую систему символов: например, пчела, окруженная лавровым венком, обозначала Наполеона, а лебедь – императрицу Жозефину.
Пальметта и акант
Два основных орнамента в стиле ампир имеют разное, но одинаково древнее происхождение. Классический акант, декоративный элемент в виде стилизованных листьев или стеблей аканта – античный мотив. Пальметта, веерообразный орнамент, напоминающий пальмовый лист, — дань египетскому тренду.